Меры по сохранению научного потенциала и адаптации науки к условиям рыночной экономики, последовательно проводимые Президиумом СО РАН с начала 90-х годов, приняли законодательную форму после одобрения Общим собранием Отделения в марте 1998 г. Концепции адаптации и реформирования СО РАН и мер по ее реализации.
Главными задачами первой половины отчетного периода стали проблемы реструктуризации и аккредитации сети научных учреждений, реформирования Отделения, во второй половине отчетного периода – комплексные проверки деятельности институтов СО РАН.
Первостепенное значение придавалось уточнению основных направлений научных исследований и планов научно-исследовательских работ, сосредоточению усилий на приоритетных научных направлениях, усилению интеграционных процессов, сохранению кадрового потенциала СО РАН.
Практика реализации интеграционных проектов, финансируемых на конкурсной основе из централизованных средств, является одним из важнейших направлений деятельности СО РАН. Президиумом Отделения был признан успешным опыт проведения первого конкурса интеграционных программ (проектов) фундаментальных исследований (1997–1999 гг.). Ход работы над всеми 46 проектами контролировался объединенными учеными советами по направлениям наук, промежуточные и окончательные итоги работы по 24 проектам были заслушаны на научных сессиях Президиума Отделения (январь 1997 г., март 1998 г., ноябрь 1999 г.). В процессе выполнения большинства проектов сформировались междисциплинарные творческие коллективы, получившие на стыках наук результаты приоритетного значения.
С апреля 2000 г. в СО РАН был организован новый трехлетний конкурс междисциплинарных интеграционных проектов. Президиумом утверждены для реализации: 41 комплексный проект, 44 междисциплинарных и 3 заказных проекта; на 2001 г. – 38 комплексных, 49 междисциплинарных, 6 заказных проектов, а также увеличены объемы финансирования по проектам. При этом учитывались не только результаты, полученные на первом этапе, но и необходимость расширения исследований, дополнительного привлечения исполнителей и др.
Утвержденные проекты представлены:
крупными программами, находящимися в русле мировых приоритетов или новых областей знаний;
интеграционными проектами, имеющими серьезный научный задел, позволяющий в короткие сроки получить принципиально новые результаты;
интеграционными проектами, по которым, при прочих равных условиях, Отделение имеет обязательства перед партнерами в рамках заключенных Президиумом соглашений о совместной научно-технической деятельности;
заказными проектами, направленными на развитие методологических и инструментальных разработок, имеющими междисциплинарное значение и создающими новые возможности для фундаментальных исследований.
Создание информационной структуры Отделения
Под организационным руководством Объединенного института информатики СО РАН совместными усилиями ряда институтов СО РАН (ИВТ, ИЯФ, ОИАиЭ, ИВМиМГ) создана "Сеть Интернет Новосибирского научного центра" – региональная академическая сеть, объединяющая институты и организации СО РАН, расположенные в Новосибирске, институты СО РАМН, СО РАСХН, ГНЦ вирусологии и биотехнологии "Вектор", а также ряд других научных, учебных, медицинских организаций, учреждений культуры, образования и социальной сферы. К сети подключено более 90 организаций, насчитывающих около 25 тыс. пользователей.
Информационный сервер СО РАН – http://www-sbras.nsc.ru/ – содержит разнообразную информацию о деятельности Отделения: сведения о научно-исследовательских и конструкторско-технологических институтах; основные результаты исследований; информацию о конференциях, проводимых в СО РАН; сведения о важнейших разработках институтов СО РАН, предлагаемых для широкого использования; материалы о правовой базе науки и информатизации и др. Создана информационная система "Интеллектуальный потенциал СО РАН", являющаяся составной частью информационной системы "Интеллектуальный потенциал Сибири". Разработаны основные технологические принципы формирования распределенных электронных коллекций в среде Интернет. Создана комплексная технология построения информационных Интернет/Интранет систем, базирующаяся на использовании WWW сервиса сети Интернет доступа к информационным ресурсам.
Интегрированная сеть Красноярского научного центра СО РАН построена под методическим руководством Института вычислительного моделирования. В Иркутском научном центре реализована открытая звездообразная структура информационно-вычислительной сети с использованием интеллектуальных маршрутизаторов.
