Алексей Андреевич Ляпунов и
Новосибирская физико-математическая школа имени академика М.А. Лаврентьева

Ершов Ю.Л.
НИИ дискретной математики и информатики
Министерства образования РФ, Новосибирск

Никитин А.А.
Никитин А.А., чл.-корр РАО
Специализированный Учебно-научный Центр
им. академика Лаврентьева М.А. НГУ, Новосибирск

Основателем первой в мире специализированной физико-математической школы (Новосибирской специализированной школы-интерната физико-математического и химико-биологического профиля при Новосибирском государственном университете или сокращенно Новосибирской ФМШ), безусловно, является академик Михаил Алексеевич Лаврентьев, и школа по праву носит его имя.

В те годы (как, впрочем, и в настоящее время) создание такой школы включало в себя решение весьма широкого круга вопросов, начиная от вопросов, которые лежат исключительно в компетенции правительства (например, вопрос организации такой школы), а также различных министерств и ведомств, например, министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, Госплана, министерства финансов, и, заканчивая организационными вопросами на уровне области, города, района, а также Академии наук и ее Сибирского отделения.

По поводу организации ФМШ написано столь значительное количество ярких воспоминаний, что будет правильным привести ряд из них. Начнем с М.А. Лаврентьева [1]:

"...Если думать о будущем, исходя из нынешнего состояния дел, то из всех аспектов научно-технического прогресса сейчас наиболее важное значение, на мой взгляд, приобретает подготовка кадров для науки и народного хозяйства. Преимущества социалистического строя как раз в подготовке кадров могут проявиться наиболее сильно, надо только полнее использовать наши возможности, смелее распространять успешные эксперименты.

Сегодня задача состоит не просто в том, чтобы открыть дорогу одаренным людям, а в том, чтобы активно искать эти таланты и направлять их воспитание со школьной скамьи.

Сейчас уже стало очевидным, что подготовка научных кадров должна начинаться со средней школы. Запас знаний, которыми располагает человечество, растет с небывалой быстротой, и сроки обучения будут неразумно возрастать, если мы не внесем поправки в саму систему образования. Выход я вижу в раннем определении склонностей ребят с помощью олимпиад и собеседований с учеными, в дальнейшем в специализированном обучении. Это позволит резко ускорить массовую подготовку научных и инженерных кадров.

Опыт работы физико-математической школы в Новосибирске, физико-математических школ и классов в Москве, Ленинграде, Киеве показывает, что такой метод позволяет гораздо лучше развивать способности молодежи. В обычной школе одаренных в какой-то области ребят подстерегают две опасности. Программу по любому предмету они усваивают с легкостью, учителя ставят им пятерки, часто даже не спрашивая, в результате они перестают работать. Легкость обучения нередко рождает ощущение собственной исключительности, превосходства над сверстниками, зазнайство. С другой стороны, одаренность может и не проявиться, если она не носит явно выраженного характера.

Когда я говорю о физматшколах, то это не значит, что высказываемые идеи имеют отношение только к ним. Не следует забывать, что речь идет о принципах выявления талантов, об их развитии. Не каждый способен к математике, но ведь нам нужны отличные инженеры, конструкторы, биологи, химики или физики-экспериментаторы и т.д. Каждое ремесло имеет своих мастеров, каждая специальность имеет своих Ломоносовых. О чем говорит история?

Когда остро встал вопрос о подготовке квалифицированных рабочих для быстро растущей промышленности, возникли специальные училища, возникла целая система подготовки трудовых резервов. И это оправдало себя. В годы Отечественной войны появились суворовские и нахимовские училища. Армия получила из них хорошее офицерское пополнение. Образованные, хорошо подготовленные люди, пройдя суворовские училища, посвящают свою жизнь обороне страны. Они быстро осваивают новую технику. И это тоже оправдывает себя.

Но вот пришло время, когда наука, стараясь поспеть за потребностями нашей быстро развивающейся экономики, стала испытывать нужду в людях. Не одиночки, а коллективы, не отдельные лаборатории, а целые институты и группы институтов помогают ныне новым отраслям промышленности. Это сотни тысяч людей! А скоро будут миллионы...

Возможно, со временем у нас в стране появятся училища нового типа. Я бы назвал их "ломоносовскими училищами". Это название, мне думается, отражает и дух нашего времени, для которого романтикой стала наука, и специфику таких школ, и даже, может быть, в какой-то степени биографию ребят, которые придут сюда учиться не только из больших городов, а отовсюду, из дальних мест, как в свое время пришел в науку крестьянский сын Михайло Ломоносов.

На мой взгляд, необходимо уже с 7-8 классов школы вводить специализацию, формировать школы и техникумы по склонностям. Не нужно стремиться дать всем стандартную сумму знаний, учить всех по одной программе. Очень показательно в этом смысле выступление по телевидению в передаче для молодежи космонавта Алексея Леонова - он рассказывал, как упрямо отказывался в старших классах учить стенографию, так как твердо решил быть летчиком и хотел больше времени уделить физике. Он своего добился, а сколько ребят через силу занимаются тем, что им в жизни совсем не понадобится!

Надо предоставить возможность молодежи с ярко выраженным призванием совершенствоваться в выбранной ею области, помочь постигать вершины своего ремесла, полнее раскрыть свой талант. Есть смысл широко привлекать в школы ученых, инженеров и студентов для чтения докладов, лекций, ведения факультативов, кружков, организации экскурсий на заводы, в совхозы и т.д. Это кое-где делается, но явно в недостаточных масштабах.

Процесс воспитания подрастающего поколения должен начинаться именно с помощи в определении своего призвания. Задача старшего поколения - помочь молодежи найти себя, определить поприще, где наиболее полно могут развернуться их способности и, следовательно, они смогут принести обществу наибольшую пользу.

Разумеется, при воспитании ребят, проявивших определенные склонности, ни в коем случае нельзя забывать об их всестороннем развитии, воспитании патриотизма, политической зрелости, гражданственности, чувства товарищества, коллективизма. Важно как можно раньше приобщать молодежь к общественно полезному труду, добиваться, чтобы она быстрее начинала возвращать обществу долг за свое обучение. Особенно это относится к научной молодежи".

Организация школы предполагала и проведение комплекса мероприятий непосредственно в школе: это и отбор учащихся, способных учиться в школе нового типа, и формирование новых учебных планов, новых программ по различным дисциплинам, обеспечение учебного и воспитательного процесса, и подбор кадров, удовлетворяющих условиям работы в новой обстановке и т.д. В связи с этим в Сибирском отделении Академии наук были созданы два новых общественных органа: Комитет по проведению олимпиад и Ученый совет физико-математической школы. Комитет должен был заниматься организацией олимпиад для школьников из различных регионов Сибири и Дальнего Востока, а Совету была поручена работа по становлению физико-математической школы. Первым председателем Ученого совета физико-математической школы был назначен член-корреспондент АН СССР Алексей Андреевич Ляпунов.

А.А. Ляпунов занимался работой с детьми в области математического образования на протяжении многих лет. Многие годы в Московском университете он был одним из организаторов математической олимпиады для старшеклассников. С 1957 по 1961 года являлся одним из редакторов ежегодных сборников "Математическое просвещение", оказавших значительное влияние на развитие преподавания математики особенно в общеобразовательной школе. Так в 1959 году он поместил в этом сборнике заметку "О роли математики в среднем образовании" [2]. Следует отметить, что время безусловно наложило свой отпечаток на некоторые тезисы этой работы: в те годы особенно остро обсуждался вопрос о развитии сельскохозяйственного производства, и это не могло не сказаться при рассмотрении общих вопросов образования, однако основная идейная сторона работы - взгляд на преподавание математики - несомненно представляет интерес и сейчас:

"1. Необходимо рассматривать преподавание математики под углом зрения организации среднего образования в целом, имея в виду, прежде всего, настоятельную необходимость разделения старших классов по меньшей мере на три типа: физико-математический профиль, сельскохозяйственный профиль и гуманитарный профиль.

