4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ


Сибирское отделение и сегодня придерживается принципов, заложенных его основателем М.А.Лаврентьевым: "Наука – кадры – производство". Подготовка и воспитание научных кадров, начиная со школьной ступени, органично включены в систему СО РАН.

В прошедшем пятилетии основной упор в системе довузовского образования, как и в прежние годы, был сделан на активном участии ученых СОРАН в образовательном процессе специализированных общеобразовательных учебных заведений сибирского региона. Так, в специализированном учебно-научном центре физико-математического и химико-биологического профиля Новосибирского государственного университета работает 225 высококвалифицированных преподавателей, из них 210 – сотрудники СО РАН, в том числе 22 доктора наук и 95 кандидатов наук. При участии сотрудников Сибирского отделения за последние пять лет подготовлено 29 школьных учебников по математике, физике, химии, биологии и экономике, многие из которых являются многоуровневыми, издаются журналы, посвященные школьному образованию (например, "Экономика. Вопросы школьного экономического образования"). Сотрудники Отделения принимают активное участие в системе выявления и поддержки талантливой молодежи. В олимпиадах, конференциях, летних и зимних школах, школах-семинарах и учебно-научных чтениях в 1997–2000 гг. приняли участие 25486 учащихся школ из различных районов Сибири и Дальнего Востока, 1010 научных сотрудников СО РАН и преподавате лей НГУ, издано учебно-методических и научных материалов общим объемом 254 печатных листа. Создан WWW-сервер летних, зимних и заочных школ с элементами дистанционного компьютерного обучения (http://sscadm.nsu.ru).

Взаимодействие в рамках вузовской ступени образования реализуется на основе утвержденных СО РАН 18.11.97 г. принципов и программы интеграции с вузами Сибири, которые были поддержаны решением Совета ректоров вузов Сибири от 5 декабря 1998 г. и легли в основу Соглашения о сотрудничестве в области формирования и реализации научно-технической и инновационной политики, подготовки кадров высшей квалификации, заключенного 13 августа 1999г. между Министерством науки и технологий РФ, Министерством общего и профессионального образования РФ, Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия "Сибирское соглашение " и Сибирским отделением РАН. Основа взаимодействия – единство научной инфраструктуры, информационного пространства и кадрового потенциала Сибирского отделения и вузов. Большинство научных учреждений Отделения являются базовыми организациями факультетов и кафедр ведущих вузов региона. В вузах преподают около 1500 ведущих научных сотрудников Отделения. Среди высшего профессорско-преподавательского состава НГУ около 80 % – сотрудники СО РАН, в их числе 27 академиков, 21 член-корреспондент РАН, 368 докторов наук и 624 кандидата наук. Завершающий этап обучения – "специализация" – проводится на кафедрах и в совместных лабораториях, базирующихся в научно-исследовательских институтах СО РАН. В настоящее время в 21 институте Отделения действуют 43 филиала кафедр сибирских вузов и один – Московского физико-технического университета. Из них в Новосибирском научном центре открыта 21 кафедра (в восьми институтах), в Барнауле – 1, в Красноярске – 11, в Иркутске – 2, в Томске – 3 и в Якутске – 6 кафедр.

Традиционные направления взаимодействия Сибирского отделения с образованием прекрасно вписались в организационные формы федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаменталь ной науки на 1997–2000 годы": учебно-научные центры, кафедры вузов в НИИ и совместные лаборатории, совместную научную инфраструктуру (экспериментальные стенды, полигоны, информационно-коммуникационные сети), учебные и экспедиционные базы для проведения полевых исследований и т. д. Коллективы институтов Сибирского отделения совместно с ведущими сибирскими университетами и другими вузами Сибири участвуют в 75 программах по разным направлениям. К числу наиболее крупных проектов относятся: "Новосибирский научно-образовательный консорциум по подготовке специалистов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований и критическим технологиям на базе Новосибирского госуниверситета и ведущих школ Новосибирского научного центра", "Новосибирский объединенный исследовательский университет высоких технологий", "Развитие и поддержка Красноярского научно-образовательного центра высоких технологий" и др. Для реализации этих проектов создано более 30 учебно-научных центров. По такому направлению программы "Интеграция", как совместные экспедиционные исследования, "сибирская составляющая" российских грантов традиционно большая: от 22,4 до 31,6 %. Лидирующее положение занимают институты Сибирского отделения и по проведению научных олимпиад, конкурсов научных молодежных школ и конференций – доля сибирских грантов составляет по годам от 20 до 25 %.

Базой для послевузовской ступени образования, направленной на подготовку кадров высшей квалификации для науки, высшей школы и других отраслей экономики, являются аспирантура, докторантура и широкая сеть диссертационных советов по новой номенклатуре специальностей в научных учреждениях СО РАН. Помимо аспирантуры и докторантуры институтов Сибирского отделения РАН научные сотрудники Отделения осуществляют руководство аспирантами других вузов Сибири. Так, в аспирантуре НГУ в отчетном периоде около 90 % научных руководителей составляли сотрудники СО РАН.

Результатом активного участия Отделения в образовательном процессе является высокий уровень выпускников сибирских вузов, что обеспечивает кадровое пополнение академической, отраслевой и вузовской науки, способствует повышению квалификации высшего руководящего звена других отраслей экономики.


  В оглавление Далее