Система работы с математически одаренными детьми в городе Уфе и Республике Башкортостан

Цыганов Ш.И.
Башкирский государственный университет, Уфа

Аннотация:

В работе описан и проанализирован весь комплекс мероприятий по работе с математически одаренными детьми в городе Уфе и республике Башкортостан.

The system of additional mathematical education in Ufa and in Republic of Bashkortostan is observed in the article.

Работа с одаренными в области точных наук детьми в городе Уфе и Республике Башкортостан имеет глубокие корни и славную историю. Первые олимпиады для школьников были проведены и получили широкое распространение с начала 60-х годов. Чуть позже, в середине 70-х было развернуто движение научных обществ учащихся. В республике проводились всесоюзные и международные физико-математические лагеря, слеты и конференции школьников. Все это способствовало тому, что за сравнительно короткий срок уфимские школьники и студенты начали побеждать на различных соревнованиях самого высокого уровня.

К сожалению, к началу 90-х годов с началом перестройки, вся система олимпиад и НОУ в городе Уфе практически прекратила свое существование. Не стало городских школьных олимпиад, остались только немассовые районные и республиканские олимпиады, что, конечно, было мало для миллионного города. Однако по всей стране начали появляться инициативные группы ученых преимущественно из вузов и академических институтов, состоящие из бывших победителей олимпиад, конференций и других соревнований, выросших в докторов и кандидатов наук, которые возглавили работу с молодежью, ориентированной на научную деятельность.

В частности, в республике Башкортостан сформировался комплекс непрерывного образования ``школьник -- студент -- аспирант -- ученый'', который стал основой создания научных школ, кузницей ученых и преподавателей высшей квалификации. К настоящему времени сформировался круг учреждений, участвующих в реализации данного проекта. Это Башкирский государственный университет, Министерство народного образования Республики Башкортостан, Академия Наук Республики Башкортостан. Целью работы является выявление и поддержка интеллектуально одаренной молодежи, привлечение их к активной учебной и научной работе, внедрение новейших научных достижений в области образования, привлечение к активной научной деятельности в современных вопросах естествознания студентов, оказание помощи студентам и аспирантам по всем вопросам научной деятельности, формирование у молодежи устойчивого интереса к научной деятельности, поддержка молодых ученых, организация мероприятий, способствующих эффективному обмену научной информацией (тематические семинары, конференции молодых ученых, тематические телеконференции в сети Internet).

Первой в Уфе такая группа появилась на математическом факультете Башкирского государственного университета. Ее ядро составили молодые преподаватели университета Р.Башмаков, Л.Гареева, А.Муфтахов, а также ряд учителей математики города. Возглавил группу к.ф.-м.н. Ш.Цыганов.

Результатом научной деятельности этой группы в ее школьном компоненте явилась теоретическая разработка и практическая реализация идеи объединения всех олимпиад, проводимых в течение года в одно общее соревнование, получившее название Кубок Уфы по математике. Первый Кубок прошел в 1993-1994 учебном году, а в 2001-2002 учебном году будет проходить девятый Кубок. Основной сложностью при подведении общих итогов является ``приведение к общему знаменателю'' результатов различных, в том числе личных и командных олимпиад. К настоящему времени эта сложность успешно преодолена, все результаты сбалансированы друг относительно друга. Идея проведения кубковых соревнований с первого дня своего существования была поддержана органами народного образования, а начиная со второго Кубка, проводится под организационно -- методическим руководством городского управления народного образования города Уфы. Более того, в 1996 году при ГУНО (начальник ГУНО -- ныне Министр народного образования РБ Г.М.Мухамедьянова) был образован научно - информационно - методический центр, одной из функций которого стало проведение всего комплекса мероприятий, связанных с выявлением одаренных детей и детей, имеющих склонность к точным наукам, а также работы с ними. Следует отметить, что НИМЦ блестяще справляется с возложенными на него задачами.

Структурно ежегодно Кубки Уфы представляют собой объединение более 10 городских олимпиад, с числом участников от 150 до 1200 в каждой, а также Соросовские олимпиады, Международные математические олимпиады ``Турнир городов'' и ``Кенгуру''.

Рассмотрим методы проведения каждого типа олимпиад в Уфе. Прежде всего, список всех олимпиад со сроками проведения обсуждается и утверждается на ежегодных августовских педсоветах учителей города. Также утверждается регламент олимпиад, положения, устанавливаются квоты от районов на те городские олимпиады, число участников которых регламентировано. Заметим, что в Уфе семь районов и отбор участников на городские мероприятия возложен на РМО.