2. Рассматривая объем математических знаний, который средняя школа должна давать своим выпускникам, нужно исходить из тех категорических требований, которые предъявляет современная жизнь к гражданам нашей страны, и стараться суметь предвидеть требования, которые предъявит жизнь поколениям современных школьников, когда они станут взрослыми.

3. В такой постановке решение вопроса о характере курса математики в средней школе далеко не просто. Я надеюсь выступить с изложением своей точки зрения на этот вопрос в дискуссионном порядке в одном из ближайших выпусков "Математического просвещения". Сейчас я ограничусь лишь некоторыми соображениями:

а) Характерной особенностью развития человеческой культуры на протяжении XX века является широкая экспансия математической мысли в самые различные сферы интеллектуальной деятельности. В то же время в основных чертах современная школьная программа по математике сложилась еще в прошлом веке. Она катастрофическим образом отстает от требований современной жизни.

б) Необходимо начинать с перестройки преподавания в младших классах. Решение задач содержательного характера, подобранных применительно к возрасту и уровню развития учащихся, должно начинаться с самого начала изучения математики. Технические навыки не должны быть единственной целью обучения на протяжении первых трех- четырех лет. Соответственно курс арифметики должен заканчиваться в четвертом классе. Искусственные, архаические методы решения арифметических задач должны быть изъяты из школы. Алгебра должна начинаться не позднее 5-го класса, причем буквенные обозначения следует вводить эвристическим путем при решении задач, так же, впрочем, как и расширение понятия о числе, и лишь позднее вводить формальные правила оперирования с буквенными выражениями. Думаю, что либо в последнем классе общей средней школы, либо в первом из расщепленных старших классов средней школы целесообразно дать аксиоматическое изложение основ элементарной алгебры.

в) Аналогичным образом целесообразно строить и курс геометрии. Вначале (4-й класс) следует на уроках арифметики использовать интуитивное представление о площадях и объемах и решать арифметические задачи с геометрическим содержанием. Позднее необходимо постепенно увеличивать объем интуитивных геометрических знаний, все время подкрепляя их задачами. Не позднее чем с начала расщепления старших классов необходимо дать систематический куре геометрии на аксиоматической основе.

г) В старших классах необходим раздел учения о функциях, который должен включить в себя тригонометрию, логарифмы, основы дифференциального и интегрального исчисления.

д) Необходим раздел "Элементы вычислительной математики", включающий в себя представления о приближенных вычислениях, различные системы счисления, элементарные сведения о вычислительных приборах (счеты, логарифмическая линейка, номограммы, арифмометр) и о вычислительных машинах, включая элементы программирования и основы математической логики.

Этот последний раздел совершенно необходим для физико-математической средней школы...

...В заключение я хочу подчеркнуть, что проблема организации физико-математического образования имеет первостепенное значение для таких вопросов, как автоматизация управления производством в массовых масштабах, как темпы технического прогресса и обороноспособность страны".

Непосредственным помощником и заместителем А.А. Ляпунова в Ученом совете ФМШ был чл.-корр. АН СССР (ныне академик) Д.В. Ширков, который пишет [3] об этом времени так: "...В Академгородке я вначале был занят организацией работы небольшой группы, составлявшей ядро отдела теоретической физики в Институте математики СО АН. Одним из первых встал вопрос о молодой смене.

Этот вопрос был ключевым для всего сибирского проекта. Уже с конца 1959 года в Академгородке заработал университет, открытый поначалу в школьном здании. Он был организован Лаврентьевым и его сподвижниками по "физтеховской" системе, состоящей из вуза и как бы окружающих его "базовых" институтов. Институты поставляют вузу профессоров и предоставляют студентам свои лаборатории для практики и работы над дипломом. В Академгородке базовыми явились институты Сибирского отделения, расположенные буквально вблизи университета, который, формально подчиняясь Минвузу, на деле был "университетом Академии". Ему было разрешено иметь большой штат совместителей.

Ректор нового университета, известный математик, академик Илья Несторович Векуа пригласил меня на должность проректора, в которой я проработал около полугода.

Атмосфера "большого администрирования" оказалась мне не по нутру. Мне не удалось преодолеть отвращение к бюрократической работе и,...я освободился от проректорства и взамен занялся школьной олимпиадой и физматшколой...

...Сибирские школьные олимпиады были уникальным явлением. Они начинались заочным туром, задачи которого для старших классов в начале зимы печатались в областных молодежных газетах. Присланные по почте решения проверялись сотрудниками институтов Академгородка, и победители первого тура приглашались на второй, очный тур в областные центры. Территория Сибирской олимпиады довольно быстро распространилась на всю Сибирь, включая Крайний Север и Дальний Восток, а также на некоторые республики Средней Азии. Для проведения второго тура в весенние каникулы из Академгородка выезжали команды экзаменаторов, которые на местах проводили отбор победителей для участия в третьем туре. Этот заключительный тур проводился в Академгородке в виде Летней школы. Победители - десятиклассники - получали право поступать (без вступительных экзаменов) в НГУ, более молодые - приглашались в физико-математическую школу-интернат (ФМШ), открытую при новом университете. В середине 60-х я много занимался организацией олимпиад и ФМШ. Во главе этого дела Лаврентьев поставил замечательного человека, Алексея Андреевича Ляпунова, математика, члена-корреспондента Академии наук, энтузиаста Сибири и образования. Я был у него первым замом, а потом и заменил его на посту председателя Совета ФМШ и председателя Совета по образованию при Президиуме СО АН.

Система олимпиад и ФМШ довольно быстро обеспечила высокий уровень студентов НГУ, а затем и его выпускников, ставших сотрудниками сибирских институтов. Уже среди первых выпускников было много сильных, быстро выросших ученых.

Инициированная Лаврентьевым система олимпиадного отбора школьников пустила глубокие корни и продолжает давать свои плоды и в наше время. Весной этого года я побывал в Якутске в связи с регулярно проводимыми там Лаврентьевскими чтениями. Прочитал лекцию в университете младшекурсникам и наведался в физико-математический Лицей Якутского университета (так называется теперь физматшкола). Отмечу два факта.

Все ведущие якутские физики соответствующего возраста прошли систему лаврентьевских олимпиад, учились в новосибирской ФМШ и, как правило, закончили НГУ.

В наши дни в Республике Саха (Якутия) действует система школьных олимпиад, отбирающая детей в Якутский Лицей, наиболее сильные выпускники которого учатся в Новосибирском университете и лучших московских вузах."


Обратимся теперь к отдельным фрагментам воспоминаний одной из первых учительниц ФМШ Р.С. Сазоненко[4]

"Образы Михаила Алексеевича Лаврентьева и Алексея Андреевича Ляпунова - создателей школы - так и остались в моей памяти: всегда в окружении ребят, поголовно увлеченных созидательной деятельностью, и, казалось, сами наполовину дети. В чем секрет необычайной популярности Михаила Алексеевича и Алексея Андреевича и других ученых среди ребят? Конечно, причина в богатстве и ярком содержании их как личностей. Но, я думаю, и в том, что они во многом были близки детям: они так же, как ребята, увлекались новым, интересным, были искренни в своих отношениях к делу, людям. ... ...Заканчивалась первая Летняя школа, а постановления правительства об открытии ФМШ все не было. Михаил Алексеевич вылетел в Москву "пробивать" это решение, а оргкомитет олимпиады во главе с А.А. Ляпуновым обсуждал вопрос, что делать с принятыми учениками. Алексей Андреевич убеждал всех, что официальное разрешение - это вопрос нескольких дней, и предлагал разобрать пока учащихся по своим коттеджам и квартирам. По приезде из Москвы М.А. Лаврентьева решили все же 25 августа отправить детей по домам повидаться с родителями, рассказать им о ФМШ, собрать осенне-зимние вещи, в общем, расставались с детьми на несколько дней (а не на пять месяцев, как потом оказалось)".

