Конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Алексея Андреевича Ляпунова

Россия, Новосибирск, Академгородок, 8 - 11 октября 2001 года,
(номер государственной регистрации 0320300063)

Тезисы докладов


Перспективные проблемы образования

Учебные семинары "Как решать незнакомую задачу"

Щетников А.И., Щетникова А.В.

Центр образования (Междуреченск),
НОУ "Наша Школа" (Новосибирск)

Типичный для математического сообщества взгляд на содержание и формы "нетрадиционного" математического образования состоит в том, что это образование мыслится ориентированным на отбор наиболее талантливых детей с целью воспроизводства данного сообщества. К формам такого образования относятся физико-математические школы и классы, математические кружки, олимпиады, турниры и т.п. Ценности такого подхода являются несомненными. И всё же мы считаем, что осмысленное усвоение фундаментальных математических идей должно составлять основу не только специализированного математического образования, но также и общего образования, поскольку математика является его частью. Разработки нашей группы связаны с поиском нетрадиционных форм общего математического образования, которые позволили бы в сжатые сроки сформировать у старшеклассников и студентов ясное представление об основных идеях того или иного раздела математики и дать им возможность практически освоить базовые понятия этого раздела. Тематика всего круга наших исследований и разработок связана с идеей преподавания математики в историческом контексте на основе рационально построенной реконструкции математической деятельности (см. И.ЛАКАТОС, "Доказательства и опровержения").

Одной из наших разработок являются интенсивные учебные семинары "Как решать незнакомую задачу". Назначение этих семинаров состит в том, чтобы донести до участников (как учителей, так и учеников) простую мысль: знания при решении незнакомой задачи важны, но здравомыслие - гораздо важнее, потому что применение знаний всегда опосредовано пониманием сути задачи. ?Задача должна выглядеть осмысленной не только с позиции учителя, но и с позиции ученика. Желательно, чтобы она была связана с повседневным опытом учащихся; хорошо также, если постановка задачи связывается с шуткой, каламбуром или небольшим парадоксом. Задачу можно также начать с какого-либо хорошо известного учащимся факта; хорошо, если она при этом будет содержать нечто, представляющее общий интерес или возможность применений? (Д. ПОЙА, Математическое открытие).

В качестве примера удачной с нашей точки зрения задачи приведём следующую: "Пусть выстиранное бельё в выжатом виде содержит 1 л мыльной воды. Для полоскания этого белья отведено 10 л чистой воды. Как лучше всего использовать эту воду, чтобы бельё после полоскания стало максимально чистым?" Формулировка задачи намеренно выбрана "формально неточной", чтобы участники семинара имели возможность доопределить её самостоятельно. Подходы к решению являются многоуровневыми (от простых расчётов для того или иного конкретного случая до обсуждения теоретической проблемы существования предельной степени очистки и самостоятельного открытия такого математического объекта, как число "е"), что позволяет участникам и группам найти своё место в общей работе семинара.

Поставленная задача решается обычно в несколько рабочих циклов. Каждый цикл включает в себя поиск решения в малых группах (6 групп по 6-8 человек), представление результатов решения в форме стендовых докладов и последующую общую дискуссию. Этой организационной формой достигаются высокая интенсивность работы - и одновременно психологическая комфортность участников. Психологической комфортности способствуют также проводимые в рамках семинара интеллектуальные игры.

Дополнительные материалы: HTML
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2001, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт систем информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт математики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Новосибирский государственный университет
Дата последней модификации 06-Jul-2012 (11:45:21)