ОБСУЖДЕНЫ ПОПРАВКИ К УСТАВУ СО РАН
В целях приведения Устава Сибирского отделения РАН в соответствие
с новыми нормативными актами Российской Федерации и Уставу
Российской академии наук, с внесенными в него поправками, более
четкого определения правового статуса Сибирского отделения РАН, а
также в связи с усовершенствованием структуры Сибирского
Отделения, Общим собранием Сибирского отделения РАН были внесены
изменения и дополнения в Устав Сибирского отделения РАН,
действующий с 23 декабря 1992 г.
В соответствии с внесенными поправками Устав СО РАН определяет,
что Сибирское отделение Российской академии наук является как
региональным отделением Российской академии наук, так и
юридическим лицом. Как региональное отделение СО РАН состоит из
научных центров и учреждений, организаций научного обслуживания и
социальной сферы, расположенных на территории Иркутской,
Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской, Читинской
областей, Алтайского и Красноярского краев, а также республик
Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва и Хакасия, и объединяет
действительных членов и членов-корреспондентов РАН, избираемых
Общим собранием Российской академии наук, ведущих постоянную
основную работу на территории сибирского региона, и научных
сотрудников учреждений Отделения. Как юридическое лицо, СО РАН
является научным учреждением, имеющим государственный статус,
самоуправляемой организацией, наделенной правами управления своей
деятельностью и имуществом.
Уставом СО РАН с внесенными в него изменениями установлено, что
научная и научно-техническая деятельность Сибирского отделения
РАН осуществляется на основе сочетания принципов государственного
регулирования и самоуправления. Целью деятельности Отделения как
научного сообщества является получение, систематизация новых
знаний об основных законах природы, общества и природных ресурсах
сибирского региона, применение знаний на благо российского
общества и просвещение российского общества.
В число основных задач Отделения внесены дополнительно следующие:
-- определение основных направлений фундаментальных исследований;
-- решение важнейших научных проблем, проблем развития сибирского
региона, способствующих экономическому, социальному и духовному
развитию общества анализ состояния и развития мировой и
отечественной науки;
-- анализ состояния и развития мировой и отечественной науки;
-- проведение исследований, содействующих сохранению и развитию
национальных культур и гармонизации межнациональных отношений;
-- интеграция академической, вузовской и отраслевой науки с целью
всемерного развития и эффективного укрепления взаимодействия
между наукой, образованием и культурой и реализации единой
научно-технической политики на территории сибирского региона;
-- выявление и поддержка талантливых исследователей, содействие
творческому росту молодых ученых.
Расширены функции Сибирского отделения РАН как субъекта
гражданско-правовых отношений, связанные с обеспечением
целостности, сохранности, развития и эффективного использования
имущественного комплекса, находящегося на балансе Отделения,
организацией взаимовыгодного сотрудничества со сторонними
организациями, координацией и контролем за деятельностью
организаций научного обслуживания и социальной сферы,
осуществлением хозяйственной и предпринимательской деятельности.
В новой редакции Устава СО РАН нашло свое отражение установленное
Федеральным законом от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и
государственной научно-технической политике" положение о том, что
Сибирское отделение Российской академии наук является прямым
получателем и главным распределителем средств федерального
бюджета, для обеспечения научной и хозяйственной деятельности
которого и организаций, входящих в его состав, закреплено на
правах оперативного управления, хозяйственного ведения
федеральное имущество, а также права Сибирского отделения РАН на
распоряжение указанным имуществом. Дополнительно в Устав СО РАН
введено право на осуществление предпринимательской деятельностью,
обеспечивающей достижение уставных целей и задач, в том числе
право на приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и
неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и
товариществах. Глава 1V Устава определяет структуру Сибирского
отделения РАН, в которую входят научные региональные центры,
институты, организации научного обслуживания и социальной сферы и
которая объединяет действительных членов и членов-корреспондентов
РАН, ведущих постоянную основную работу на территории сибирского
региона, и научных сотрудников учреждений Отделения. В структуре
Отделения признаны действующими: Президиум (Бюро Президиума),
объединенные ученые советы по направлениям наук, ученые
(научно-технические) советы, комитеты, комиссии по научным
проблемам, организуемые в порядке, устанавливаемом Президиумом
РАН и Президиумом Отделения, и его служебный аппарат.
Определено, что Сибирское отделение Российской академии наук по
соглашениям с зарубежными научными учреждениями участвует в
создании международных научных учреждений и организаций, вступает
в международные организации.
В новой редакции Устава в один раздел объединены положения,
определяющие порядок деятельности и формирования органов
управления Сибирского отделения РАН -- Общего собрания и
Президиума.
Расширена компетенция Общего собрания. Установлено, что Общее
собрание Отделения созывается по мере надобности, но не реже
одного раза в год. Годичное Общее собрание Отделения созывается
накануне годичного собрания Российской академии наук. Вопросы для
обсуждения на Общем собрании вносятся через Президиум СО РАН
членами Общего собрания, решениями объединенных ученых советов
Отделения и ученых (научно-технических) советов научных
организаций в письменном виде за месяц до собрания.
С учетом поправок, внесенных в Устав РАН, конкретизированы
вопросы формирования состава Президиума Отделения, который
избирается одновременно, тайным голосованием, сроком на пять лет;
внесены некоторые изменения в компетенцию Президиума Отделения;
уточнены права председателя Сибирского отделения РАН,
возглавляющего Президиум Отделения и осуществляющего общее
руководство деятельностью Отделения и организаций по всем
направлениям их деятельности.
Разделы VI,VII и VIII Устава устанавливают правовое положение
Объединенных ученых советов по направлениям наук, Научных центров
и институтов. Если раздел V1, устанавливающий порядок образования
и деятельности Объединенных ученых советов по направлениям наук
практически не изменен, то в раздел, посвященный региональным
научным центрам внесены изменения, касающиеся правового статуса
научного центра. Новая редакция Устава устанавливает: Научные
центры являются юридическими лицами (кроме Новосибирского
научного центра), имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные
счета, гербовую печать, а также иные, необходимые для его
деятельности печати и штампы. Научные центры являются научными
организациями (учреждениями), имеют государственный статус,
высшим органом управления которого является Общее собрание
центра, а в период между сессиями Общего собрания руководящим
органом научного центра Сибирского отделения определен Президиум
научного центра Отделения.
Уставом Сибирского отделения Российской академии наук также
установлено, что основным структурным звеном Сибирского отделения
Российской академии наук является институт, главная цель которого
состоит в проведении фундаментальных и прикладных исследований.
Научные центры и институты признаны действующими на основании
собственных уставов.
Устав СО РАН в новой редакции состоит из девяти разделов и имеет
восемьдесят две статьи.
Все принятые поправки в Устав Сибирского отделения РАН будут
внесены для утверждения Общим собранием Российской академии наук
и приобретут силу для третьих лиц с момента их государственной
регистрации в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
Юридический отдел СО РАН.
|