Здесь мы немного отвлечемся от воспоминаний Риммы Семеновны Сазоненко и остановимся на выступлении [5] А.А. Ляпунова, которое он сделал на закрытии первой летней физико-математической школы:

"Летний сбор школьников проводится в нашем городе впервые. Организация его - дело далеко не простое. В то же время такие сборы хочется ввести в систему и проводить ежегодно. Хотелось бы, чтобы вы, ребята, вынесли из летней школы определенные мысли и чувства общегражданского характера. Помните, что для непосредственного участия в развитии науки необходим упорный и регулярный труд. Путь в науку тернист. Каждого из вас ожидают трудности, неудачи и разочарования. Не падайте духом.

Ученый прежде всего - гражданин. Он должен распространять научные знания, всеми силами содействовать росту культуры, овладеть в высшей степени чувством ответственности за свое дело и скромностью.

Вернувшись в свои школы, поделитесь с товарищами полученными знаниями, распространите между ними задачи, привлеките их к чтению серьезных книг и ни в коем случае не задавайтесь.

Научная работа только тогда приносит настоящие плоды когда человек является полноценным членом своего коллектива, умеет прислушиваться к мнению окружающих, с уважением относится к мнению своих товарищей по работе и стремится оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Особенно важно помнить, что своими знаниями вы в первую очередь обязаны своим школам и учителям. Глубокое уважение к учителям и школе-отличительный признак каждого человека, который по-настоящему интересуется наукой и ценит культуру.

Помогайте учителям в создании школьных кружков и в организации классных занятий. Мы надеемся на то, что вы станете звеньями той цепной реакции, которая вовлечет все новые и новые силы в науку".

Вернемся теперь снова к воспоминаниям Р.С. Сазоненко[4]:

"В сентябре был создан Ученый Совет ФМШ...

...В конце 1962 года заседания Совета школы часто проходили в Институте гидродинамики в кабинете М.А. Лаврентьева, иногда в Институте математики у академиков А.И. Мальцева и С.Л. Соболева или в ИЯФе у академика А.М. Будкера, но чаще всего у А.А. Ляпунова дома. И всякий раз меня поражали не только заинтересованность в скорейшем открытии ФМШ, но и внимание к "мелким" проблемам будущей школы, которое проявляли большие ученые, несмотря на огромную занятость.

Что было на заседаниях? Детально обсуждали учебный план и учебный процесс будущей школы, программы и организацию досуга школьников, способы выявления и развития их научных интересов, вопросы воспитания всесторонне развитой личности, в том числе и вопросы физического развития детей, возможной перегрузки и даже методику оценки знаний, а также кадровые вопросы. Многое казалось мне пугающе необычным. Например, предлагалось отменить оценки, запретить в школе шахматы, так как при занятиях математикой и во время игры в шахматы работают одни и те же мозговые центры, и это приводит к перегрузке; запретить стремление к спортивным рекордам: массовость и здоровье - это главное, а поэтому побольше турпоходов, лыжных прогулок, участия в хозработах на свежем воздухе.

...фактически ФМШ уже действовала полным ходом (в заочном варианте), хотя время шло, а решения правительства все не было. И опять на заседаниях Совета школы звучали предложения собрать детей, расселить их у себя по домам (на этом обычно настаивал Алексей Андреевич), "а потом все образуется".

Теперь я понимаю, что в тот период была проделана огромная работа большим количеством людей, это был поистине бескорыстный и самоотверженный труд: ведь все делалось параллельно с основной работой, вернее, после нее. Но тогда это казалось естественным, единственно возможным, самым главным и интересным делом жизни. Михаил Алексеевич и Алексей Андреевич и их детище - ФМШ - могли увлечь работой хоть кого, никто на оставался равнодушным. Любое усилие во благо будущей школы было в радость. Сейчас невозможно перечислить всех людей, щедро и бескорыстно отдававших свое время, труд и душу будущей ФМШ...

...В середине декабря Михаил Алексеевич Лаврентьев привез из Москвы известие (пока в устной форме), что принято решение правительства об открытии школы и скоро появится долгожданное постановление. Совет школы и Совет молодых ученых уже вплотную занялись, в числе многих задач, и кадровым вопросом. Создали комиссию по отбору учителей и воспитателей школы, для которых, кроме всего прочего (рассмотрения документов, характеристик, бесе.-

ды и т.д.), устраивались настоящие конкурсные экзамены с решением задач олимпиадного характера (для математиков и физиков) и ответами на вопросы из различных областей науки, литературы, искусства. Я до сих пор не знаю примера столь тщательного отбора кадров для школы.

10 января во все концы Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии полетели приглашения нашим первым ученикам.

21 января 1963 года - День рождения ФМШ: первые лекции первым ученикам.

...Учебные лекции по математике читали академик Михаил Алексеевич Лаврентьев, члены-корреспонденты Алексей Андреевич Ляпунов и Михаил Михайлович Лаврентьев. И это были не просто лекции по каким-то отдельным вопросам программы, но цельный двухгодичный курс. Академик Сергей Львович Соболев читал специальный курс на доступном для ребят уровне. Воспитательное воздействие таких людей на учеников ФМШ неоценимо. Дети буквально заражались интересом к науке. Михаил Алексеевич привел в ФМШ из Института гидродинамики целую армию интересных людей..., а Алексей Андреевич - из Института математики соответственно. Они читали спецкурсы, создавали множество кружков. Алексей Андреевич еще в первой летней школе организовал занятия астрономического кружка у себя дома. У него был и свой геологический музей. Алексей Андреевич сам очень интересовался вопросами биологии и медицины, кибернетики (что было для ребят совершенно ново), и его беседы завораживали детей. Когда открылась наша школа, Алексей Андреевич ввел особый учебный предмет - курс землеведения, сам и прочел его первым... "

Приведем теперь некоторые выдержки из воспоминаний некоторых учащихся ФМШ первых двух наборов. Их нам любезно предоставили Ю.В. Михеев, В.Г. Харитонов, В.П. Голубятников, А.С. Марковичев и др.:

"На первых двух лекциях в физико-математическая школе А.А. Ляпунов поразил всех тем, что за три часа успел полностью воспроизвести идеологию математического анализа, начиная с производных и интегралов и заканчивая дифференциальными уравнениями и разложениями функций в ряды Фурье. При этом он обращал внимание на прикладное значение всех рассматриваемых понятий, приводя примеры из физики, химии, биологии, экономики и даже социологии. В результате в дальнейшем при более детальном изложении Алексей Андреевич уже имел достаточно большой запас различных примеров, на которые он мог опираться и ссылаться.

Алексей Андреевич считал, что процесс обучения заключается не в "разжевывании" изучаемого материала, а в том, чтобы стимулировать развитие самостоятельности и упорства за счет детального изучения рассматриваемых понятий с использованием учебных пособий, монографий и даже научных статей.

На своих лекциях Алексей Андреевич не так часто вдавался в детальное воспроизведение всех этапов доказательства. Чаще всего, сформулировав очередное математическое утверждение, он обращал внимание на его значимость в математике, как и какие следствия из него можно получить, и при возможности демонстрировал практические применения. Поступая так совершенно сознательно, Алексей Андреевич искренне полагал, что именно так можно приучить школьников к широкомасштабному мышлению, и что это очень важно для каждого человека, занимающегося научной деятельностью.

На своих лекциях Алексей Андреевич иногда любил демонстрировать нестандартные подходы к довольно известным разделам. Например, он рассказывал, как с помощью интеграла определить показательные функции, и как из такого определения вывести все известные свойства показательных и логарифмических функций.

