VII Международная конференция по электронным публикациям "EL-Pub2002"

23-27 сентября 2002 г., г. Новосибирск, Академгородок,
(номер государственной регистрации 0320300063)

Тезисы докладов


Нейросетевые технологии как средство организации образовательного процесса и повышения качества профессиональной подготовки специалистов

Руанет В.В., Хетагурова А.К.,

Медицинский колледж РАМН (Москва),

В последнее время сильно возрастает значение информационного обеспечения как фундаментальных, так и прикладных аспектов научных исследований. Оно становится критическим фактором развития практически во всех областях знания, поэтому разработка и внедрение информационных систем является на сегодняшний день одной из самых актуальных задач. Следовательно, изучение подобных технологий должно стать неотъемлемой составляющей учебного процесса подготовки специалистов всех уровней. Поэтому создание специализированных учебных курсов, основанных на профессиональных разработках в области информационно вычислительных технологий является нетривиальной задачей.

Целью работы являлось адаптирование нейросетевых технологий к задачам учебного процесса и создание баз данных предназначенных для обучения.

В качестве инструмента для решения поставленных задач, нами были выбраны искусственные нейронные сети (ИНС). ИНС - это успешно развивающийся в последние годы класс интеллектуальных систем, ориентированный на тиражирование опыта высококвалифицированных специалистов-экспертов в слабо формализованных областях, где качество принятия решений традиционно зависит от качества экспертизы, типичным примером могут служить медико-биологические задачи. Судя по литературным данным, именно медико-биологические исследования являются наиболее развиваемой областью применения нейросетей, т.к. они предоставляют потенциал для идентификации и классификации информации на основе ограниченных, неполных и нелинейных источников данных. К особенностям ИНС относятся универсальность, быстродействие и проста освоения.

Практическая часть работы проводилась на базе кафедры "Генетики и селекции" МГУ и Медицинского колледжа (МК) РАМН. В качестве объекта исследования выступали студенты III курса биологического факультета МГУ, лаборантского и медсестринского отделений МК РАМН, а так же группа преподавателей, принимавшая участие в проведении занятий. Кроме того, при оценки полученных результатов, нами учитывались отзывы, которые были получены в ходе обсуждения наших докладов на семинарах и конференциях.

Обобщая полученные в ходе работы результаты можно констатировать следующее: процесс внедрения технологии ИНС в учебный процесс прошел успешно; степень интереса к проблеме ИНС очень высока – 97% респондентов оценили свою степень интереса по пяти бальной системе оценкой – 4 или 5, причем интерес одинаково высок во всех возрастных группах; 90% респондентов считают, что ИНС пригодятся им в работе; четко прослеживаются закономерности между уровнем формализации предмета и желанием использовать ИНС для решения поставленных задач (терапия - 93%, микробиология - 88%, химия - 66% опрошенных); к услугам ИНС, в качестве эксперта, чаще прибегают в нестандартных ситуациях, что с психологической точки зрения вполне оправдано.

Результатом работы явилась: подготовка к печати методического пособия "Введение в медицинскую нейроинформатику"; разработка регламентирующей документации и создание обучающих баз данных: по терапии, хирургии, микробиологии, биохимии, инфекционным болезням и медицинской генетики.

В связи с выше сказанным, на наш взгляд, назрела необходимость внедрения в учебный процесс предмета – "Нейроинформатика". Особенно актуальным это является при подготовки специалистов медико-биологического профиля, т.к. в ходе своей профессиональной деятельности они постоянно сталкиваются с решением неформализованных задач прогнозирования и классификации, областью, где применение классических способов обработки информации часто сопряжено с большими трудностями.

Литература

  1. Руанет В.В., Дадашев С.Я. Нейронные сети и перспективы их использования для обучения среднего медицинского персонала // МИФИ-2000, т. 10 с 83-85 М.

  2. Руанет В.В., Хетагурова А.К, Дадашев С.Я Искусственные нейронные сети как средство обучения // Специалист. 2000, N 11, с. 23-24

  3. Руанет В.В., Хетагурова А.К, Дадашев С.Я Результаты внедрения технологии искусственных нейронных сетей в процесс подготовки среднего медицинского персонала // Специалист, 2001, N 10, с. 26-28.

  4. Руанет В.В., Хетагурова А.К, Дадашев С.Я. Место компьютерных систем в обучении среднего медицинского персонала // Материалы шестой ежегодной сессии НЦ ССХ им.А.Н.Бакулева, М. 2000, с. 296.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



|Электронная библиотека| |Математические публикации| |Информационные ресурсы|
Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2002, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск