Координаторы: акад. Молодин В. И., канд. биол. наук Ромащенко А. Г.
Исполнители: ИАЭТ, ИЦиГ СО РАН
Проведен молекулярно-генетический анализ фрагментов мтДНК, полученных из мягких тканей мумий и других особей пазырыкской культуры, а также, на основе специально разработанной методики, — из костных остатков пазырыкской, предшествующей ей по времени и других культур Азии. Полученные результаты дают основание полагать, что современные этнические группы Евразии являются потомками одной протопопуляции Центральной и Средней Азии. От ее западной и северо-западной частей, вероятно, произошли современные европейские, финно-угорские и самодийские популяции. При этом структура митохондриального генофонда пазырыкцев, живших 2,5 тыс. лет назад, была намного ближе к типовой протопопуляции западного генофонда по сравнению с генофондами мтДНК любой из современных популяций. Совокупность проанализированных последовательностей мтДНК пазырыкцев наиболее широко представлена в митохондриальных генофондах современных популяций самодийских народностей Западной Сибири (см. рисунок).
Дендрограмма филогенетических связей митохондриальных генофондов современных этнических групп и пазырыкской популяции. Figure. Dendrogram showing phylogenetic relationships between modern groups and the Pazyryk population based on mitochondrial DNA. |
МтДНК основной части проанализированных костных остатков пазырыкцев, по-видимому, в существенной мере отражает древнюю автохтонную компоненту их генофонда. Родственные варианты в единичных случаях обнаружены в генофондах саамов, коряков и алтайцев. Родственные митотипы, но приобретшие достаточно много дополнительных замен, широко представлены в митохондриальном генофонде эвенов. Таким образом, представляется наиболее вероятным, что данная компонента митохондриального генофонда пазырыкцев является автохтонной для Центральной Азии и, вероятно, присутствовала в регионе до расхождения основных расовых стволов и формирования современных этнических групп.
Обнаружение идентичных вариантов мтДНК в разных захоронениях носителей пазырыкской культуры плоскогорья Укок свидетельствует либо об их прямом родстве по материнской линии, либо о крайне широкой представительности у пазырыкцев конкретных митотипов автохтонного происхождения.
Антропологический тип, характеризующийся аналогичной комбинацией расовых признаков, обнаружен у людей, населявших Горный Алтай в эпоху неолита и раннего металла, а также у носителей каракольской культуры эпохи бронзы данного региона. Без какой-либо принципиальной трансформации он вошел в состав пазырыкской культуры. Этот компонент является автохтонным для данной культуры.
Из группы эпохи раннего железа Евразии по морфологическому компоненту пазырыкцы наиболее близки к представителям кочевого населения примыкающих к ареалу пазырыкской культуры отрогов Западного Саяна, саков и усуней Центрального и Восточного Тянь-Шаня, горно-степных котловин Юго-Западного Алтая, Джунгарского Алатау, а также сако-усуньской популяции Алайской долины и тагискенских саков-сакараваков Восточного Приаралья. Этот факт должен иметь историческую основу, поскольку распространение антропологичеких типов связано с переселением и смешением племен.
Этнокультурогенез культуры, предшествующей пазырыкской, реконструируется с эпохи бронзы, когда на завершающей стадии существования каракольской культуры, этнически самодийской, значительная часть ее носителей вступили в тесные контакты с пришедшим с запада населением бегазы-дандыбаевской либо близкой ей культуры, этнически иранской. В результате некогда единый самодийский блок разбился как бы на две части. Одна из них автохтонная, ее представляли сначала раннескифская (усть-куюмская) группа, а затем носители кара-кобинской культуры. Вторая — этнически ирано-самодийская, стала представлять пазырыкскую культуру. Длительное сосуществование этих культур объясняется их родственной (самодийской) этнической подосновой.
В конце III—начале II вв. до н. э. под ударами гуннов, двигающихся из Центральной Азии на север, часть пазырыкцев была вынуждена покинуть исконные территории Горного Алтая и мигрировать на север через зоны обитания родственного (самодийского) населения большереченцев и кижировцев. Параллельно ей двигалась вытесняемая из присаянья волна ирано-самодийских тагарцев.
Последующие волны миграции самодийского и ирано-самодийского населения на север связаны с тюркизацией населения Южной Сибири, которая вызвала ассимиляцию или “выдавливание” отдельных групп населения на Север.
Список основных публикаций
Оглавление | Далее |