Алексей Андреевич не боялся приблизить школьников к текущему состоянию математической науки. Так в шестидесятых годах было очень модным обращаться к развитию математической логики и применениям ее результатов к конструированию электронных вычислительных машин. Часть своих лекций Алексей Андреевич посвящал этим вопросам, рассказывая об исчислении высказываний, исчислении предикатов, и, основываясь на этом, рассказывал, как удается реализовывать логические операции при помощи электрических схем. В продолжении этой тематики Алексей Андреевич рассказывал о двоичной системе счисления и как с помощью двоичной записи чисел можно реализовать вычисления на ЭВМ. В середине шестидесятых годов были также сравнительно новыми результаты Л.В. Канторовича по линейному программированию и его приложениям к экономике. В свои лекции Алексей Андреевич включал и эти вопросы. В итоге учащиеся физико-математической школы стремились "достать" самые различные книги по математике, можно было видеть, как кто-то пытался преодолевать трактаты Н. Бурбаки, кто-то ходил с толстой монографией по функциональному анализу, кто-то пытался овладеть теорией моделей, кто-то читал "Введение в конечную математику" и т.д.

Помимо лекций Алексей Андреевич любил организовывать семинары по избранным и достаточно серьезным разделам математики. Один из таких семинаров был посвящен изучению книги "Теория разрывных функций" Р. Бэра. Работа семинаров строилась таким образом, что его участники по очереди должны были самостоятельно разбираться с определенным кругом вопросов и затем рассказать об этом на заседании семинара. При этом Алексей Андреевич учил выделять ключевые идеи, обращать внимание на особенности математических конструкций, оценивать полноту логических оснований. В результате такой работы, с одной стороны, воспитывалась самостоятельность при изучении материала, а с другой - обращалось внимание на важность общения, так как именно в результате общения иногда удается преодолевать трудности и непонятные моменты в изложении.

В 1965 году Алексей Андреевич прочитал для учащихся ФМШ краткий курс программирования и организовал практические занятия по созданию различных программ для ЭВМ "Минск-32". Это было необычно и очень интересно: например, он предложил написать программу с наименьшим числом команд для решения системы линейных уравнений с n неизвестными. В результате в течение нескольких дней ФМШ была похожа на разворошенный улей: всюду слышалось "...а у Володи Голубятникова и Игоря Львова 13 команд, ...а у Леши Жубра двенадцать,...но у него использовано три индекс-регистра,...и т.д.", Фактически это был первый интенсивный курс по программированию в ФМШ, и в нашей стране реально это один из первых последовательных, систематических, а не эпизодических курсов программирования для старшеклассников, правда практических занятий на реальных ЭВМ для всех тогда не проводилось. Следует отметить, что придя в университет, многие слушатели этого курса обнаружили, что эти практические занятия позволили изучать любой язык программирования без особой нагрузки, и что суть не столько в изучении самого языка, сколько в умении создать качественную программу."

По инициативе Алексея Андреевича в физико-математической школе начали читать совершенно новый курс по биологии - основы генетики. Именно он привел в ФМШ Р.Л.Берг, которая, рассказывая о генетике, демонстрировала опыты с мухами-дрозофилами. Близкий друг семьи Ляпуновых, известная в Новосибирске пианистка В. Лотар-Шевченко часто приходила с Алексеем Андреевичем в ФМШ и выступала с концертами. Именно с тех пор в ФМШ сохраняется практика привлечения учащихся к посещению симфонических концертов и театральных постановок.

Следует отметить, что в то время были различные идеи по организации Новосибирской физико-математической школы. Одна из них состояла в том, чтобы включить такую школу в систему среднего специального образования: в систему профессиональных училищ и техникумов. Эта идея в то время в буквальном смысле не прошла, однако представляет интерес проект документа [6], созданного в то время:

"Об организации физико-математического училища-интерната при Новосибирском государственном университете.
В Совет Министров РСФСР.
Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР и Сибирское отделение Академии наук СССР просят организовать в 1962 году при Новосибирском государственном университете среднее специальное учебное заведение - физико-математическое училище-интернат.
В настоящее время в Советском Союзе не существует средних учебных заведений, которые готовили бы специалистов- техников в области математики и физики, тогда как потребность в таких кадрах большая. Анализ работы молодых специалистов, окончивших университеты и вузы, показывает, что значительная их часть выполняет фактически обязанности высококвалифицированных лаборантов и эксплуатационников. Эта деятельность не требует высшего образования.
Потребность в специалистах со средним образованием физико-математического профиля может быть удовлетворена за счет выпускников физико-математических училищ. Большой курс физики, математики (включая высшую), а также специальная практика дадут возможность получить окончившим училище необходимые знания и навыки.
Выпускникам физико-математического училища будет присваиваться квалификация техника соответствующей специальности с правом работать на должностях техников, лаборантов, вычислителей и др.
В физико-математическое училище будут приниматься школьники с образованием не менее 8 классов. Срок обучения для лиц с образованием 8 классов - 4-4,5 года и с 11-летним образованием - 2-2,5 года.
К преподавательской работе в училище будут привлечены профессорско-преподавательский персонал университета и специалисты - ученые, работающие в Сибирском отделении Академии наук СССР...
Министр высшего и среднего специального образования РСФСР академик В. Столетов.
Председатель Президиума Сибирского отделения АН СССР М. Лаврентьев.
4 августа 1962 г.

Научный архив СО РАН, ф. 10, он. 3, д. 318, л. 39-40. Машинопись".

Необходимо отметить, что этот проект в тот период времени по ряду причин не нашел поддержки в правительстве, однако много позднее, а именно, в 1991 году эта идея была фактически реализована при организации Высшего колледжа информатики Новосибирского государственного университета.

...А в 1963 году 23 августа вышло постановление союзного правительства об организации средних специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля при четырех государственных университетах: Киевском, Московском, Ленинградском и Новосибирском. После этого Новосибирская ФМШ получила официальный статус, и стало возможным решать значительное количество вопросов. Так в 1964 году приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 22 июня 1964 года были утверждены Положение о специализированной школе-интернате при государственном университете и Правила приема в специализированную школу-интернат при государственном университете.

Однако при этом оставалось довольно-таки много и нерешенных вопросов: например, вопрос по организации питания учащихся, оплаты преподавателей и воспитателей, и многое другое. И лишь только через двадцать пять лет, а именно 21 октября 1988 удалось решить эти вопросы, но для этого потребовалось новое постановление союзного правительства. С легкой (или тяжелой?) руки председателя Гособразования СССР Г.А. Ягодина вместо полного названия ФМШ - "Новосибирская средняя специализированная школа физико-математического и химико-биологического профиля имени академика М.А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете" - появилось новое название и в чем-то новое содержание - Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета.

Что же такое Новосибирская физико-математическая школа сегодня? Частично ответом может служить статья, опубликованная в сборнике [7], посвященном 100-летию со дня рождения М.А. Лаврентьева:

"Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) организован в 1988 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1988 г. № 1241 на базе Новосибирской специализированной средней школы-интерната физико-математического и химико-биологического профиля (ФМШ) имени академика М.А, Лаврентьева при НГУ, созданной в соответствии с решением Правительства в 1963 г.

СУНЦ НГУ - специализированное среднее общеобразовательное учебное заведение. Специализация ведется по математике, физике, химии, биологии, информатике и экономике. Решение по введению специализаций определено Правительством РФ и принималось Ученым Советом СУНЦ НГУ.

В СУНЦ НГУ обучаются одаренные дети из всех регионов Сибири, Дальнего Востока, из республик Средней Азии и Казахстана. Основными задачами СУНЦ НГУ являются выявление и целенаправленный подбор учащихся, проявивших склонности к изучению математики, физики, химии и биологии, с использованием для этих целей системы олимпиад и летних школ, различных форм проведения собеседований и конкурсов; обеспечение завершения общеобразовательной подготовки учащихся с углубленным дифференцированным обучением по дисциплинам естественнонаучного цикла, приобщение их к активной научно-исследовательской деятельности; проведение научно-исследовательских работ по проблемам совершенствования обучения в специализированных школах с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла и разработка на этой основе научно-методических пособий.

Необходимость введения специализированной довузовской подготовки школьников в СУНЦ НГУ обосновывается нуждами страны в высококвалифицированных научно-педагогических кадрах. Возможность реализации этой задачи обеспечивается высоким научным, педагогическим и материальным уровнем Сибирского отделения Российской академии наук и Новосибирского государственного университета.

