НАСЕЛЕНИЕ ГОРНОГО АЛТАЯ В ЭПОХУ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА КАК
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЧЕСКИЕ
СУДЬБЫ (ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ)

Координаторы: акад. Молодин В. И., канд. биол. наук Ромащенко А. Г.

Исполнители: ИАЭТ, ИЦиГ СО РАН


Проведен молекулярно-генетический анализ фрагментов мтДНК, полученных из мягких тканей мумий и других особей пазырыкской культуры, а также, на основе специально разработанной методики, — из костных остатков пазырыкской, предшествующей ей по времени и других культур Азии. Полученные результаты дают основание полагать, что современные этнические группы Евразии являются потомками одной протопопуляции Центральной и Средней Азии. От ее западной и северо-западной частей, вероятно, произошли современные европейские, финно-угорские и самодийские популяции. При этом структура митохондриального генофонда пазырыкцев, живших 2,5 тыс. лет назад, была намного ближе к типовой протопопуляции западного генофонда по сравнению с генофондами мтДНК любой из современных популяций. Совокупность проанализированных последовательностей мтДНК пазырыкцев наиболее широко представлена в митохондриальных генофондах современных популяций самодийских народностей Западной Сибири (см. рисунок).

Дендрограмма филогенетических связей митохондриальных генофондов современных этнических групп и пазырыкской популяции.

Figure. Dendrogram showing phylogenetic relationships between modern groups and the Pazyryk population based on mitochondrial DNA.

МтДНК основной части проанализированных костных остатков пазырыкцев, по-видимому, в существенной мере отражает древнюю автохтонную компоненту их генофонда. Родственные варианты в единичных случаях обнаружены в генофондах саамов, коряков и алтайцев. Родственные митотипы, но приобретшие достаточно много дополнительных замен, широко представлены в митохондриальном генофонде эвенов. Таким образом, представляется наиболее вероятным, что данная компонента митохондриального генофонда пазырыкцев является автохтонной для Центральной Азии и, вероятно, присутствовала в регионе до расхождения основных расовых стволов и формирования современных этнических групп.

Обнаружение идентичных вариантов мтДНК в разных захоронениях носителей пазырыкской культуры плоскогорья Укок свидетельствует либо об их прямом родстве по материнской линии, либо о крайне широкой представительности у пазырыкцев конкретных митотипов автохтонного происхождения.

Антропологический тип, характеризующийся аналогичной комбинацией расовых признаков, обнаружен у людей, населявших Горный Алтай в эпоху неолита и раннего металла, а также у носителей каракольской культуры эпохи бронзы данного региона. Без какой-либо принципиальной трансформации он вошел в состав пазырыкской культуры. Этот компонент является автохтонным для данной культуры.

Из группы эпохи раннего железа Евразии по морфологическому компоненту пазырыкцы наиболее близки к представителям кочевого населения примыкающих к ареалу пазырыкской культуры отрогов Западного Саяна, саков и усуней Центрального и Восточного Тянь-Шаня, горно-степных котловин Юго-Западного Алтая, Джунгарского Алатау, а также сако-усуньской популяции Алайской долины и тагискенских саков-сакараваков Восточного Приаралья. Этот факт должен иметь историческую основу, поскольку распространение антропологичеких типов связано с переселением и смешением племен.

Этнокультурогенез культуры, предшествующей пазырыкской, реконструируется с эпохи бронзы, когда на завершающей стадии существования каракольской культуры, этнически самодийской, значительная часть ее носителей вступили в тесные контакты с пришедшим с запада населением бегазы-дандыбаевской либо близкой ей культуры, этнически иранской. В результате некогда единый самодийский блок разбился как бы на две части. Одна из них автохтонная, ее представляли сначала раннескифская (усть-куюмская) группа, а затем носители кара-кобинской культуры. Вторая — этнически ирано-самодийская, стала представлять пазырыкскую культуру. Длительное сосуществование этих культур объясняется их родственной (самодийской) этнической подосновой.

В конце III—начале II вв. до н. э. под ударами гуннов, двигающихся из Центральной Азии на север, часть пазырыкцев была вынуждена покинуть исконные территории Горного Алтая и мигрировать на север через зоны обитания родственного (самодийского) населения большереченцев и кижировцев. Параллельно ей двигалась вытесняемая из присаянья волна ирано-самодийских тагарцев.

Последующие волны миграции самодийского и ирано-самодийского населения на север связаны с тюркизацией населения Южной Сибири, которая вызвала ассимиляцию или “выдавливание” отдельных групп населения на Север.

 

Список основных публикаций

  1. Население Горного Алтая раннего железного века как этнокультурный феномен. Происхождение, генезис, исторические судьбы (по данным археологии, антропологии, генетики)/ ред. В. И. Молодин. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2003 (В печати).
  2. Молодин В. И. Археология: итоги и перспективы междисциплинарных исследований// Вестник РАН. 2001. Т. 71, № 9. с. 788—796.
  3. Molodin V. I. Origin, ethnic history and historical desting of the Pazyryk culture (Gorny Altai)// Adaptation and Transfer of atvanced Technologies in Asia. Novosibirsk, 2002. p. 168—192.

 


  Оглавление Далее