Сами городские олимпиады проводятся для учащихся 5 - 11 классов, причем в двух формах - классические личные и новомодные командные экспресс -- олимпиады в тройках. Отбор на каждую городскую олимпиаду осуществляется на районном туре. В свою очередь, в некоторых наиболее крупных районах города Уфы районные олимпиады проводятся в два тура: первый -- так называемый кустовой, второй -- общерайонный для победителей кустов.

Отметим новую форму проведения командных олимпиад, называемых либо экспресс - олимпиадами, либо командными олимпиадами в тройках. Она оказалась настоящей педагогической находкой, пользуется такой безусловной популярностью у детей, что буквально вдохнула новую жизнь в консервативное течение школьных олимпиад. Суть ее в том, что, во-первых, дети решают олимпиаду вместе, командой, во-вторых, задачи предлагаются последовательно, причем на решение каждой отводится от 5 до 15 минут, после чего решения собираются и тут же, во время решения следующей задачи, проверяются, в-третьих, решения задач рассказываются участникам олимпиады сразу же, в-четвертых, результаты олимпиады становятся известны и объявляются в момент окончания олимпиады. Наконец, ход борьбы в течение всей олимпиады освещается на специальном стенде, что делает ее зрелищной и собирает большое число болельщиков.

При проведении такой олимпиады требуется слаженная и энергичная работа жюри, которое работает в условиях постоянного цейтнота времени: решения всех команд по одной задаче должны быть проверены за то время, пока решается следующая задача, то есть за 10 - 15 минут. Первые годы жюри, составленное из преподавателей математического факультета БГУ, бралось за обработку 30-35 команд, однако сейчас эта цифра выросла до 50-55 команд и ограничивается только вместимостью учебных аудиторий, имеющихся в распоряжении организаторов (180 человек). Это же, кстати, стало одной из причин того, что в последние годы в аудиторию не приглашаются зрители -- учителя, родители и так далее. Это, безусловно, негативный момент, и в первое время приглашение зрителей просто необходимо, так как наличие зрителей делает соревнование соревнованием. Другой причиной отсутствия зрителей в настоящее время стали взаимные претензии на то, что зрители подсказывают своим школьникам. Таким образом, начиная со 2 - 3 года, после того как олимпиады набрали обороты, удаление зрителей стало необратимым.

Все городские олимпиады проводятся компактно, в течение одной недели, за три рабочих дня по две параллели за день. Обычно это конец января - время студенческих каникул, когда пустуют аудитории Башкирского государственного университета. Однако однажды городские олимпиады прошли в ноябре.

Отбор команд на олимпиады в тройках осуществляется по следующей схеме: приглашаются команды инновационных учебных заведений (33-35 уфимских школ из 150 носят этот статус), приглашаются победители и призеры прошлогоднего Кубка (12 - 15 команд), поскольку большинство призеров составляют как раз инновационные УЗ, то получается около 40 команд. Остаются еще 15 мест, которые занимают команды, победившие на районном отборе.

Заметим, что последние годы оргкомитет придерживается жесткой позиции допуска только одной команды от учебного заведения на одну олимпиаду. Административные меры в этой борьбе не приносили ни малейшего успеха. Решение принесла ``экономическая'' идея: поскольку результаты каждой олимпиады идут в копилку школы в общем зачете, было объявлено, что школа, выставившая две команды, в зачет Кубка получит балл худшей. Поскольку борьба идет прежде всего за общий трофей, то желающих протаскивать ``лишние'' команды как корова языком слизнула.

Результатом активной и планомерной работы стало то, что в настоящее время из 150 уфимских школ более 80 принимают участие в общегородских математических олимпиадах, а число участников олимпиады ``Турнир городов'' достигает 2000 человек (для сравнения -- в Москве - 600 участников), несмотря на то, что участвуют в ней учащиеся только 8-11 классов, абсолютно отсутствует всякое принуждение к участию, более того, проводимая агитация направлена на ограничение числа участников. Республика Башкортостан, не самый крупный регион РФ, постоянно входит в число лидеров Соросовских олимпиад по числу ее участников.