В СУНЦ НГУ ежегодно обучается более 500 учеников. Обучение ведется в двух последних классах средней школы на одногодичном и двухгодичном потоках. За все время существования школу окончили более 10000 выпускников. Ежегодно от 230 до 270 выпускников СУНЦ НГУ поступают в Новосибирский государственный университет, поэтому среди студентов университета от четверти до трети состава - это выпускники СУНЦ НГУ.

Профессорско-преподавательский состав СУНЦ НГУ включает более 200 высококвалифицированных преподавателей, объединенных в 8 кафедр, в том числе 18 докторов наук и 70 кандидатов наук.


Олимпиады

Ежегодно в дни зимних и весенних каникул более 100 научных работников институтов СО РАН, преподавателей НГУ и СУНЦ НГУ выезжают в города Восточной зоны Сибири и Дальнего Востока для проведения олимпиад по математике, физике и химии с целью набора учащихся в Летнюю школу СУНЦ НГУ.

Восточная зона Сибири и Дальнего Востока включает в себя следующие регионы: Алтайский край, Амурский край, Красноярский край, Хабаровский край, Республику Алтай, Республику Бурятия, Республику Саха-Якутия, Республику Хакасия, Иркутскую область, Кемеровскую область, Курганскую область, Магаданскую область, Омскую область, Камчатскую область, Тюменскую область, Читинскую область.

Кроме того, олимпиады проводятся в азиатских республиках СНГ - Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане.

Письменные туры олимпиад в краях, областях и республиках проводятся по заданиям, которые составляют и привозят с собой представители СО РАН и НГУ. При подборе и разработке задач для участников олимпиад организаторы исходят из объема знаний, предусмотренных школьной программой при условии ее творческого усвоения.

Основная цель проведения олимпиад - выявление учащихся, одаренных в области естественных наук, проведение с ними собеседований и приглашение их в Летнюю школу СУНЦ НГУ.

В олимпиадах ежегодно участвует более 3000 учащихся 9, 10 и 11 классов общеобразовательных школ указанных регионов. Последующее собеседование проходят более 2000 участников олимпиад из городских и сельских школ, школ-гимназий, лицеев, школ-интернатов.

По итогам олимпиад в Летнюю школу СУНЦ НГУ ежегодно приглашаются более 700 одаренных школьников.


Летняя школа СУНЦ НГУ

Система отбора одаренных детей через олимпиады была разработана основателями Новосибирской физико-математической школы в начале 1960-х годов. С тех пор она работает и дает физико-математической школе (ныне - Специализированному учебно-научному центру НГУ), а через СУНЦ НГУ университету и институтам СО РАН устойчивый поток талантливой молодежи.

Летняя школа - вторая стадия отбора в этой системе. Во время проведения Летней школы проводятся занятия, а по их окончании - контрольные работы, которые дают информацию о том, как ученики воспринимают новый для них материал. По результатам Летней школы проводится зачисление в физико-математическую школу СУНЦ НГУ имени М.А. Лаврентьева.

Отбор учащихся 10-х и 11-х классов средних учебных заведений проводится Олимпиадным комитетом СО РАН и СУНЦ НГУ и начинается в зимние школьные каникулы. Отбор способных учеников ведется также через Заочную физико-математическую и химико-биологическую школу СУНЦ НГУ.

Дополнительно СУНЦ НГУ ежегодно проводит выездные летние школы в отдаленных районах (на Сахалине, Камчатке и др.) при поддержке администраций этих регионов.

В последние годы хорошо зарекомендовал себя еще один вариант поступления в Летнюю школу - через олимпиады и собеседования, проводимые в начале работы школы. В первые дни работы Летней школы проводятся олимпиады по математике, физике, химии. В них могут принять участие все желающие.

Учащиеся, получившие рекомендации и лучшие результаты, зачисляются в Летнюю школу. Ученым советом СУНЦ НГУ устанавливается предельное число учащихся, поступающих в Летнюю школу по свободному конкурсу.

Летняя школа проводится в августе. Торжественное открытие Летней школы проходит в Большом зале Дома ученых СО РАН. В 10-х числах августа проводятся олимпиады по математике, физике и химии. В них принимают участие все приглашенные в Летнюю школу и участники свободного конкурса. Для последних в эти дни проводятся и собеседования по указанным предметам. По результатам олимпиад и собеседований проводится зачисление участников свободного конкурса в Летнюю школу.

Во второй половине августа в Летней школе проводятся занятия по математике, физике и химии. Для всех учащихся читается 24 часа лекций (8 часов по каждому предмету), 54 часа семинарских занятий в 10-х классах и 50 часов семинарских занятий в 9-х классах. (В Летней школе и СУНЦ НГУ принята 10-годичная, а не 11-годичная нумерация классов, в отличие от общеобразовательной школы. Поэтому учащиеся 10 класса общеобразовательной школы считаются учащимися 9 класса, а учащиеся 11 выпускных классов - десятиклассниками).

Лекции читаются ведущими преподавателями СУНЦ НГУ и сотрудниками научно-исследовательских институтов СО РАН. В каждом классе семинарские занятия проводятся по группам численностью 12-15 человек, что позволяет увидеть результаты работы каждого ученика. На занятиях даются отдельные темы, по которым проводятся контрольные работы (4-х часовая работа по каждому предмету) и собеседования. Все задания для олимпиад и контрольных работ являются нестандартными и составляются с участием членов Олимпиадного комитета СО РАН. По результатам контрольных работ и собеседований проводится зачисление лучших учеников Летней школы в СУНЦ НГУ.

Все учащиеся в период проведения Летней школы живут в благоустроенном общежитии и обеспечены трехразовым питанием в столовой СУНЦ НГУ, удовлетворительными бытовыми условиями. Обязательные занятия проводятся до обеда. После обеда и вечером проводятся дополнительные занятия и организована культурная программа. Так как учащиеся являются несовершеннолетними, то в штате Летней школы кроме преподавателей предусмотрены классные воспитатели (по два человека на класс, для того чтобы весь день с классом был хотя бы один воспитатель). В общежитиях круглосуточно работает дежурная воспитательская служба, несколько воспитателей занимаются организацией культмассовой работы и спортивных мероприятий. Культурная программа включает в себя экскурсии по институтам СО РАН, защиту фантастических проектов, "математический бой", "физический бой", спартакиаду, КВН, игры "Что? Где? Когда?", концерты, дискотеки.

Торжественное закрытие Летней школы проходит 30 августа в Большом зале Дома ученых СО РАН. Лучшие ученики и победители олимпиад награждаются дипломами.

Для учащихся Летней школы выпускается брошюра учебно-методического характера, включающая материалы справочного характера о Летней школе и избранные задачи для учащихся по математике, физике и химии.


Заочная физико-математическая школа

При Новосибирском государственном университете в составе СУНЦ НГУ уже более 25 лет работает созданная по инициативе академика М.А. Лаврентьева Заочная физико-математическая школа.

Основными задачами Заочной школы являются развитие у школьников 9-11классов, проживающих в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Казахстане, интереса к естественнонаучным знаниям; предоставление возможности учащимся общеобразовательных школ, расположенных в удаленных от научных центров пунктах и территориях, углубленно заниматься математикой, физикой, химией, биологией, экономикой; повышение уровня преподавания естественнонаучных предметов в школе; методическая помощь учителям в преподавании узловых пунктов школьной программы и факультативных курсов; привлечение наиболее способных школьников в СУНЦ НГУ и НГУ.

