Сибирское отделение РАН координирует деятельность региональной научно-технической программы "Сибирь", которая выполняется академическими институтами совместно с отраслевыми и вузовскими организациями в интересах развития производительных сил Сибири.
За период действия программы накоплен обширный фактический материал, позволяющий делать обоснованные прогнозы по демографической, экологической и социально-экономической ситуации в регионе, что, в свою очередь, позволяет как проводить экспертизы крупнейших хозяйственных проектов, так и обосновывать первоочередное развитие общесибирской инфраструктуры: железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного транспорта, строительство новых станций и портов, нефте-, газо- и углепроводов, линий электропе редач, разработку и использование систем информатизации и связи. Рассматриваются вопросы создания и развития рынка научно-технической продукции, вопросы конверсии и диверсификации ВПК Сибири, ориентация его на "двойные" технологии, на выпуск импортозамещающей продукции.
Региональная научно-техническая программа (РНТП) "Сибирь" является основным каналом проработки и подготовки решений по узловым проблемам и сценариям развития экономики региона.
В РНТП "Сибирь" отработаны эффективные организационные формы, обеспечивающие широкое участие ученых в решении государственных и региональных проблем, что позволяет ученым активно участвовать в деятельности Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) как через разработку крупных федеральных и региональных программ (Энергетические стратегии России и Сибири, Основные направления экономического и социального развития Сибири на период до 2005года, Обеспечение охраны и рационального использования ресурсов озера Байкал и др.), так и путем постановки специальных вопросов на заседаниях Совета МАСС.
По инициативе руководства СО РАН и РНТП "Сибирь" на заседании Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", 12 августа 1999 г. в Томске, в присутствии председателя Правительства РФ В.В. Путина и большинства членов правительства состоялось обсуждение вопроса о науке и высшей школе Сибири. В принятом по этому вопросу решении отмечалось, что Академия наук СССР, отраслевые академии и вузы Сибири обеспечили кадровое и научно-техническое сопровождение развития сибирских территорий в ХХ в., однако в последние годы влияние государства и, как следствие, региональных отделений РАН, РАСХН, РАМН, а также вузов Сибири на эффективность социально-экономического развития регионов непрерывно снижается. Совет ассоциации рекомендовал органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ряд конкретных мероприятий для улучшения ситуации в научно-образовательном комплексе Сибири.
В частности, Правительству РФ предложено поручить Минэкономике, Минфину и Минюсту России разработать и реализовать нормативно-правовые механизмы, в том числе через законодательные инициативы, приоритетного финансирования научно-технических разработок и подготовки кадров для Сибири за счет обязательных отчислений в размере 1,5 % средств от реализации товаров и услуг действующими на территории сибирского региона предприятиями топливно-энергетического, горнодобывающего и перерабатывающего комплексов. Надо отметить, что уже 13 октября 1999г. вышло постановление Правительства РФ, определившее порядок образования подобных фондов.
На заседании подписано Соглашение о сотрудничестве в области формирования и реализации научно-технической и инновационной политики, подготовки кадров высшей квалификации между Министерством науки и технологий Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение" и Сибирским отделением Российской академии наук.
В Соглашении, в частности, предусматривается осуществление единой научно-технической и инновационной политики сибирского региона. Сотрудничество между Сторонами в рамках Соглашения будет осуществляться в первую очередь путем реализации научных, научно-образовательных и научно-технических проектов в рамках программы "Сибирь" и программ региональных научно-образовательных комплексов.
Финансирование научно-технических программ и проектов осуществляется на долевой основе путем заключения соглашений и договоров из средств: МАСС, Миннауки РФ, Минобразования РФ, других заинтересованных министерств и ведомств, областных бюджетов, внебюджетных фондов, межрегиональных и региональных инвестиционных фондов, предприятий, заинтересованных в результатах выполняемых программ и проектов, а также за счет средств международных фондов и программ, частных инвесторов.
В целях усиления инновационной деятельности в субъектах федерации сибирского региона проводятся выездные заседания научного совета программы "Сибирь" с демонстрацией законченных разработок. Такие заседания прошли в городах Омске (1999 г.) и Улан-Удэ (2001 г.). Результатом этих выездных заседаний стало заключение ряда соглашений и договоров как на организацию производства на базе законченных разработок, так и на поставку институтами СО РАН готовой продукции.
В частности, ФГУП ПО "Полет" (г. Омск) освоено производство пневмопробойников (кротов) Института горного дела и начато освоение ветроустановок, разработанных Институтом теоретической и прикладной механики. По разработкам Института катализа им. Г.К. Борескова налажен выпуск катализаторов для нефтепереработки, достигнута договоренность об организации производства тепловых каталитических установок. Достигнута договоренность между Институтом теплофизики им. С.С. Кутателадзе и ЗАО ПО "Электроприбор" об организации выпуска счетчиков "Тритон". Администрация Омской области заказала Институту геологии нефти и газа работу по подготовке прогноза нефтегазоносности территории области.
