ФОЛЬКЛОР ЭВЕНКОВ И ЭВЕНОВ

Координатор: д-р ист. наук Алексеев Н. А., канд. филол. наук Мыреева А. Н.

Исполнители: ИФЛ, ИПМНС СО РАН


На основе анализа расшифрованных текстовфольклорного наследия эвенов и эвенков, собранных в 70—90 гг. XX века, а также в результате экспедиционных исследований, проведенных в рамках реализации данного проекта, установлено, что в духовной культуре эвенков и эвенов сохраняются весьма архаичные пласты устного народного творчества.

Зафиксированы космогонические мифы эвенов, повествующие о том, что Млечный путь — это следы лыж охотника Оинде, забежавшего на небо в погоне за лосем. Подобные мифы были ранее записаны у эвенков и проанализированы в трудах отечественных исследователей. Эти мифы имеют параллели в мифологии палеоазиатских народов Сибири. Также к древнейшему пласту мифологии аборигенов Сибири относятся мотивы о родстве с медведем. У эвенов и эвенков есть мифы о женщине, которая заблудилась в тайге, зимовала в берлоге у медведя и родила от него сына, получеловека-полумедведя.

Зафиксирован считавшийся исчезнувшим в ходе развития эвенского фольклора жанр героических сказаний; расшифрованы и проанализированы тексты эпических сказаний. Показано, что у эвенков, наряду с крупными эпическими полотнами, например, такими как сказание “Дулин буга Торгандунин” (“Торгандун средней земли”), повествующее о подвигах семи поколений богатырей (объем оригинала 357 стр. машинописи), существовали логически завершенные сказания объемом всего от семи до 61 страницы, т. е. сказывавшиеся в течение всего получаса или трех часов.

Анализ произведений другого архаического пласта эпического творчества эвенков и эвенов, так называемых хосунных сказаний, показал, что они близки к преданиям юкагиров о богатырях — главах их отдельных родов. Высказана гипотеза о том, что предания о хосунах возникли у древних предков юкагиров и позже вошли в фольклор других аборигенов Сибири.

Эпизод камлания эвенкийской шаманки.

Figure. An apizode of the shamaic ritual.

Показаны общие основы обрядовой поэзии эвенков и эвенов. Так, у обоих народов зафиксированы поэтические образцы, связанные с обрядом “кормления” огня, что подтверждает общность этого культа у коренных народов Сибири (см. рисунок). Высказана гипотеза об общих древних корнях произведений, сопровождающих обряд магического очищения арчой (можжевельником). Эвенки, эвены, тюркоязычные и монголоязычные этносы Сибири верили в очищающие свойства молнии, огня и можжевельника. Отнесение хвойного кустарника можжевельника к числу волшебных предметов, обеспечивающих очищение, быть может, является итогом раннего взаимодействия мифологии народов Индии и Сибири. Речь идет о древнейшем этапе проникновения буддийского учения в Южную Сибирь и, может быть, на Дальний Восток. Согласно буддийской мифологии, хвойные деревья стали вечнозелеными потому, что на них любила отдыхать громадная волшебная кукушка, обладающая даром оживлять умерших, обеспечивать вечное лето. Образ этой птицы встречается в фольклоре монголоязычных бурят и калмыков, тюркоязычных народов Сибири и, возможно, тунгусоязычных этносов. Анализ эвенкийских обрядовых заклинаний, связанных с широко распространенным в Сибири обрядом привязывания полосок из новой ткани и ленточек в жертву различным духам, прежде всего духам-хозяевам определенных мест, позволяет высказать гипотезу, что эти полоски олицетворяют волшебные нити судьбы, которыми связаны люди с верхним, небесным существом.

 

Список основных публикаций

  1. Г. Кэптукэ, В. Роббек. Тунгусский архаический эпос (эвенкийские и эвенские героические сказания)/ ИПМНС СО РАН. Якутск, 2002. 210 с.

  Оглавление Далее