Заочная школа включает отделения математики, физики, химии, биологии, экономики. В течение учебного года учащийся Заочной школы должен выполнить 5-6 высылаемых по почте заданий, которые составляют преподаватели НГУ и СУН ЦНГУ. Темы большинства заданий совпадают с недавно пройденным или изучаемым в данный момент материалом школьной программы. Каждое задание содержит теоретическую часть и задачи нескольких уровней сложности. Кроме отдельных учащихся, в Заочную школу принимаются математические, физические, химические, биологические и экономические кружки и факультативы, организованные в общеобразовательных школах. Лучшие учащиеся Заочной школы ежегодно принимаются в Летнюю школу СУНЦ НГУ. На период зимних каникул учащиеся Заочной школы из близлежащих областей приглашаются в Зимнюю школу СУНЦ НГУ. Ежегодно в Заочной школе проходит обучение более 2000 учащихся из 19 областей и республик
Сибири и Дальнего Востока, 6 областей Республики Казахстан, 3 республик Средней Азии. Выпускники Заочной школы, как правило, успешнее поступают в Новосибирский государственный университет и другие вузы.


Система обучения в СУНЦ НГУ

Подготовка учащихся в СУНЦ НГУ ведется по единой системе, не предполагающей ранней узкой специализации, и ведется в соответствии с учебными программами для средних общеобразовательных школ России, но расширенными и углубленными по основным предметам: математике, физике, информатике, химии, биологии, экономике. Обучение в школе не дублирует вузовских курсов, а только подводит школьников к вузовским программам.

Учебный процесс в СУНЦ НГУ построен с максимально возможным приближением к вузовской системе обучения и включает систему лекционных курсов и практических занятий по этим курсам, широкое использование подготовки школьниками рефератов по изучаемым темам, глубокую подготовку по информатике и работу на персональных компьютерах, систему специальных курсов и спецсеминаров. Одна из центральных задач СУНЦ НГУ - развитие творческих способностей школьников. Эта задача решается главным образом через систему спецкурсов и спецсеминаров, специальных занятий по решению нестандартных задач математики, физики, химии и других дисциплин. Самостоятельная работа школьников организуется в рамках свободного времени в общежитиях, в лабораториях, компьютерных классах, в клубах и творческих кружках, работающих в СУНЦ НГУ. Допускается посещение спецкурсов и спецсеминаров, проводящихся на факультетах НГУ. Школьники, проявляющие интерес к технике, имеют возможность заниматься в Клубе юных техников Академгородка.

Воспитатели в тесном контакте с учителями ведут работу с каждым учеником: помогают овладевать навыками самостоятельной работы, формируют у школьников ответственное отношение к учению; осуществляют руководство всей жизнью класса в условиях школы-интерната. Уделяется большое внимание гармоничному развитию личности. Серьезно изучаются литература, история, иностранные языки. Дети с удовольствием участвуют в спектаклях школьного театра, учатся танцевать в Школе бального танца, поют в фольклорном ансамбле, посещают занятия фотокружка, клуба математического досуга. В день рождения основателя ФМШ академика М.А. Лаврентьева проводится вечер Посвящения. Проводятся необычные вечера: Осенний и Весенний балы и другие мероприятия.


Кафедра математики

Кафедра математики основана в 1989 г. с целью дальнейшего совершенствования преподавания математики в СУНЦ НГУ. Основные задачи кафедры состоят в обеспечении фундаментального математического образования, достаточного для продолжения учебы в вузе, а также в развитии интереса учащихся СУНЦ НГУ к научной деятельности. Обучение математике проводится на основе лекционно-семинарской системы. На лекциях излагается основной теоретический материал, на семинарских занятиях разбираются задачи и упражнения как по материалу лекционного курса, так и по разделам элементарной математики. Для учащихся, которые проявляют особый интерес к математике, организуются спецкурсы по избранным разделам математики. На кафедре ведут преподавание штатные преподаватели, а I также профессора и доценты НГУ и научные сотрудники институтов СО РАН.

На кафедре читаются основные курсы "Математика", "Элементарная математика", спецкурсы "Комбинаторика и вероятность", Алгебра и анализ", "Дифференциальные уравнения", "Введение в математическую экономику", ."Олимпиадные задачи по математике", "Абстрактные машины", "Введение в метод Монте-Карло", "Образцы математических идей", "Элементарная геометрия", "Избранные главы высшей математики", "Комплексные числа и кватернионы", "Введение в теорию алгебраических систем", "Начала топологии".


Кафедра физики

Среди изучаемых в СУНЦ НГУ предметов физика занимает особое место. В своей базисной основе она оперирует предельно упрощенными представлениями о явлениях природы, абстрагируясь от мелочей и второстепенных деталей и вводя в качестве характеристик тел и их взаимодействия лишь самый предельный минимум необходимых качеств. Так, в механике до определенной степени оказывается достаточным представление тела материальной точкой, обладающей лишь одним физически значимым качеством - массой. Чем меньше ограничений, тем более, общие получаются результаты. Из-за этого оказалось, что законы физики стали базой научных представлений о природе окружающего нас мира. В соответствии с изложенным первой задачей курса физики кафедра считает тщательный отбор и изложение лишь предельного минимума самых важнейших сведений из накопленного физикой объема знаний. Эти знания кафедра называет базисными (существенными) знаниями и стремится только их включить в программы курсов по физике для физико-математической школы. Вторая задача курса - обучение студентов деятельности, умению понимать, видеть и пользоваться минимумом фундаментальных знаний для получения новых и часто неочевидных результатов. Кафедра называет это умением рассматривать явления природы от первых начал и анализом моделей. Для решения этой задачи надо представлять внутренние взаимосвязи разных сторон природных явлений и понимать границы применения моделей. Обучение подобным навыкам достигается решением значительного количества аккуратно подобранных задач и искусством анализа получаемых результатов. Так как к преподаванию на кафедре непрерывно привлекаются все новые поколения молодежи, прошедшей обучение в ФМШ и НГУ, происходит естественный процесс накопления и селекции необходимых для этого задач и сопутствующих им вопросов. Принятые принципы организации учебных курсов по физике и выработанная методика обучения помимо современных и глубоких знаний содержания предмета воспитывают у учащихся СУНЦ НГУ культуру построения физических моделей и формируют у них особый способ интеллектуальной деятельности: рациональный, предельно экономный по числу предпосылок, максимально широкий по спектру рассматриваемых последствий и предельно критичный при анализе получаемых выводов и контроле степени их достоверности.

На кафедре читаются основной курс "Физика", спецкурсы "Моделирование физических явлений на ЭВМ", "Компьютерный практикум", "Современные оптические элементы", "Необыкновенные картины обыкновенной оптики", "Аналитические расчеты в физике на ЭВМ", "Экспериментальная аэродинамика", "Цифровая техника", "Радиоэлектроника", "Физика полупроводников", "Специальная теория относительности", "Квантовая механика", "Колебания и волны", "Физические основы биоинженерии", "Космонавтика", "Олимпиадные задачи по физике".


Кафедра естественных наук

Кафедра естественных наук обеспечивает общеобразовательные курсы биологии, землеведения и экономической географии и ориентирована на подготовку выпускников СУНЦ НГУ для поступления на биологическое, медико-биологическое и экологическое отделения факультета естественных наук и геолого-геофизический факультет НГУ. Поскольку абитуриенты, поступающие на ФЕН и ГГФ НГУ, сдают вступительные экзамены по математике и физике или химии, кафедра видит свою задачу в том, чтобы обеспечить хорошее базовое образование по названным курсам и сформировать, развить или поддержать интерес к биологии и наукам о Земле с помощью многочисленных спецкурсов. Курс землеведения читается во втором семестре 9 класса. Он оригинален, предложен А.А. Ляпуновым в самые первые годы существования школы и является некоторым аналогом курса экологии, который в настоящее время только начинает входить в базовый стандартный план. Курс биологии, в общеобразовательной школе рассчитанный на 10-11 классы, в нашей школе ведется только в 10 классе: при двухгодичном цикле обучения - два семестра, при одногодичном - один семестр (второй). Кафедра предлагает восемь спецкурсов, отражающих основные направления развития биологических наук, а также спецкурс по неорганической геохимии и спецкурс по экономической географии. Последний был разработан в ответ на просьбы учащихся, которых заинтересовал одноименный общеобразовательный курс.