Олимпиада ``Турнир городов'' в разные годы проводилась в Уфе по-разному, причем иногда ее результаты шли в зачет Кубка Уфы, иногда -- нет. Единственный принцип, который соблюдался всегда, состоит в том, что каждый желающий получает возможность поучаствовать в этой олимпиаде. В первые годы проведения Кубка на ``Турнир'' приходило около 350 - 400 человек, поэтому всех их собирали в аудиториях БГУ. Однако, по мере того как желающих становилось больше и больше, пришлось перейти на работу по школам. Сначала это были базовые школы, обслуживающие целые районы, а потом олимпиада стала проходить в каждой школе, учащиеся которой желали принять участие в ней. В результате один год Уфа столкнулась с проблемой недостоверных результатов - количество победителей выросло сразу на порядок. Это также проявилось в следующем наблюдении: лучшие школьники Уфы всегда писали свои работы в БГУ под наблюдением строгого регионального жюри. Это было необходимо в связи с тем, что их результаты шли в зачет Кубка Уфы и поэтому требовали особой ``чистоты''. В результате их результаты оказывались неизмеримо хуже результатов их более слабых товарищей, выполнявших работу в своей школе. Все это потребовало введение поста независимых наблюдателей, однако до сих пор проблема соблюдения регламента, то есть выполнения работы каждым участником олимпиады строго индивидуально, не нашла удовлетворительного решения.

По итогам выступлений в Кубках Уфы ежегодно определяются лучшие ученики, лучшие учителя и лучшие школы.

Общие результаты в Кубке Уфы подводятся следующим образом. Во-первых, городские олимпиады в тройках по любой из шести параллелей состоят из 10 задач, каждая из которых оценивается в 20 баллов. Таким образом, ``стоимость'' каждой такой олимпиады 200 баллов, и ``приводить к общему знаменателю'' каждую из них не требуется. Как нормируются результаты личных олимпиад покажем на примере ``Турнира городов''. В зачет берется результат четырех лучших представителей от школы (по одному человеку от параллели), а далее полученные суммы у каждой школы умножаются на одно и то же число так, чтобы у лучшей школы результат стал равен 200. Например, если лучшая школа набрала в сумме 50 баллов, то результаты всех школ Уфы по данной олимпиаде будут умножены на 4. Поскольку ``Турнир городов'' ежегодно состоит из четырех независимых туров, то в зачет Кубка Уфы берутся результаты каждого из них.

Традиционной является городская олимпиада по информатике (руководитель -- К. В.Юдин), отбор на которую осуществляется через районный тур. Кроме того, в течение года проводится интеллектуальное соревнование КРИТ -- конкурс работ по информационным технологиям. В конкурсе участвуют научные разработки школьников, разбитые по восьми номинациям.

Для самых лучших, самых сильных школьников в Республике Башкортостан проводится республиканские олимпиады. Однако, учитывая все возрастающую объективную разницу в подготовке городских и сельских школьников, Министерство народного образования Республики Башкортостан уже пятый год проводит республиканские олимпиады сельских школьников по математике и физике. Эти олимпиады проводятся в два тура: первый -- заочный, второй, на который приглашаются авторы лучших работ первого тура, -- очный. Их победители получают право зачисления в профильные вузы без сдачи вступительных экзаменов.

С другой стороны, ищутся новые формы работы Научных Обществ Учащихся, которые были популярны в 70-е, 80-е годы. В марте 1997 года совместными усилиями ГУНО, НИМЦ при ГУНО, Башкирского государственного университета была открыта Малая Академия Наук, президентом которой был избран проректор по науке БашГУ проф. А.Н.Чувыров. Работа МАН ведется круглогодично как в школах, так и на общегородском уровне. Конечно, основой деятельности МАН является работа в школах. Если в 1997 году, накануне открытия МАН, активно действующие (с проведением школьных конференций) научные общества учащихся сохранялись только в гимназии № 3 и средней школе № 114, то к 2000 году секции МАН работают более чем в 40 учебных заведениях города. Научное руководство секциями МАН в школах осуществляется учеными и преподавателями уфимских вузов и академических учреждений. ГУНО и НИМЦ при ГУНО осуществляют координационную деятельность. Для этого в начале учебного года проводится так называемая ярмарка вакансий, на которую приглашаются администраторы из школ и ученые, способные осуществлять научное руководство в школьных МАН.

