Координаторы: акад. Бузник В. М., член-кор. РАН Фомин В. М., член-кор. РАН Ляхов Н. З.
Исполнители: ИТПМ, ИХТТМ СО РАН, ИХ ДВО РАН
Твердофазными механохимическими методами получены новые материалы — металл—фторполимерные и металл—керамика—фторполимерные композиты, обладающие комплексом свойств: высокой электропроводностью, устойчивостью к электроэрозии, низким коэффициентом трения и устойчивостью к механическому истирающему воздействию. При механохимической обработке смесей порошков несмешивающихся металлов — вольфрама и меди с добавкой политетрафторэтилена (до 1 мас.%) показано образование композитных частиц размером 30—60 мкм. Обнаружено, что добавки политетрафторэтилена улучшают прессуемость материала, увеличивая плотность спрессованных заготовок. Коэффициент трения композитного покрытия W—Cu—УПТФЭ близок к коэффициенту трения массивного фторопласта. Механическая обработка в присутствии политетрафторэтилена композитов WC—Cu, TiB2—Cu и (TiB2—Cu)—W, керамические частицы в которых получены твердофазными реакциями, позволяет получать эрозионно стойкие материалы с низким коэффициентом трения (рис. 1).
Рис. 1. Нанокомпозитные материалы медь-диборид титана-политетрафторэтилен. Fig. 1. Nanocomposite materials copper-titanium di-boride-polytetrafluorethylene. |
Экспериментально исследовано формирование металл—полимерных (Cu + ПТФЭ) порошковых покрытий и проведено моделирование процесса трения металл—полимерного композита. Показано, что газодинамическое компактирование не вносит существенных изменений в соотношение исходных компонентов в порошках композитов; порошковые металл—полимерные материалы, скомпактированные газодинамическим методом, обладают достаточно высокими адгезионно-когезионными свойствами; метод ХГН не вносит существенного увеличения удельного электросопротивления в токопроводящие покрытия по сравнению с исходным; коффициент сухого трения металл—полимерных порошковых покрытий близок к коэффициенту трения тефлона (рис. 2), т. е. показано, что такие композитные материалы, скомпактированные газодинамическим методом, в виде покрытий можно использовать в различных системах скользящего токосъема (рис. 3).
Рис. 2. Зависимость от нагрузки коэффициента трения композиции (WK-Cu + 0,1 % FC)60 % + Cu(ПМС)40 %. Fig. 2. Dependence of the friction coefficient of the composi-tion (WK-Cu + 0,1 % FC)60 % + Cu(PCS)40 % on loading. |
Рис. 3. Троллейбусная токосъемная вставка с медь-полимерным покрытием. Fig. 3. Trolley-bus current collector with a copper-polymer coating. |
Список основных публикаций
Оглавление | Далее |