Координаторы: д-р экон. наук Суспицын С. А., канд. экон. наук Гимади И. Э.
Исполнители: ИЭОПП СО РАН, ИЭ УрО РАН
Разработаны концепция и структура комплекса экономико-математических моделей анализа и прогнозирования социально-экономического развития субъектов РФ в составе федерального округа (см. рисунок). Обоснована система региональных индикаторов, позволяющая оценивать состояние и тенденции развития регионов. Основу модельно-методического инструментария составили: методики оценки стратегических решений при слабоструктуризованных критериях и альтернативах; среднесрочные макромодели для прогнозирования вариантов социально-экономического развития субъектов РФ в составе федерального округа; модели краткосрочного прогнозирования параметров развития региона и его основных отраслевых комплексов; методики проведения прогнозно-аналитических расчетов при обосновании вариантов региональной социально-экономической политики.
Структура комплекса региональных моделей. Figure. The Structure of the regional model's complex. |
Подготовлены массивы показателей социально-экономического развития регионов Сибирского и Уральского федеральных округов по данным Госкомстата РФ (годовая и оперативная статистика) за 1995—2000 гг. для целей анализа тенденций и краткосрочных прогнозов развития. Реализованы (информационно, методически и программно) системы социально-экономического мониторинга развития субъектов РФ в составе федерального округа.
Модифицированы модели среднесрочного и краткосрочного прогнозирования основных параметров социально-экономического развития регионов Сибирского и Уральского федеральных округов. Среднесрочная макромодель позволяет рассчитывать векторы региональных индикаторов (душевой ВРП, бюджетную обеспеченность, налоговую нагрузку, уровень занятости и др.) в зависимости от выбранных значений сценарных параметров. Последние можно интерпретировать в терминах регуляторов конкретных видов социально-экономической политики: инвестиционной (рост инвестиций, ставки амортизации, коэффициенты выбытия и использования основных фондов), ценовой (рост индексов удорожания факторных издержек — зарплаты, материальных затрат и др.), бюджетно-налоговой (ставки налогов и их расщепления между уровнями бюджетной системы) и др.
Для краткосрочных прогнозов основных параметров регионального развития разработаны три методических схемы структурного и интервального прогноза на один-два года. Их отличия от известных схем состоят в использовании коротких рядов ретроданных. Работоспособность тестировалась в расчетах оценок экономической базы бюджета Новосибирской области на 2002 г., основных показателей развития Омской области и сводных параметров регионов юга Западной Сибири.
Разработаны и экспериментально апробированы методики оценки приоритетов макроэкономической политики в регионе; комплексной оценки внутрирегиональных различий и основных параметров программы их снижения; методики оценки региональных приоритетов инвестиционных предложений как для отдельного региона, так и для округа в целом.
Рассчитаны оценки приоритетности основных направлений социально-экономической политики в Омской области (промышленной, аграрной, инфраструктурной, социальной, бюджетной, трансфертной, инвестиционной, ценовой). Наибольшие приоритеты получили промышленная, инвестиционная и ценовая политики (нормированные оценки приоритетов 0,18—0,16). Промежуточную группу составили социальная и бюджетная (0,12—0,14). В группу с наименьшим влиянием на генеральную цель развития области вошли аграрная, инфраструктурная и трансфертная политики (0,08—0,06). Среди трех обобщенно определенных стратегий развития области (аграрно-, социально-, инвестиционно-ориентированной) наибольший приоритет получила инвестиционно-ориентированная стратегия.
Список основных публикаций
Оглавление |