Координатор: д-р экон. наук Суспицын С. А.
Исполнители: ИЭОПП, ОРЭиСП ИНЦ СО РАН, ИЭ УрО РАН,
ИЭИ ДВО РАН, ИСЭИ УНЦ РАН
Предложена концепция комплексной оценки влияния различных направлений государственной социально-экономической политики на региональное развитие, суть которой может быть выражена следующей словесной “формулой”: “решения федерального центра — экономики регионов — обобщающие индикаторы — межрегиональные сравнения — общие итоги по РФ — оценка эффективности решений федерального центра — коррекция управляющих решений — оптимальное сочетание рычагов и методов социально-экономической политики”.
Разработана специальная модификация комплекса региональных моделей (рис. 1) для оценки влияния вариантов социально-экономической политики на региональное развитие, межуровневые отношения и выбор мер государственной поддержки нуждающихся регионов. Структурированы параметры и инструменты важнейших направлений социально-экономической политики в регионе с целью их отражения в региональных моделях и модельных комплексах для оценки влияния на развитие регионов. Разработана единая программная оболочка со специальным языком для пользователя, позволяющая оперативно перестраивать архитектуру модельного комплекса или включать в него новые методики и процедуры. На этой платформе осуществлена интеграция составных частей проблемно-ориентированных комплексов прогнозно-аналитических расчетов. Разработаны методики и процедуры, обслуживающие все этапы прогнозно-аналитических расчетов, начиная с подготовки исходной информации, построения ключевых индикаторов регионального сравнения, выявления тенденций регионального развития. Накоплены и систематизированы массивы региональных данных за 1995—2002 гг.
Рис. 1. Структура модельного комплекса СИРЕНА-2. Fig. 1. The model complex's SYRENA-2 structure. |
Разработаны мониторинговые системы для сравнительного анализа социально-экономического состояния регионов РФ на разных уровнях территориальной иерархии: России в структуре семи федеральных округов и 25 макрорегионов РФ; федеральных округов в разрезе субъектов РФ; отдельных регионов РФ.
На основе специального алгоритма, позволяющего сопоставлять парные суждения о сравнительной важности отдельных направлений социально-экономической политики, получены количественные оценки приоритетов социально-экономической политики федерального центра для страны в целом и с позиций ее отдельных макрорегионов. Измеренная в номинальных показателях (текущих региональных ценах) политика федерального центра не имеет ярко выраженных приоритетов. Результаты измерения приоритетов зависят от степени учета межрегиональных различий. При переходе к сопоставимым измерителям (приведенным ценам), элиминирующим региональные удорожания, коэффициент вариации компонент вектора приоритетов возрастает в 2,5 раза. Отчетливо видно, что экономический рост, инвестиционная, промышленная, аграрная и бюджетная политики не входят в перечень первоочередных приоритетов; наименьшее внимание в политике федерального центра отведено доходам населения (см. таблицу).
Оценки (доля) приоритетов федеральной политики.
The federal Policy's Prioryties
Политика |
Оценки приоритетов |
|
номинальные |
приведенные |
|
Доходов населения |
0,09 |
0,06 |
Занятости |
0,12 |
0,21 |
Экономического роста |
0,11 |
0,06 |
Инвестиционная |
0,1 |
0,08 |
Промышленная |
0,15 |
0,09 |
Аграрная |
0,12 |
0,08 |
Инфраструктурная |
0,11 |
0,19 |
Бюджетная |
0,12 |
0,08 |
Налоговая |
0,07 |
0,15 |
Фактическая политика федерального центра по-разному оценивается в маргинальных группах регионов. Регионы-лидеры более полно используют возможности социально-экономической политики, проводимой на федеральном уровне. Разница оценок регионами-лидерами и федеральным центром векторов приоритетов федеральной политики меньше в 1,5 раза, чем аналогичная разница для регионов-аутсайдеров.
Получены оценки динамики структуры инвестиций в восточные районы страны при сохранении мотиваций основных инвесторов (рис. 2).
Рис. 2. Эволюция структуры инвестиций, % к РФ. Федеральные округа: 1 - Уральский, 2 - Сибирский, 3 - Дальневосточный. Fig. 2. The evolution of the investment's structure. Federal districts: 1 - Uralian, 2 - Siberian, 3 - Far Eastern. |
Сохранение сложившихся условий и механизмов формирования и использования инвестиционных ресурсов в стране снижает инвестиционную привлекательность восточных районов РФ в долгосрочной перспективе, особенно Дальневосточного федерального округа.
Результаты исследований использованы: при разработке научных основ стратегии развития Сибири (раздел “Региональный разрез стратегии социально-экономического развития Сибири”); при подготовке для Минэкономразвития РФ аналитической записки “Региональный разрез основных направлений социально-экономического развития РФ на период до 2010 г.”; в исследованиях институтов-соисполнителей проекта.
Список основных публикаций
Оглавление | Далее |