Сибирское отделение
Российской академии наук


Приложение 2
к Постановлению Президиума РАН N 144
от 22 мая 2001 г.

Предложения участников
расширенного заседания Президиума РАН
к Основным положениям стратегии
развития Сибири
на долгосрочную перспективу

1. Участники заседания отмечают, что подъем экономики России невозможен без эффективного, стабильного и сбалансированного социально-экономического развития Сибирского макрорегиона, в первую очередь без развития топливно-энергетического комплекса и связанных с ним отраслей промышленности. Необходимо усилить экономические связи Сибири с другими регионами страны, разработать экономический механизм одновременного быстрого развития других отраслей промышленности на базе имеющегося промышленного и научно-технического потенциала с использованием новых наукоемких технологий. При этом наука должна сыграть определяющую роль в создании наукоемкого производства, корректировке стратегии развития Сибири на долгосрочную перспективу, обеспечении научного сопровождения и мониторинга крупных проектов и программ, в согласовании путей развития отдельных территорий.

Главными положительными факторами и источниками средств для решения проблем дальнейшего развития Сибири являются:

— существующий и потенциальный природно-ресурсный потенциал; оптимизация механизмов недропользования и формирования финансовых ресурсов территорий;

— накопленный производственный (включая предприятия ВПК) и научно-образовательный потенциал;

— уникальное геополитическое положение региона (в совокупности с Дальним Востоком).

2. Все участники заседания были единодушны в отношении необходимости усиления государственного регулирования развития экономики Сибирского региона с целью стимулирования использования конкурентных преимуществ Сибири для наращивания экономического потенциала и улучшения качества жизни населения. Необходимо ликвидировать противоречие между громадным инвестиционным потенциалом региона и большими инвестиционными рисками на значительной части этой территории. Большая доля ответственности за это лежит на местных органах власти и управления субъектами Федерации на территории Сибири.

Сибирский регион, как и каждый федеральный округ разрабатывает свою программу социально-экономического развития. Разработка программы (в части объектов и мероприятий федерального значения) будет рассматриваться как основание для получения специальной федеральной поддержки. При этом предусматривается повышение роли и ответственности региона в реализации федеральных программ, аккумуляции финансовых средств для осуществления программных мероприятий.

В качестве государственной поддержки Сибири необходимо также увеличить уровень госзаказа на предприятиях этого региона, в том числе за счет частичного перераспределения из европейской части. Для выполнения этого заказа следует привлечь в первую очередь предприятия Минатома России (г.г. Новосибирск, Красноярск, Ангарск, Томск), сохранившие производственно-технологический и кадровый потенциал и возможность быстро нарастить производство и создать дополнительные рабочие места.

3. Важнейшими механизмами и условиями реализации названных стратегических направлений являются:

Тарифная политика, которая должна смягчить нагрузку дальних перевозок и стимулировать отечественное производство.

Ценовая политика, регулирующая прежде всего цены на энергию и энергоносители (газ, уголь, мазут), а также налоговые льготы для наукоемкого производства.

Политика в области недропользования (контроль за лицензиями, снятие противоречий между законами о недрах, СРП и налоговыми законами).

Таможенная политика, поддерживающая отечественного товаропроизводителя и выпуск высокотехнологичной продукции.

Финансовая система, направленная на обеспечение недискриминационного характера изъятия и распределения экономической ренты, содержащейся в ценах конечной реализации продукции природоэксплуатирующих отраслей Сибири, а именно:

— получение территориями Сибири части экономической ренты независимо от места реализации добытых на ее территории природных ресурсов;

— направление части полученной экономической ренты для формирования активов решения социально-экономических проблем в будущем.

Регионы Сибири, их администрации и субъекты хозяйствования должны объединяться и координировать свои усилия для реализации крупных межрегиональных проектов и программ, в том числе — в рамках специального фонда Сибирского федерального округа, за счет передачи резервных средств со счетов Центробанка, выпуска целевых окружных займов, отнесений части рентных налогов на счет фонда и других мер.

4. Важнейшими элементами стратегии развития Сибири являются: энергетическая стратегия Сибири, развитие других ресурсных отраслей (горно-металлургическая, лесопромышленность), рост ВВП на основе новых технологий.

Энергетическая стратегия Сибири должна включать следующие приоритеты:

стабилизация добычи нефти и газа Западной Сибири;

освоение гигантских месторождений нефти и газа Восточной Сибири и Сахалина, создание единой трубопроводной и энергетической системы с возможным выходом в Северный Китай, Корею, Японию;

развитие угольных карьеров, углубленной переработки угля, углехимии и нефтехимии;

реконструкция и развитие электроэнергетики с выходом на новый технологический уровень, в том числе пересмотр оптимальных схем соотношения потоков электроэнергии;

широкое использование новейших систем силовой электроники для систем генерации, преобразования и передачи электроэнергии;

создание нескольких атомных электростанций (в г.г. Томске, Красноярске и Приморье).

Главная задача ценовой политики в области ТЭК — неадминистративными, рыночными методами ориентировать экономику на совершенствование топливно-энергетического баланса и обеспечить условия для самофинансирования нефтяной, газовой и угольной промышленности. Важнейшими элементами ценовой политики являются транспортные тарифы, цены на энергоресурсы и политика недропользования. Необходимо планомерно увеличить цены на газ и мазут на внутреннем рынке и тем самым стимулировать перевод части энергетики на уголь. Процесс этот должен проходить разумными темпами с тем, чтобы инвестиционные возможности электро- и теплоэнергетики позволяли провести соответствующую смену оборудования.

