Координатор: канд. ист. наук Октябрьская И. В.
Исполнители: ИАЭТ, ИФПР, ИФЛ ОИИФФ СО РАН, КемГУ, ИГИР, АГУ
В результате проведения в рамках проекта десяти экспедиций по комплексному изучению кризисных тюркских этносов Саяно-Алтая, имеющих экстремально малую численность, получены этносоциальные, этнолингвистические, этнокультурные, а также демографические характеристики туратинских казахов, сойотов, челканцев, кумандинцев, тубалар, позволившие дополнить данные экспедиционных исследований 1990-х годов. Установлено, что исследуемые этнические группы, связанные общностью исторических судеб, близостью культур и языков, ориентированы на различные стратегии этнического самоопределения.
Работа с материалами региональных архивов позволила описать историю туратинских казахов, переселившихся на Алтай в XIX в. и синтезировавших культурные традиции русских и алтайцев. Восcтановлены генеалогии крещеных казахов, и по сей день живущих в селах Турата и Черный Ануй Усть-Канского р-на Республики Алтай. Из 1299 человек Черно-Ануйского сельского совета казахи составляют около 400 человек. В настоящий момент туратинские казахи представляют собой метисированную группу, которую характеризует активная языковая и культурная ассимиляция со стороны русского и алтайского этносов (рис. 1), хотя еще сохраняются язык, этноним и самосознание.
Рис. 1. Туратинские казахи: структура межэтнических браков. Fig. 1. The Kazakh population of Turata: a structure of mixed marriages. |
Чрезвычайно неоднозначным является положение сойотов Бурятии. Эта группа (до последнего времени не известная в науке) своим происхождением, как полагают авторы проекта, связана с самодийской и тюркской (тувинской) этнической средой. Установлено, что в настоящее время основная численность сойотов проживает на территории Сойотской, Орликской, Саянской и Бурэнгольской сельских администраций (2002 человека). Находясь в бурятском окружении, сойоты подверглись аккультурации, практически полностью утратили тюркский язык и в значительной степени традиционную культуру. Включение сойотов в 2000 г. в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации привело к мобилизации этнического самосознания, что позволяет в настоящее время сдерживать нарастание процессов аккультурации и ассимиляции.
Сходные процессы имеют место в Республике Алтай и Алтайском крае в зоне проживания тубаларов, челканцев, кумандинцев. Их численность на сегодняшний день определяется на уровне полутора—двух тысяч человек. Социолингвистическое исследование позволило констатировать, что для подавляющего большинства кумандинцев, тубаларов и челканцев характерно пассивное владение родным и алтайским литературным и активное владение русским языком (рис. 2). Смена языковых моделей связана с ростом межэтнических браков.
Рис. 2. Анализ этнической идентичности. Языковая компетенция. Fig. 2. Analysis of the ethnic identity. Level of knowledge of native languages. |
Согласно полученным данным, количество моноэтничных пар среди представителей коренных этносов за последние 25 лет (одно поколение) сократилось практически вдвое — с 65 до 38 %; по мнению опрошенных респондентов, лишь приблизительно в 50 % случаев их дети сохраняют свою принадлежность к тому же этносу, что и родители.
Культурная унификация и растущая метисация характеризуют современное состояние северных алтайцев, что неизбежно влияет на стратегии этнического самоопределения. К 2003 г. ситуацию в республике Алтай определяют тенденции деструктуризации алтайцев — титульного этноса Республики, насчитывающего около 70 тыс. человек и составляющего около 30 % населения; тубалары, челканцы, кумандинцы, телеуты утвердились в статусе самостоятельных народов.
Результаты исследований были представлены на 23 конференциях и семинарах. Комплексные исследования кризисных тюркских групп Саяно-Алтая стали основой для разработки перспективных программ, ориентированных на сохранение этнической самобытности и снижение деструктивных тенденций.
Список основных публикаций
В оглавление | Далее |