Координаторы: д-р экон. наук Бандман М. К. , д-р экон. наук Малов В. Ю., член-корр. РАН Ламин В. А.
Исполнители: ИЭОПП, ИИ ОИИФФ СО РАН, ИСА, ИСЭПС УрО РАН
На основе теории ТПК разработан методический подход к освоению проблемных регионов ресурсного типа и интеграции их экономик. С использованием экономико-математических моделей системы ТПК:
обоснована необходимость реализации межрегионального проекта “Коми-Урал” для обеспечения устойчивого функционирования металлургии и энергетики Урала минеральными ресурсами Коми. Разработанная “Комплексная программа поддержания и развития Уральского региона с использованием минерально-сырьевых ресурсов Республики Коми” передана в Правительство Республики Коми;
определены перспективы межрегиональной интеграции экономики субъектов Федерации Севера Западной Сибири (Тюменской области, ХМАО и ЯНАО) между собой и с регионами европейской части страны, Урала и Сибири.
Для укрепления интеграционных связей названных регионов предложен вариант формирования новой Северо-Российской Евразийской магистрали (соединение дорог: Баренцкомура, Севсиба и БАМа). Она свяжет порты Баренцева моря (Индига) на западе и Тихого океана (Ванино) на востоке и пересечет многие проблемные регионы ресурсного типа — важнейшие сырьевые базы России первой четверти XXI столетия (рис. 1).
Рис. 1. Северо-Российская Евразийская магистраль и проблемные регионы ресурсного типа зоны ее обслуживания. Fig. 1. North Russian Eurasian Railway and its Problem Regions of Resources Tipe. |
Ее создание обеспечит:
транспортное обслуживание формирующихся на базе освоения уникальных источников минерального сырья и энергии индустриальных очагов северных и сибирских регионов, что создаст предпосылки для формирования Северного широтного пояса освоения экономического пространства в пределах Ближнего Севера Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;
новые кратчайшие выходы глубинных районов Северного Урала, Западной и Средней Сибири на мировые рынки — на побережье Баренцева моря через “Северный переход Урала” и “Северные ворота” и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через тихоокеанские порты;
создание второго широтного транспортного коридора вдали от государственных границ России, что приведет к укреплению ее стратегической безопасности;
формирование надежного межконтинентального моста, связывающего Азию с Европой и Северной Америкой, что укрепит геополитическую позицию России в мирохозяйственной системе.
Наряду с новой магистралью в пределах России предлагается схема межконтинентальных транспортных коридоров (рис. 2).
Рис. 2. Трансконтинентальные коридоры России Fig. 2. Transcontinental Corridors of Russia. |
Три широтных коридора:
-Арктический, связывающий северные части Атлантического и Тихого океанов по акватории Северного Ледовитого океана;
-Северо-Российская Евразийская магистраль;
-Транссибирская магистраль, связывающая страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии.
Четыре меридиональных коридора:
-“Север — Юг”, связывающий Балтийское море с Каспийским и Черным морями с выходом к Индийскому океану;
-Уральский, связывающий Урал со странами Центральной Азии;
-Енисейский, связывающий арктические и южные районы Средней Азии и страны Северной Америки со странами Южной и Юго-Восточной Азии (водная транспортная система “Енисей — СМП” и трансполярные воздушные трассы моста “Америка — Северный полюс — Азия”);
-Дальневосточный, связывающий Канаду и США со странами Восточной Азии. В перспективе Трансконтинентальная железнодорожная магистраль (Северная Америка —Азия через Берингов пролив).
Показано, что аналогичная геополитическая ситуация современной России и России 20-х годов XX в. (отсутствие портов на Балтике) позволяет использовать анализ ретроспективы научных и проектно-изыскательских проработок для обоснования независимых выходов Сибири и России в целом на мировые рынки через океанские порты (рис. 3). В частности, предлагается возврат к рассмотрению перспективного порта Индига (для Северо-Российской Евразийской магистрали). Анализ замыслов и проектов транспортного строительства начала XX в., хронологии отступлений и возврата к ним показывает наличие “циклов возвратно-поступательного движения” для крупных транспортных коммуникаций, включающих в себя опорные железнодорожные магистрали и порты. Систематизация и обобщение многочисленных проектных инициатив позволяет оптимизировать процесс адаптации отечественной транспортной системы к сложившимся и перспективным направлениям коммуникационного обеспечения не только Азиатской России, но и всего Востока Евроазиатского материка.
Рис. 3. Схема проектов железных дорог и морских портов на Европейском Севере, середина 1930-х годов. Fig. 3. Railway and Seaport Projects of European North, 1930. |
Список основных публикаций
Оглавление | Далее |