На кафедре читаются основные курсы "Землеведение", "Биология", "Экономическая география зарубежных стран"; спецкурсы "Генетика", "Молекулярная биология", "Практикум по генетике", "Микроскопическая фитология", "Этология, экология, эволюция", "Моделирование в биологии", "Беседы о физиологии", "Электрическая активность головного мозга", "Экономическая география", "Экология", "Сейсмическая активность Земли", "Наука о Земле".


Кафедра химии

В СУНЦ НГУ существует два потока учащихся: двухгодичный (9-10 классы) и одногодичный (10 класс). Программа по химии для двухгодичного потока предусматривает два семестра обучения химии: 1 семестр - общая и неорганическая химия, 2 семестр - органическая химия; для одногодичного потока - один семестр: элементы общей химии (строение атома, химическая связь) и органическая химия. В процессе обучения учащиеся посещают лекции, семинарские занятия, лабораторные работы, компьютерные занятия. Эти занятия являются обязательными. В конце каждого семестра учащиеся сдают экзамен по пройденному материалу. Для учащихся, желающих более глубоко изучить химию, на кафедре ведется ряд спецкурсов (факультативно), институтская практика, экскурсии в институты СО РАН. Во втором семестре проводится олимпиада по химии. По результатам олимпиады осуществляется отбор на зональную и Всероссийскую олимпиады по химии. В конце второго семестра в СУНЦ НГУ проводится учебно-научная конференция по химии, на которой учащиеся представляют (в форме докладов и демонстраций) работы, выполненные ими на спецкурсах. Учащиеся, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе учебы, активно работающие на спецкурсах, получают рекомендацию кафедры для поступления на ФЕН НГУ.

С 1994 года в СУНЦ НГУ существует химический поток (два 9-х и два 10-х класса). Учащиеся этого потока изучают химию два семестра в 9-м классе и два семестра в 10-м классе. Это позволяет в 9-м классе изучать подробно неорганическую химию и, прежде всего, детально - химию элементов, что практически исключено в остальных 9-х классах. Изучение органической химии в химических классах в течение двух семестров позволяет подробно познакомиться с химией металлоорганических соединений, гетероциклических соединений, больше внимания уделить изучению механизмов реакций. Отбор в 9-е классы химического потока производится по результатам Летней школы.

На кафедре читаются основные курсы "Общая и неорганическая химия", "Органическая химия", "Лабораторные работы по химии"; спецкурсы "Углубленный курс органической химии", "Углубленный курс общей и неорганической химии", "Органический синтез", "Неорганический синтез", "Основы аналитической химии", "Соединения включения", "Решение задач повышенной сложности по химии", "Решение задач по неорганической химии на компьютере".


Кафедра информатики

Кафедра информатики была выделена из состава кафедры математики в 1990 году. Кафедра обеспечивает преподавание широкого класса различных дисциплин за счет активного использования новых информационных технологий. Такой подход позволяет объединить процессы изучения, закрепления материала и контроля за его усвоением, которые при традиционном изучении оказываются разорванными, и повышает мотивацию к обучению. Обучение на спецкурсах ведется по нескольким направлениям: языки программирования С++, Pascal, Prolog - спецкурсы, требующие навыков программирования для решения конкретных задач математики, физики, и т.д., - работа с базами данных Clipper, FoxBase, FoxPro, - навыки работы в сети.

На кафедре читаются основные курсы "Интенсивный курс обучения информатики", "Программирование"; спецкурсы "Язык программирования "Паскаль", "Объектно-ориентированное программирование", "Язык программирования "Пролог", "Системы управления базами данных", "Методы и средства обработки символьной информации", "Конструктивные модели", "Информатика в задачах физики", "Введение в Интернет", "Теория алгоритмов", "Алгоритмы и структуры данных".


Кафедра гуманитарных наук

Кафедра создана в 1989 году в связи с образованием СУНЦ НГУ и призвана обеспечить общеобразовательную подготовку учащихся ФМШ по русской словесности (литература и язык), истории (отечественная и зарубежная), обществознанию в рамках стандартов полной общеобразовательной школы. В силу особенностей СУНЦ НГУ, с его глубокой физико-математической специализацией и сокращением общего количества учебных занятий по гуманитарному циклу, кафедра через привлечение специалистов высшей квалификации решает стоящие перед ней задачи, в числе которых - разработка и преподавание по оригинальным курсам, направленным на овладение учащимися фундаментальных аспектов изучаемых дисциплин; постоянное развитие широкой сети спецкурсов, дающих возможность учащимся получить углубленную подготовку по отдельным проблемам гуманитарного знания; формирование у учащихся навыков самостоятельной творческой работы; активизация внутри кафедральных форм научно-методической работы по разработке междисциплинарных вопросов; систематические творческие контакты с ведущими специалистами-гуманитариями школ и вузов города и всего сибирского региона, превращение кафедры в один из авторитетных центров гуманитарной подготовки школьников.

На кафедре читаются основные курсы "История России", "Человек и общество", "Всеобщая история", "Русская литература", "Русский язык", "Психология творчества", "История искусств"; спецкурсы "Основы этики", "Основы эстетики", "От Возрождения до модернизма", "Основы гуманитарного познания", "Библия как художественный текст", "Тема жизни и смерти в творчестве русских символистов", "Шедевры мировой литературы", "Некоторые проблемы научного курса русского языка", "Русский язык", "Теория и практика школьных сочинений", "Политическая история США после 1945 г.", "Великая отечественная война", "Старообрядчество в истории России", "Сталинизм и нацизм", "Психология исторических поколений", "История степных цивилизаций Евразии".


Кафедра физической и специальной подготовки

Программа кафедры включает все формы школьной физической культуры, утвержденные Министерством образования Российской Федерации. В программный материал входят различные виды активной деятельности: легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, баскетбол, настольный теннис, атлетическая гимнастика, аэробика. Для поведения занятий кафедра располагает хорошей спортивной базой, которая включает игровой зал для баскетбола и волейбол, теннисный зал на 5 столов, зал атлетической гимнастики с 36 станками на все группы мышц, зал единоборств с покрытием для борьбы, аэробики и гантельной гимнастики, лыжная база на 110 пар лыж.

Учебной программой предусмотрены домашние занятия для самостоятельной работы по общей физической подготовке (силовая подготовка - отжимание, подтягивание; кросс - 15-20 км в неделю; в зимнее время - бег на лыжах 30-40 км. в месяц). Все учащиеся СУНЦ НГУ могут самостоятельно посещать игровой и теннисный залы. Кафедра проводит спортивно-массовую работу - Спартакиаду СУНЦ НГУ по 13 видам спорта, товарищеские встречи учащихся и выпускников, "Дни здоровья" и др.


Научная и научно-методическая работа.
Научно-исследовательская лаборатория СУНЦ НГУ

Специализированный учебно-научный центр НГУ является широко признанным экспериментальным центром по созданию и внедрению учебников, учебных пособий и компьютерных интерактивных средств обучения. Учебно-методические разработки, проведенные в СУНЦ НГУ, неоднократно отмечались премиями на различных конкурсах, в СУНЦ НГУ велись научные исследования по программе "Университеты России".

В настоящее время в СУНЦ НГУ ведутся работы по созданию широкого спектра учебных программ, учебных стандартов, многоуровневых учебников и учебных пособий, книг для учителей, а также их электронных версий.

Многоуровневые учебники разрабатываются по математике (5-11 классы), физике (7-11 классы), химии (8-11 классы), биологии (6-11 классы) (всего 29 учебников).

Данные учебники и учебные пособия предназначены для учащихся всех категорий общеобразовательных средних школ: один и тот же учебник содержит материалы различного уровня, что позволяет на практике реализовать принцип равной доступности образования и расширить возможности при самостоятельной работе учащихся.

Авторские коллективы состоят из преподавателей Новосибирского государственного университета, Специализированного учебно-научного центра НГУ, Высшего колледжа информатики НГУ, научных сотрудников институтов СО РАН.

