В оглавление

МАГНИТНЫЙ РЕЗОНАНС
В "ПИТЕРСКОМ" ОБРАМЛЕНИИ

Объединив усилия, Институт катализа СО РАН совместно с Университетом Пьера и Марии Кюри провели в Санкт-Петербурге IX международный симпозиум "Магнитный резонанс в коллоидах и на поверхности раздела". Он привлек большое внимание специалистов. С особой активностью в Санкт-Петербург устремились иностранцы — они составляли основную часть гостей.

В чем тут секрет? Наш корреспондент беседует с председателем оргкомитета, профессором Жаком Фрессаром из университета Пьера и Марии Кюри и его заместителем д.х.н. Ольгой Лапиной, руководителем группы ЯМР в твердом теле, Институт катализа.

Людмила Юдина, "НВС"

— На симпозиум съехалось 150 участников. Желающих было еще больше. Вероятно, интерес к теме был обеспечен широким использованием магнитного резонанса в разных областях научных исследований?

Председатель оргкомитета Ж.Фрессар приветствует участников симпозиума.

Ж.Ф. — Несомненно. Уже сама тематика симпозиума показывает, как велика сфера применения метода. Были представлены материалы разного содержания: ЯМР в адсорбции, приложение ЯМР и ЭПР к исследованию микропористых структур, систем и катализаторов; ЭПР в координационной химии; ЯМР микроэмульсий; ЯМР в жидких кристаллах и мембранах; ЯМР металлических наночастиц; ЯМР томографии и микроскопии и т.д. Обнародованы новые методики ЯМР и ЭПР.

О.Л. — Всего на симпозиуме было прочитано 16 пленарных лекций, 10 — ключевых, 21 устный доклад; на стендах можно было познакомиться с 75 научными сообщениями.

Ж.Ф. — Интерес к обсуждаемым проблемам был настолько велик, что в то же время в Петербург на свой форум приехали "НАТОвцы", и параллельно с нами, в соседнем зале, рассматривали, собственно, те же вопросы.

Идет сессия НАТО.

О.Л. — Подобной сессии НАТО в России еще не было. В ходе работы мы постоянно пересекались, обсуждали наиболее острые проблемы, дискутировали.

— И все-таки назовите хотя бы некоторые из "роскошных", как вы их назвали, сообщений.

Ж.Ф. — Профессор Z.Luz (The Weizmann Institute of Science, Rehovot Israel) представил результаты ЯМР исследования метаморфизма, структуры и динамики некоторых новых пирамидальных жидких кристаллов на основе трибензоциклонанотриена с различными заместителями. Проф. J.Karger (Universitat Leipzig, Germany) сделал блестящий обзор исследований молекулярной диффузии в нанопористых материалах методом ЯМР с импульсным градиентом магнитного поля. В тесно связанных между собой сообщениях проф. J.-P.Amoureux (Universite des Sciences et Technologies de Lille-1, France) и проф. M.Psuski (Iowa State University, USA) были рассмотрены новые методики ЯМР высокого разрешения в твердом теле для квадрупольных ядер с полуцелым спином и обсуждены возможности их применения к исследованию пористых материалов и катализаторов. Проф. A.Pines (University of California, Berkeley, USA) в своей лекции рассказал о современных методах ЯМР коллоидов наночастиц и поверхностей. Проф. D.Michel (University of Leipzig, Germany) представил оригинальные результаты ЯМР-исследований в сверхвысоких магнитных полях адсорбции простейших олефинов на цеолите. Проф. J.Strange (University of Kent, Canterbury, United Kingdom) сделал обзор современных возможностей ЯМР, как метода исследования строения пор и текстуры дисперсных и пористых материалов. Привлекли внимание лекции проф. A.Samoson (National Institute of Chemical Physics and Biophysics, Tallinn, Estonia), проф. B.Blumich (Institut fur Technische Chemie und Makromolekulare Chemie, Aachen, Germany), проф. H.J.Jakobsen (Instrument Centre for Solid-State NMR Spectroscopy, Aarhus, Denmark), проф. H.Spiess (Max-Planck-Institut fur Polymerforschung, Mainz, Germany), проф. H.Eckert (Institut fur Physikalische Chemie, Munster, Germany), ну и так далее.