В конце каждого учебного года в рамках работы МАН проводится итоговая научно - практическая конференция молодых ученых. К работе пятой городской конференции 2001 года после предварительного экспертного отбора были допущены 290 докладов. Работа велась в 15 секциях. Секции математики и информатики в связи с большим числом работ были разделены на 4 подсекции каждая. Научное руководство работой секций осуществляли преподаватели БашГУ и сотрудники академических институтов Уфы. По результатам работы конференций издаются тезисы работ ее участников. В 1999-2000 учебном году была открыта Малая Академия Наук школьников Республики Башкортостан.

С 1996-1997 учебного года для школьников в рамках работы МАН был организован постоянно действующий лекторий по актуальным проблемам современного естествознания, в котором с лекциями выступают ведущие ученые Республики Башкортостан, начиная с Президента АН РБ академика РАН Р.И.Нигматулина. Заметим, что такого рода мероприятия в Москве начались двумя годами позже, когда московские Соросовские профессора образовали аналогичный лекторий.

В связи с переоформлением общественного интереса и изменениями приоритетов в выборе будущей специальности для молодежи от нужд оборонного комплекса к гуманитарным и экономическим направлениям деятельности (финансовая математика, математические методы в психологии и общественных науках), проводится большая работа по развитию новых физико-математических дисциплин, новых форм работы со школьниками. Традиционными ежегодными стали междисциплинарные полиолимпиады, такие как полиолимпиада МИФ (математика, информатика, физика).

Накопленный опыт работы и результаты всех проводимых мероприятий освещаются в периодической научной, научно-популярной, общественно-политической литературе. В частности, в центральной общегородской газете ``Вечерняя Уфа'' интеллектуальным соревнованиям школьников уделяется не меньше места, чем спортивным новостям. Кроме того, за последние пять лет в Уфе написано и издано десятки учебных пособий для подготовки к олимпиадам.

Как результат активно развивается международное сотрудничество, команды Республики Башкортостан традиционно принимают участие в Международных олимпиадах и конференциях, где добиваются значительных успехов. Так, в 1996 году команда РБ завоевала две золотые и одну серебряную медаль на Международной математической олимпиаде в Турции, успешно выступила на Международной конференции молодых ученых в Венгрии. В 2001 году уфимский школьник завоевал серебряную медаль по математике на Международной конференции молодых ученых в Польше. Важно заметить, что при формировании и отправке команд как на международные, так и на всероссийские мероприятия, до сих пор не было случая, чтобы вопросы финансирования оказались камнем преткновения и помешали планам организаторов. Органам народного образования всегда и в срок удается изыскивать деньги.

Таким образом, можно утверждать, что в городе Уфе к настоящему времени усилиями ГУНО, НИМЦ при ГУНО, БашГУ сформировался целый комплекс мероприятий по работе с одаренными школьниками и школьниками, имеющими склонность к точным наукам, включающий в себя следующие основные мероприятия:

  1. Кубки Уфы по математике;
  2. Подготовка и участие уфимских школьников в российских и международных олимпиадах;
  3. Лекторий для старшеклассников и студентов по актуальным проблемам естествознания;
  4. Малая академия наук и ежегодная научно-практическая конференция школьников.
Эти мероприятия, бесплатные для учащихся, являются традиционными, связаны между собой, носят открытый и общедоступный характер, имеют высокий рейтинг популярности и широко освещаются в печати.

Несмотря на то, что данная статья касается только школьного компонента образовательной программы ``школьник -- студент -- аспирант -- ученый'', было бы неправильным для воссоздания полной картины работы хотя бы не перечислить мероприятия, проводимые для студентов и аспирантов. Это проведение ежегодных Республиканских конференций аспирантов и молодых ученых по физике и математике и издание по результатам их работы сборников научных трудов, проведение ежегодных Республиканских олимпиад по математике, информатике, физике для студентов, проведение ежегодных Республиканских конкурсов научных работ студентов по физике и математике.

Заметим, что данная программа действительно является непрерывной, так как дети не только переходят с уровня на уровень, но и участвуют в ее работе: студенты активно привлекаются к проведению школьных олимпиад, аспиранты выступают в качестве так называемых младших научных руководителей у студентов. Такая преемственность поколений рассматривается организаторами программы как одно из ее важнейших достижений.



Ваши комментарии
[SBRAS]
[Головная страница]
[Конференции]
[СО РАН]

© 2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 2001, Объединенный институт информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт систем информатики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт математики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт цитологии и генетики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, Новосибирск
© 2001, Новосибирский государственный университет
Дата последней модификации Thursday, 06-Sep-2001 16:28:07 NOVST