Создание циклов многоуровневых учебников и учебных пособий способствует повышению уровня преподавания в системе школьного образования. Особенно ощутимый эффект наблюдается в г. Новосибирске и Новосибирской области, как в местах прямой методической поддержки авторами процесса внедрения циклов учебников.

Компьютерные обучающие средства являются необходимой частью современного школьного образования. Они позволяют существенно интенсифицировать и углубить процесс обучения, а также позволяют принципиально расширить сферу самообразования.

В настоящее время в СУНЦ НГУ организован коллектив авторов, работающих над созданием обучающих компьютерных программ для учащихся старших классов по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и гуманитарным дисциплинам.

Авторский коллектив состоит из преподавателей Новосибирского государственного университета, Специализированного учебно-научного центра НГУ, научных сотрудников институтов СО РАН.

Создаются компьютерные учебники и справочники, демонстрирующие и проверяющие программы, программы-тренажеры, программы-практикумы и другие обучающие программы.

Необходимость координации, дальнейшего развития и научно-методического осмысления ведущейся работы привела к созданию в СУНЦ НГУ научно-исследовательской лаборатории по разработке учебников и учебных пособий.

В задачи лаборатории входит разработка общей научной концепции многоуровневого учебника с психологической и управленческой поддержкой для средних общеобразовательных и специализированных школ и колледжей и общеобразовательных курсов вузов; научное исследование самой системы уровней обучения с точки зрения их качественной структуры, принципиальной глубины и объема содержания, их психолого-педагогической специфики; разработка циклов многоуровневых учебников и учебных пособий, методических рекомендаций и пособий для учителей, а также их электронных версий по всем предметам системы среднего общего и специализированного образования; разработка циклов многоуровневых компьютерных интерактивных средств обучения по всем предметам системы среднего общего и специализированного образования, а также по предметам общеобразовательных курсов вузов; проведение научно-методических семинаров и конференций для авторов учебников и учителей общеобразовательных и специализированных школ и колледжей и преподавателей вузов; подготовка и издание сборников научных трудов и тезисов конференций по проблематике лаборатории.


WWW-сервер летних, зимних и заочных физико-математических и химических школ с элементами дистанционного компьютерного обучения для учащихся регионов Сибири и Дальнего Востока

В последние годы в СУНЦ НГУ разрабатывается WWW-сервер летних, зимних и заочных школ для учащихся регионов Сибири и Дальнего Востока (http://sscadm.nsu.ru). Сервер представляет собой систему из 40 страниц с параллельным текстом на русском и английском языке. Сервер раскрывает направления проведения летних, зимних и заочных физико-математических, химических и других, школ для учащихся регионов Сибири и Дальнего Востока, а также другие направления деятельности СУНЦ НГУ.

В рамках данного проекта разработана также информационная система заочного обучения с элементами дистанционного компьютерного обучения для учащихся регионов Сибири и Дальнего Востока, включающая около 100 Мб текстовых документов - задач и методических пособий по математике, физике и химии для 9, 10 и 11 классов. Документы содержат более 1000 рисунков. Учебные материалы и задачи готовы к пересылке по электронной почте. Создана программа управления информационной системой, которая позволяет вести документацию Заочной физико-математической школы, а также производить получение и отправку заданий по электронной почте. Создана программа - почтовый робот, которая позволяет автоматизировать стандартные обращения по электронной почте, поступающие в Заочную физико-математическую школу.


Научная конференция для одаренных учащихся регионов Сибири и Дальнего Востока

Начиная с 1974 г. ФМШ - СУНЦ НГУ в рамках Международной научной студенческой конференции НГУ проводит научную конференцию по математике, физике, информатике и химии для одаренных учащихся регионов Сибири и Дальнего Востока.

В работе секций принимают участие более 100 учащихся. В Оргкомитете конференции принимают участие более 30 специалистов - преподавателей СУНЦ НГУ и научных сотрудников институтов СО РАН. Председателем оргкомитета и руководителями секций конференции традиционно являются ведущие профессора НГУ. Резюме лучших докладов учащихся публикуются в сборниках Международной научной студенческой конференции.


Основные этапы истории Новосибирской ФМШ - СУНЦ НГУ

1961-1962 г. Сибирским отделением АН СССР организована и проведена Первая Всесибирская олимпиада школьников. Проведение олимпиад стало традиционным.

Июль 1962 г. В Академгородке проведена первая Летняя школа. Проведение Летних школ стало традиционным.

21 января 1963 г. Открытие Новосибирской специализированной физико-математической школы.

23 августа 1963 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля при Московском, Новосибирском, Ленинградском и Киевском государственных университетах.

1974 г. В школе проведена Первая научно-практическая конференция. Проведение конференций стало традиционным.

1980 г. Школе присвоено имя академика М.А. Лаврентьева.

21 октября 1987 г. Выход постановления Правительства СССР об организации Специализированных учебно-научных центров в Московском и Новосибирском государственных университетах.

1988 г. Перевод физико-математической школы из Министерства образования в Новосибирский государственный университет; организация кафедр математики, физики, естественных наук, гуманитарных наук.

1989-1990 г. Создание лаборатории "ЭВМ в учебном процессе" и оснащение лаборатории компьютерами типа IBM.

1992 г. Организация кафедры информатики.

1994 г. Организация творческого коллектива по подготовке учебников для общеобразовательных школ по математике, физике, химии, биологии.

1996 г. Организация научно-исследовательской лаборатории СУНЦ НГУ.

1996 г. Организация совместных классов со школой № 162 Академгородка для учеников Советского района г. Новосибирска и п. Кольцове Новосибирской области.

1998 г. Организация кафедры физической и специальной подготовки...".

В настоящее время в состав Ученого совета СУНЦ НГУ входят: семь академиков РАН, два члена-корреспондента РАН, два члена-корреспондента РАО, в общей сложности из 29 членов Совета - 21 докторов наук и профессоров.

В разные годы Ученый совет физико-математической школы, кроме А.А. Ляпунова и Д.В. Ширкова, возглавляли: профессор, д.ф.-м.н. Д.М. Смирнов, академики РАН С.Т. Беляев, В.А. Коптюг, А.П. Деревянко, В.Е. Накоряков, Ю.Л. Ершов, профессор, д.ф.-м.н. В.Н. Врагов. В настоящее время Совет возглавляет член-корреспондент РАО А.А. Никитин.

В Специализированном учебно-научном центре Новосибирского государственного университета. издается серия "Педагогика" журнала "Вестник НГУ"

Создание Новосибирской ФМШ в известной мере можно сравнить с запуском первого искусственного спутника Земли, поскольку само существование ФМШ в корне изменило подходы к системе образования как у нас в стране, так и за рубежом.


Литература

1
Лаврентьев М.А. Опыты жизни. 50 лет в науке. //Век Лаврентьева. Новосибирск. 2000. Изд. СО РАН. С. 362-364.

2
Ляпунов А.А. О роли математики в среднем образовании. М. 1959. Математическое просвещение. Т.4. С. 152-154.

3
Ширков Д.В. Он был из породы преобразователей, //Век Лаврентьева. Новосибирск. 2000. Изд. СО РАН. С. 110-118.

4
Сазоненко Р.С. Из воспоминаний доисторической учительницы. //Век Лаврентьева. Новосибирск. 2000. Изд. СО РАН. С. 316-320.

5
Богачев А.Ф. Лаврентьевская школа. Новосибирск.1988. Новосибирское книжное издательство. С. 17-18.

6
Документы //Век Лаврентьева. Новосибирск. 2000. Изд. СО РАН. С. 436.

7
Никитин А.А., Алаев Е.Н., Силантьев И.В., Гончаров С.С., Биченков Е.И., Высоцкая Л.В. и др. Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета. // Новосибирск. 2000. Редакционно-издательский центр НГУ. Вестник НГУ. Серия "Педагогика".Т. 1. Вып. 1. С. 67-79.




Ваши комментарии
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2001, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт систем информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт математики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Новосибирский государственный университет
Дата последней модификации Friday, 14-Sep-2001 12:30:07 NOVST