Лицензионные соглашения являются наиболее действенным рыночным инструментом для реализации политики государства в области недропользования. Необходима корректировка ранее принятых лицензионных соглашений, которая должна быть проведена в максимально короткие сроки с привлечением науки.

Развитие горно-металлургической промышленности Сибири эффективно лишь при непосредственном участии государства в решении нормативно-правовых проблем и создании инфраструктуры горнорудных районов, для чего необходимо:

— повышение экономической привлекательности освоения новых стратегических минерально-сырьевых баз в Сибири за счет непосредственного участия государства в формировании транспортной и энергетической инфраструктуры в районах пионерного освоения;

— разработка правовых документов для создания нового механизма взаимоотношений государства с недропользователем (налогообложение, СРП, лицензирование, внутренний рынок золота и т.д.), предоставление льгот для освоения месторождений с высокой общегосударственной значимостью;

— увеличение финансирования геологоразведочных служб с ориентацией их на подготовку к промышленному освоению месторождений полезных ископаемых, дефицитных в настоящее время в России и имеющих перспективы для завоевания сегментов мировых рынков.

В экспортно-ориентированной стратегии развития лесопромышленного комплекса на объем экспорта влияет удаленность Сибири от морских портов и рынков сбыта. В связи с этим требуются особые подходы к развитию комплекса, которые дали бы возможность получить оборотный капитал и ориентировали лесопромышленников на глубокую переработку древесины и производство конечных видов продукции.

При доработке лесного законодательства России и субъектов Федерации в системе управления лесами необходимо усилить государственные контрольные функции; четко разграничить полномочия в сфере использования и воспроизводства лесов; принцип неистощительного постоянного лесопользования ограничить территорией административного района (лесхоза). Государство как собственник лесов должно усилить их охрану и воспроизводство за счет средств, получаемых за пользование лесными ресурсами и их переработку.

Транспортные коммуникации Сибири должны стать привлекательными для оказания международных транспортных транзитных услуг, что сделает их более доступными (по ценам) и для российских производителей. Среди всех речных и морских систем Сибири особо следует выделить транспортную "связку" "Енисей — Северный морской путь". Она позволит не только выйти глубинным сибирским регионам со своей продукцией на мировой рынок, но и дать нагрузку на Северный морской путь (СМП).

Не менее важное значение для использования преимуществ геополитического положения сибирских регионов является формирование общесибирского потребительского рынка и (или) его крупных сегментов, а также создание мультимодальных транспортных узлов.

5. Для качественного преобразования экономики Сибири требуется целенаправленная система мер по мобилизации точек экономического роста сибирских городов, что даст возможность увеличить валовой региональный продукт, количество рабочих мест, доходы городского бюджета и т.д. Акцент должен быть сделан на отраслях, выпускающих высокотехнологичную продукцию и высокотехнологичных обслуживающих отраслях.

Очень важны информационные технологии не только для рыночного программного продукта, но и для создания электронной рыночной инфраструктуры (для чего не требуется больших капитальных затрат), а также компьютерно-интегрированных систем и автоматизации производства.

Решающим условием для широкого использования новых технологий является налоговая политика, дифференцированная по отраслям, в том числе налоговые льготы для предприятий на стадии освоения высокотехнологичной продукции. Для этого в первую очередь необходима разработка законодательных и нормативных актов Российской Федерации.

6. Уровень здоровья и продолжительность жизни в Сибирском регионе (не только на Крайнем Севере) ниже, чем в целом по стране. Кроме общей региональной государственной поддержки необходимо поднятие уровня медицины, производство современной медицинской техники на базе имеющихся наработок, в том числе в Сибирском отделении РАН совместно с предприятиями ВПК.

Необходимо дополнить стратегию мерами по повышению уровня жизни населения в Сибири, включая вопросы продовольственного обеспечения на основе развития сельского хозяйства региона.

7. Приоритетные проекты необходимо ранжировать в соответствии с масштабностью, федеральной или региональной значимостью:

Проекты, связанные с освоением природных ресурсов региона, их переработкой и транспортировкой к местам потребления. Это крупномасштабные и капиталоемкие проекты ценой миллиарды долларов;

Проекты, направленные на использование геополитического положения Сибири в региональных и межрегиональных интересах (типа формирования мультимодальных транспортных комплексов). Это проекты "средней тяжести". Их цена -- сотни миллионов долларов;

Проекты, реализующие идею создания новой экономики городов, точек экономического роста, ориентированных на выпуск продукции для внутреннего и внешнего рынка. Потребные инвестиции здесь намного меньше, а сфера применения достаточно велика;

Проекты, ориентированные на потребительский рынок Российской Федерации и Сибири, удовлетворение потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах. Это быстро окупаемые проекты с минимальными объемами инвестиционных ресурсов.

Соответственно для каждой из выделенных групп проектов требуется разный подход в политике привлечения инвестиций и определении доли участия государства в их реализации.

И.о. главного ученого секретаря
Российской академии наук
академик Б.Мясоедов



Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[СО РАН]
[ИВТ СО РАН]

© 1996-2014, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 1996-2014, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Дата последней модификации: Wednesday, 13-Jun-2001 13:31:54 NOVST