Координатор: д-р физ.-мат. наук Козлов В. В.
Исполнители: ИТПМ, ИФП СО РАН
Разработана система управления обтеканием тел, предназначенная для выборочного целенаправленного воздействия на гидродинамические явления, которые протекают в потоке жидкости (газа) на малых временах в ограниченных областях пространства, играя заметную роль в процессе турбулизации сдвиговых течений. В нее входят сенсор, актюатор и специализированный электронный блок для обеспечения согласованной работы первых двух элементов (рис. 1). В процессе управления сенсором контролируются средние во времени и пульсационные характеристики течения. В случае их неблагоприятного изменения срабатывает актюатор, который оказывает необходимое воздействие на пристенную область потока, возвращая течение в оптимальное состояние.
Рис. 1. Система управления пристенным течением. Fig. 1. Control system of a near-wall flow. |
Спроектированы и разработаны технологические маршруты формирования сенсора и актюатора, методом кремниевой планарной технологии созданы опытные образцы этих устройств, обследованы их метрологические характеристики. Сенсор представляет собой датчик давления мембранного типа, который обепечивает бесконтактное измерение требуемых характеристик течения. Актюатором служит микроинжектор, в работу которого заложен электростатический принцип возбуждения: при перемещении подвижной мембраны актюатора происходит вдув газа в поток через отверстие в поверхности обтекаемого тела. С помощью электронного блока при выбранном уровне сигнала сенсора осуществляется автоматический запуск актюатора.
Работоспособность системы управления (комплекса: сенсор — электронный блок — актюатор) проверена в аэродинамических экспериментах применительно к задаче предотвращения срыва потока с передней кромки крыла, расположенного под большими углами атаки (рис. 2). Результаты, полученные при низких дозвуковых скоростях течения в диапазоне малых чисел Рейнольдса (Re ~ 100 000), показали возможность ее эффективного использования.
Рис. 2. Управление обтеканием крыла, расположенного под большим углом атаки в дозвуковом потоке газа. Срыв потока с передней кромки (а) и присоединенное течение (б). Fig. 2. Flow control on a high-angle-of attack wing at subsonic velocities. Leading-edge separation (a) and attached boundary layer (б). |
Помимо проектирования, изготовления элементов системы управления и ее тестирования проведены экспериментальные исследования явления ламинарно-турбулентного перехода в пограничном слое. Получены новые опытные данные о свойствах возмущений дозвуковых сдвиговых течений, доминирующих при переходе в турбулентное состояние, которые могут служить объектом управления и/или использоваться в качестве управляющего воздействия.
Список основных публикаций
В оглавление | Далее |