Налажены тесные связи с программой "СибВПКнефтегаз", и часть проектов этой программы включена в РНТП "Сибирь".
Министерство здравоохранения Республики Бурятия оформляет заказы на покупку малодозных рентгеновских установок Института ядерной физики им. Г.И. Будкера и офтальмологической лазерной установки Института лазерной физики.
Предприятие "Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура" заключило договор с Институтом физики прочности и материаловедения (г. Томск) на разработку и поставку высокоресурсного подшипника скольжения для машин текстильной промышленности, а также договор с Институтом неорганической химии на разработку и поставку жидкостей для удаления масляных и мазутных загрязнений с поверхности технологического оборудования.
Предприятием "Улан-Удэстальмост" заключен договор с Институтом теоретической и прикладной механики на разработку, изготовление и поставку автоматизированного лазерного технологического комплекса для резки листового проката.
За отчетный период в адрес Правительства РФ направлен ряд аналитических записок, подготовленных по результатам работ программы "Сибирь":
1. Первому вице-премьеру Правительства РФ Ю.Д. Маслюкову "О федеральной программе освоения ресурсов нефти и газа Восточной Сибири и Республики Саха и выходе России на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок" (1998 г.).
2. Совместно с Президиумом РАН – Председателю Правительства РФ Е.М. Примакову "Топливно-энергетические ресурсы России и сценарии выхода страны из экономического кризиса" (1999г.).
В этих записках, в частности, указывается на верность сделанного академиком П.Л. Капицей еще в 1975 г. вывода: "Если люди будут лишаться энергетических ресурсов, их материальное благосостояние будет падать". Очевидно, что целью и минимально необходимым (но не достаточным) условием роста реальной экономики России будет некоторое превышение прежнего уровня энергопотребления и душевого ВВП. Этого можно достичь к 2030 г. только при росте ВВП на 5–7 % в год. Исходя из этого, в записке рассмотрены вероятные сценарии развития ТЭК и его важнейших отраслей.
3. Совместно с РАМН – Председателю Правительства РФ Е.М. Примакову о состоянии здоровья населения Сибири (1999 г.). На основании материалов этого письма Минздрав РФ создает филиал Фармкомитета РФ и Комитета по новой медицинской технике на базе НИИ фармакологии Томского научного центра СО РАМН и центров доклинических испытаний лекарственных препаратов в городах Новосибирске и Томске.
4. Председателю Правительства РФ Е.М. Примакову – записка о состоянии и путях развития углепереработки в России (1999 г.).
В записке, в частности, указывается, что несомненный экономический эффект принесут комплексные энергетические и энерго-химические технологии, где в первую очередь предусмотрено производство высокоценных продуктов для металлургии, химической и фармацевтической промышленности, а синтетические топлива являются побочным продуктом. Для проработки экономических показателей этих технологий необходимо строительство представительных демонстрационных, опытных и опытно-промышленных установок, ибо нынешняя задержка в приобретении отечественного технологического опыта может очень больно ударить по экономике России через 10–15 лет. В записке указывается на необходимость разработки конкретных проектов по созданию: производства на основе продуктов коксования (получение пенополиуретанов, добавок к полимерам, лекарственных препаратов, красителей и т.п.); производства ферросилиция, адсорбентов и моторных топлив; производства редких и редкоземельных металлов.
5. Председателю Правительства РФ В.В. Путину – письмо о разработке общей Концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу с приложением записок "Анализ состояния и пути сохранения индустриального потенциала России" и "Топливно-энергетические ресурсы России и сценарии выхода страны из экономического кризиса", ранее направленной С.В. Степашину (1999 г.). В первой записке отмечалось, что даже предварительный анализ состояния российской экономики показал, что:
А. Непосредственной причиной национальной катастрофы, развернувшейся в России в 90-е годы, является свертывание реальных капиталовложений. Ныне они покрывают менее 30 % фактического (явного и скрытого) выбытия основных производственных фондов. Производственный потенциал сокращается ежегодно примерно на 5%. Быстро идет деиндустриализация: увеличивается явная и скрытая безработица, возрастающая часть занятых переходит к ручному труду либо к использованию наиболее примитивных индустриальных технологий. В сельском хозяйстве деиндустриализация уже в основном произошла. В промышленности, как показывают тщательно проведенные расчеты, ее наличная производственная мощность не выше уровня конца 60-х годов; за 1999–2005 гг. прогнозируемое выбытие мощностей составит не менее половины этого крайне низкого потенциала.
