ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И САМОУПРАВЛЕНИЯ У КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ СУБЪЕКТАМИ

Координаторы: д-р филос. наук Попков Ю. В., д-р экон. наук Пахомов В. П.

Исполнители: ИФПР СО РАН, ИЭ УрО РАН


Как показало социологическое исследование в Ханты-Мансийском автономном округе (выборка массового опроса составила 200 чел., из них 67 % — представители народов Севера, 60 % — владельцы родовых угодий; было опрошено также 50 экспертов, включая специалистов и руководящих работников нефтегазовых компаний), взаимоотношения традиционного хозяйства и нефтегазового комплекса являются в основном неблагополучными: 24 % аборигенов оценивают их как конфликтные, 43 % — как противоречивые и неоднозначные и лишь 18 % — как отношения сотрудничества. Более половины опрошенных владельцев родовых угодий непосредственно пострадали от деятельности нефтяников или геологов. Наиболее острыми социальными проблемами в районах нефтедобычи являются: загрязнение окружающей среды, безработица, пьянство, распространение бедности и нищеты, причем первые две проблемы более критически оценивают представители народов Севера, а третью и четвертую — русские респонденты (рис. 1).

Рис. 1. Наиболее острые проблемы поселений, расположенных в районах нефтедобычи Ханты-Мансийского АО (в оценках народов Севера и русских), %.

Fig. 1. The most critical problems of settlements in the area of oil-and-gas production, for Chanty-Mansy region, In estimation of aboriginal peoples and Russians, %.

Население в целом оптимистически настроено относительно перспектив взаимодействия нефтегазового комплекса и традиционного хозяйства. Около половины опрошенных высказываются за необходимость их взаимовыгодного сотрудничества, вдвое меньше считают, что деятельность данного комплекса следует ограничить, и примерно каждый седьмой предлагает ее прекратить (рис. 2). Нормализация ситуации в данной области предполагает, в частности, принятие природоохранных мер, особо значимых с точки зрения перспектив развития традиционного хозяйства, а также совершенствование системы компенсационных выплат за ущерб, причиненный природной среде. Требуется разработка законодательной и нормативно-правовой базы, целевым образом обеспечивающей регулирование взаимоотношения традиционного хозяйства и нефтегазового комплекса с непосредственным участием органов местного самоуправления. Родовые угодья должны иметь особый статус и рассматриваться как неотъемлемая часть территорий традиционного природопользования, что однозначно исключает введение частной собственности на землю на любых участках этих территорий.

Рис. 2. Желаемые перспективы взаимоотношений нефтегазового комплекса и традиционного хозяйства в оценках народов Севера и русских, %.

Fig. 2. Wishful prospects of oil-and-gas industrial complex and traditional economy relationships, in estimation of aboriginal peoples and Russians, %.

Использование накопленного за рубежом опыта взаимодействия коренных народов с природопользователями и хозяйственными субъектами требует критического осмысления; недопустимо его прямое копирование и тиражирование в российских условиях, на чем настаивает часть элиты народов Севера. Механизм защиты прав народов Севера в России отличается от законодательства в отношении аборигенов зарубежного Севера. Если там главное место заняла борьба собственно за право на землю, то в России права аборигенов исторически базируются на типах деятельности, которые традиционно присущи коренным народам, и связаны с необходимостью защиты природной среды для такой деятельности.

 

 

 

 


  Оглавление Далее