Конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Алексея Андреевича Ляпунова

Россия, Новосибирск, Академгородок, 8 - 11 октября 2001 года,
(номер государственной регистрации 0320300063)

Тезисы докладов


Перспективные проблемы образования

Изучение научного наследия А.А. Ляпунова в области машинного перевода и математической лингвистики как элемент формирования информационной культуры студентов-гуманитариев

Токарева О.В.

Барнаульский государственный педагогический университет (Барнаул)

Человечество вступило в третье тысячелетие – эру информатизации и компьютеризации, которая коснулась всех сфер человеческой деятельности, в том числе образования. С целью формирования информационной культуры подрастающего поколения в учебные планы средней и высшей школ введен предмет "Информатика" и утвержден примерный перечень изучаемых разделов.

В высшей школе изучение информатики предусмотрено не только для студентов естественнонаучных и технических направлений и специальностей, но и для гуманитарных, таких как культурология, филология, философия, лингвистика, история, политология, юриспруденция и др. А поскольку в основе информационных технологий лежит математический аппарат, для студентов этих направлений введена комплексная дисциплина "Математика и информатика". Ее изучение направлено на создание у студентов общего научного мировоззрения, целостного представления об основных этапах становления современной математики и информатики и их структуре, об основных понятиях и методах, о роли и месте этих наук в условиях становления информационного общества.

Важным элементом формирования информационной культуры студентов-гуманитариев является изучение истории информатики. Надо отметить, что данному вопросу обычно уделяется мало внимания, во-первых, из-за ограниченности учебного времени, во-вторых, в связи с недостаточной проработанностью этой темы в учебных пособиях, в-третьих, из-за слабой подготовки в области истории науки самих преподавателей информатики. Первоначально в учебниках вообще не упоминалось о истории информатики, а в учебниках последних лет как правило рассматривается эволюция вычислительной техники, что мало интересует будущих гуманитариев.

Поэтому на занятиях по информатике для студентов факультета иностранных языков Барнаульского государственного педагогического университета мы стараемся чаще обращать внимание не столько на этапы развития технических средств, сколько на технологии, обусловленные возможностями этих средств, рассматриваем историю зарождения предшественницы информатики – кибернетики, драматизм ее развития в нашей стране, вклад зарубежных и отечественных ученых в становление и развитие кибернетики, информатики и компьютерных технологий.

На факультете готовят будущих педагогов-лингвистов и переводчиков, поэтому большой интерес у них вызывает имя отечественного ученого Алексея Андреевича Ляпунова, который был одним из основателей кибернетики и считал, что за вычислительными машинами – будущее. Он много сделал для реабилитации кибернетики в нашей стране и ее дальнейшего развития, для применения принципов кибернетики и моделирования в биологии и лингвистике.

Для студентов-гуманитариев интересным является факт, что первые ЭВМ использовались не только для расчетов, но и для перевода несложных предложений сначала с русского языка на английский (США, Джорджтаунский эксперимент на машине IBM 701), а позднее в нашей стране с английского на русский (работы И.К. Бельской, И.С. Мухина, Л.Н. Королева, С.Н. Разумовского, С.А. Лебедева для БЭСМ) и с французского на русский (работы под руководством О.С. Кулагиной, ученицы А.А. Ляпунова, для ЭЦВМ "Стрела").

Идея машинного перевода (МП) послужила основой создания и развития многих лингвистических разработок и исследований, основой будущих компьютерных технологий обработки текстовой информации и взаимодействия человека с машиной. В статье "О некоторых методологических вопросах, относящихся к машинному переводу" Ляпунов писал, что "проблематика МП как такового не покрывается и не совпадает ни с проблематикой одной только лингвистики, ни с проблематикой одной только кибернетики"[1]. Далее он отмечал, что плодотворность разработок в области МП зависит от использования как лингвистических, так и математико-кибернетических методов, а это нередко приводит к постановке новых задач, относящихся опять же как к той, так и к другой науке. Развивая свои мысли в области применения МП, Ляпунов предполагал, что начнется воздействие МП на естественные языки, поскольку авторы текстов, заинтересованные в их более широком и быстром распространении, будут приспосабливать свой язык к МП. Так на стыке математики, кибернетики и лингвистики появились и успешно развиваются математическая лингвистика, прикладная или компьютерная лингвистика. Они изучают все аспекты взаимодействия человека с машинной средой (языки программирования и языки взаимодействия человека с компьютером), технологии работы с текстовой информацией (создание и редактирование текстовых документов, распознавание текста и устной речи, проверку правописания, машинный перевод с одного языка на другой).

Развитие технологий в этой области сейчас идет в двух направлениях:

1. Системы искусственного интеллекта – это дальнейшее развитие кибернетики (МП, распознавание текста и речи, проверка правописания).

2. Интеллектуализация интерфейса пользователя (разработка средств диалога на естественном языке, речевой ввод, средства распознавания образов).

И студенты должны знать, что основы данных технологий были заложены еще в 50–60 гг. XX в., причем большая заслуга в их становлении принадлежит Алексею Андреевичу Ляпунову и его ученикам.

Литература.

[1] Ляпунов А.А. В кн.: О некоторых вопросах теоретической кибернетики и алгоритмах программирования. Новосибирск, 1971. С. 67–94 (Совместно с Г.П. Багриновской и О.С. Кулагиной).

[2] Ляпунов А.А. Проблемы теоретической и прикладной кибернетики. Москва, 1980.

[3] Мельчук И.А., Равич Р.Д. Автоматический перевод. 1949-1963. Критико-библиографический справочник. Москва, 1967.

[4] Очерки истории информатики в России. Под ред. А.И. Поспелова, Л.И. Фета. Новосибирск: Научно-изд. центр ОИ ГГМ СО РАН, 1998. 664 с.

Дополнительные материалы: HTML
Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2001, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт систем информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт математики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Новосибирский государственный университет
Дата последней модификации 06-Jul-2012 (11:45:21)