В оглавление

НОВОСИБИРСК ТЕАТРАЛЬНЫЙ

Растет и развивается наш город. И не только в промышленном и научном плане, но и в культурном. В Новосибирск с удовольствием едут на гастроли московские театры.

Стас Берн

Не успели отшуметь страсти по поводу больших гастролей "Табакерки", как наш город удостоился приезда лауреатов "Золотой маски" — а это значит, что Новосибирск становится не просто театральным городом, а одной из столиц театрального искусства России. Приятное становление!

И в самом деле, город театрально растет, набирая уверенные обороты. Репертуар новосибирских театров приятно удивляет. Это и Горький, и актуальный во все времена и для любого возраста Чехов, и Даниил Хармс, и Шекспир. Радует и то, что новосибирские режиссеры все чаще и чаще обращаются к современной драматургии, и их театральные эксперименты венчает успех.

Наглядным примером удачной постановки новой драматургии стала недавно представленная зрителю Городским драматическим театром пьеса современного драматурга Михаила Зуева "Зеленая зона" (прошу не путать с фильмом "Зеленая миля" — разное!).

Внешне сюжет прост: середина 50-х годов, переселение народа из бараков на фоне счастливой советской жизни. Люди верят, что следующим переселят именно их дом, однако... переселяют соседний. Вроде бы — проще некуда.

Однако, режиссер Сергей Афанасьев вступает в соавторство с М.Зуевым и как бы вместе с ним пишет вторую серию этой пьесы. Она-то и интересна — здесь каждый герой пьесы — во истину герой. Кое-кто подумает, что С.Афанасьев ставил спектакль про себя, про свой театр. Нет, он ставил спектакль про НАС, про нашу жизнь с ее парадоксами.

Это спектакль про бабу Шуру (актриса Зоя Терехова), которая никак не может понять: пришел все же коммунизм или нет, или почему в магазинах икру продают только с картошкой. Это спектакль про Прохора Пасечника (Сергей Новиков), который настолько свято верит в переезд в новый дом, что даже спорит с соседом на свои сапоги. Это спектакль про бывшую актрису Нину Дмитриевну (Мария Александрова) и ее сожителя Владислава Палыча, пианиста, а ныне дующего в трубу. Этот спектакль про ТУ жизнь, про то, как люди свято верили в идею, не понимая, к чему она ведет...

В конце первого акта все жители барака собираются на обед. Тосты, речи, споры, песни, шутки о том, скоро ли наступит коммунизм... С надрывом все вместе запевают "Катюшу"..., а поют-то каждый про себя, про свою жизнь. Актеры показывают зрителю ту, не такую уж и далекую нашу жизнь в стране пролетариата.

Я задумываюсь, почему, к примеру, в одном спектакле актеры блещут, а в следующем проваливаются. И ответа сразу не нахожу... А вот в "Зеленой зоне" ответ лежит на поверхности: взрослое поколение актеров, занятых в спектакле, пожили в советское время, им есть что сказать зрителю.

Радует, что в театры стала ходить молодежь. Значит театр дает что-то такое, что заставляет нас думать. Он растит нас и наверное хоть чуть-чуть, но делает нашу жизнь светлее.