Необходимо формирование долгосрочной национальной программы спасения индустриального потенциала. Существование российской экономики, России как целостного государства, благосостояние населения будут невозможны без реализации такой программы.
Важнейшими вопросами программы должны стать государственные приоритеты. По-видимому, на первых этапах к ним следует отнести поддержание ВПК на уровне, достаточном для сохранения обороноспособности страны; поддержание и развитие ТЭК; восстановление (по возможности – на новой технической базе) инвестиционного комплекса: производственного машиностроения, строительной индустрии, прикладных научно-исследовательских и проектных организаций. Подлежит специальному решению, какие предприятия и организации этих комплексов должны быть государственными, какие – частными.
Б. Минимально необходимое увеличение ввода новых основных производственных фондов на период до 2005 г. – это рост ввода в 4 раза (прежде всего в приоритетных отраслях) с последующим быстрым наращиванием на протяжении не менее 15 лет. Решение проблемы в среднесрочной перспективе мыслимо лишь как наращивание государственных инвестиций на основе мобилизации наличного трудового, квалифика ционного и организационного потенциала страны; частный капитал может расширить реальные капиталовложения, если будет привлечен к этому государством.
В. Должны быть провозглашены и осуществлены действительные всеохватывающие реформы рузвельтианского типа: последовательное и жесткое государственное регулирование экономики без массовой национализации. Формирование хозяйственного механизма должно быть подчинено наращиванию государственных инвестиций. Речь идет в первую очередь о переводе в инвестиционную сферу миллионов людей, образующих в настоящее время скрытую (избыточная занятость) и явную резервную армию труда.
Все изложенные в этих записках предложения, а также другие материалы вошли в подготовленную рабочей группой под руководством академиков Н.Л. Добрецова, А.Э. Конторовича и В.В. Кулешова в 2000 г. краткую записку "О государственной концепции развития Сибири". Записка была поддержана руководством Сибирского федерального округа, рассмотрена и одобрена на совещании Президента РФ В.В. Путина с губернаторами Сибири и Дальнего Востока, состоявшемся в Академгородке (г. Новосибирск) 17 ноября 2000 г. Выступая на совещании, президент сказал: "Судьба Сибири всегда была определяющей для страны. И сегодня сибирский фактор не потерял своего исключительного значения. Обсуждая проблемы развития Сибири, мы должны смотреть на них с позиций интеграционных процессов, в которые все больше и больше вовлекается Россия, и с позиций внутренних потребностей развития. Сибирские богатства должны и могут использоваться в интересах всей страны, но в первую очередь – для улучшения жизни тех, кто живет на этой территории".
По итогам поездки в г. Новосибирск Президент РФ В.В. Путин дал поручение (№ Пр 2469 от 17 декабря 2000 г.) разработать проект государственной Концепции развития Сибири на долгосрочную перспективу. Такой проект был подготовлен рабочей группой под руководством Л.В. Драчевского, представителя Президента РФ по Сибирскому федеральному округу, Н.Л. Добрецова, Председателя Сибирского отделения РАН, и В.М.Кресса, губернатора Томской области.
В Концепции в общих чертах намечены меры (в том числе законодательные) для нормального функционирования сибирского бизнеса, связанные с налогообложением. В регионах Сибирского федерального округа производится около 13 % ВВП, и только 8 % налогов остается на этой территории. Очевидно, что большая часть продукции, произведенной в Сибири, облагается налогами где-то в других регионах России. Такая ситуация должна быть изменена, и это предусмотрено в Концепции.
Модельные эксперименты, проведенные в ИЭиОПП СО РАН, показали, что подъем экономики России возможен только на основе эффективного, стабильного и сбалансированного социально-экономического развития сибирского макрорегиона. Расчеты проведены по двум типам сценариев: пессимистическому (ресурсному) и оптимистическому (инновационному), предусматривающему переход к широкому использованию разработанных сибирскими учеными наукоемких технологий – кремневых, изоляционно-базальтовых, электронно-лучевых, лазерных, аэрокосмических, каталитических, информационных и др. Предложен механизм реализации инновационного сценария, переход от стратегии вывоза капитала к стратегии ввоза капитала: сохранение ренты с природных ресурсов Сибири для ее нужд, обеспечивающее создание в Сибири самодостаточной интегрированной экономики. Только в этом варианте Сибирь и Россия могут достичь среднемировых показателей по уровню ВВП на душу населения к 2020г.
В настоящее время подготовлен проект плана мероприятий, связанных с реализацией стратегии развития Сибири на период до 2004 г., который будет рассмотрен на заседании Совета Сибирского федерального округа 16 ноября 2001 г.
В оглавление | Далее |