— А как выглядели на общем фоне российские докладчики?

В перерыве между заседаниями.

О.Л. — Россиян, должна заметить, всегда отличала оригинальность сообщений. Наши ученые представили работы практически по всем направлениям симпозиума. Ими же выполнены более половины стендовых докладов. Но я бы отметила, что в целом в России исследования коллоидов и поверхностных явлений методами магнитного резонанса не достигли мирового уровня. Работы в этой области требуют дорогостоящего оборудования, а в стране, как известно, большие проблемы с финансированием научных исследований.

— И какой же выход?

О.Л. — Объединяться с зарубежными группами, оснащенными современным оборудованием. Прекрасные научные кадры в стране есть, подготовка новых ведется интенсивно. Так что есть надежда, что и на этом фронте произойдут перемены.

— Кто из россиян сделал запоминающиеся доклады?

О.Л. — Неоднократно цитировался в ходе симпозиума доклад И.Коптюга (Томографический центр, Новосибирск), посвященный исследованию методами ЯМР томографии и микроскопии транспорта вещества и сопутствующих явлений в пористых сорбентах и катализаторах как на этапе приготовления, так и в процессе работы. Лекция В.Волкова (Институт кристаллографии, Москва) продемонстрировала комплексный подход к исследованию методами магнитного резонанса ионного и молекулярного транспорта в каналах полимерных ионообменных мембран и в резинах. Интересный материал представил В.Тарасов (Институт общей и неорганической химии им.Курнакова, Москва).

Ж.Ф. — Добавлю. Очень хороший доклад сделала Ольга Лапина.

— При подготовке симпозиума финансовые проблемы не отвлекали от основных вопросов?

О.Л. — Еще как отвлекали! Мы начали практически с нуля. Но интерес к симпозиуму позволил разрешить их с наименьшими потерями. Нас поддержало Европейское сообщество (INTAS), Французская академия наук, фирма Bruker. Значительные средства на проведение симпозиума выделило НАТО, помог РФФИ, мэрия и Научный центр Санкт-Петербурга, Французское консульство Санкт-Петербурга. Ну и конечно, очень многое для проведения симпозиума сделали Университет Пьера и Марии Кюри (Париж) и Институт катализа совместно со своим филиалом в Санкт-Петербурге.

— Какие приятные моменты сопровождали серьезную работу?

Участники симпозиума.

О.Л. — Заседания проходили в прекрасном месте — Доме ученых, бывшем дворце князя Владимира, расположенном на берегу Невы. Здание это совершенно уникальное, время словно не наложило на него отпечатка. Красота — и снаружи и внутри бывшего дворца просто необыкновенная. Только находиться в Доме ученых — уже большое удовольствие. Может быть, данным обстоятельством объясняется тот факт, что заседания проходили почти при стопроцентной посещаемости. А сами понимаете, Санкт-Петербург притягивает, в нем есть куда пойти, что посмотреть.

Ж.Ф. — Благодаря помощи отделения Института катализа в Санкт-Петербурге для участников симпозиума организовали незабываемую экскурсию в золотые кладовые Эрмитажа. Желающие смогли посетить замечательные театры вашей северной столицы.

Концерт, организованный фирмой "Брукер".

О.Л. — А еще запомнился концерт, который фирма "Брукер" в качестве спонсорской помощи организовала для нас. Доктор Uwe Eichhoff, сам прекрасный музыкант, не раз выступавший с профессиональными коллективами, подобрал замечательных исполнителей, и они, в буквальном смысле, поразили всех высоким мастерством.

Ж.Ф. — Да, еще надо обязательно отметить, что оргкомитет сумел обеспечить на дни симпозиума ясную и солнечную погоду — и до и после было дождливо и холодно.

— Где будут вас встречать в следующий раз?

О.Л. — Окончательного решения пока нет. Свои площади для проведения симпозиума готовы предоставить Китай, Тайвань и Америка. Окончательный выбор за международным комитетом.