Революционные изменения на базе сетевых технологий произошли в системе обеспечения фундаментальных и прикладных исследований СОРАН: в ГПНТБ создан единственный в России программно-информационный комплекс, позволяющий осуществлять весь спектр работ с базами данных с использованием Интернет. Ведутся электронные каталоги, региональные и проблемно-ориентированные документальные базы данных, заложены основы электронной библиотеки – расширяются полнотекстовые электронные коллекции, развивается электронная доставка документов, существенно расширились перечень внешних библиографических и полнотекстовых баз данных и возможности их использования, имеется доступ к лицензированным электронным версиям научных журналов. Ко всем ресурсам обеспечивается доступ как из ГПНТБ, так и из проблемно-ориентированных и информационно-библиотечных центров СО РАН. С помощью этого комплекса осуществляется доступ ученых Отделения к 90 базам данных общим объемом более 12 млн записей.
Координация научной деятельности
В плане координации научных исследований с другими научными организациями Президиум СО РАН заключил соглашения о сотрудничестве с Дальневосточным и Уральским отделениями РАН (1999 г.). В соответствии с соглашениями, подписанными в 1998–2000 гг., развивается научное сотрудничество с Сибирскими отделения РАМН и РАСХН. Проведены совместное заседание президиумов СО РАН и СО РАМН с обсуждением докладов об исследованиях и научных разработках, имеющих фундаментальное и прикладное значение для медицины и здравоохранения (декабрь 1998 г.), и объединенная научная сессия "Новые технологии в медицине" (июнь 2000 г.). На совместном заседании президиумов СО РАН и СО РАСХН (январь 2000 г.) обсуждался вопрос о научно-исследовательских работах отделений по решению проблем АПК Сибири.
В 1998 г. Общим собранием Сибирского отделения РАН были одобрены Основные принципы интеграции Сибирского отделения РАН с высшей школой. Осуществляя интеграцию академической и вузовской науки, Президиум Отделения провел: в январе 1998 г. в Красноярске – выездное заседание и "круглый стол" по проблемам работы региональных научно-образовательных комплексов Сибири; в декабре 1998 г. в Томске – совместное заседание Президиума СО РАН с советами ректоров вузов Сибири; в феврале 1999 г. – совместное расширенное заседание Президиума Отделения и Ученого совета НГУ, на котором рассматривался вопрос "О развитии НГУ и его взаимодействии с институтами СО РАН". Систематически обсуждаются на заседаниях Президиума проблемы оптимизации подготовки студентов для институтов СО РАН.
Продолжая дальнейшее сотрудничество с учеными стран ближнего зарубежья, СО РАН заключил договоры и соглашения о научно-техническом сотрудничестве: в 1998 г. – с НАН Беларуси, НАН Украины, МН–АН Республики Казахстан, в 1999г.– с НАН Кыргызской Республики, в 2001 г.– с АН Республики Таджикистан.
С целью содействия сбалансированному международному научному сотрудничеству Сибирским отделением в последние годы заключены соглашения с АН Монголии, АН Китая и Национальным научным советом (Тайвань, Республика Китай), с Корейской академией науки и технологий, с Немецким федеральным агенством по охране природы.
Президиум Отделения в июне 2001 г. провел научную сессию, посвященную деятельности международных научных центров (МНЦ), которые созданы в начале 90-х годов как открытые институты (лаборатории) на базе ведущих институтов СОРАН. Как было отмечено, организационная форма МНЦ себя оправдала, позволяет оперативно формировать интернациональные творческие коллективы по важнейшим проблемам современной науки. В большинстве МНЦ получены значительные результаты мирового уровня, их деятельность оказала положительное влияние на развитие исследований в институтах, на базе которых они были созданы. В то же время рекомендовано не продолжать деятельность Международного центра активной тектоники и природных катастроф – как выполнившего свои задачи, и Международного центра новых информационных технологий в сфере образования и науки – как несостоявшегося, а также поручено руководству научных центров и институтов, объединенным ученым советам Отделения изучить вопрос о продолжении деятельности ряда центров.
Успешно развивалось взаимодействие СОРАН с министерствами и ведомствами, активизирова на работа по взаимоотношениям с отраслями и ведущими компаниями страны, подписан ряд соглашений о научно-техническом сотрудничестве, в том числе с Минатомом, МПС, МЧС, Российским агентством по обычным вооружениям (РАВ), Минтрансом, РАО "ЕЭС России", Государственной технической комиссией при Президенте РФ.
В начале 2000 г. совместным приказом-распоряжением Минатома России и СО РАН были утверждены долгосрочная программа научно-технического сотрудничества на 2000–2005 гг. и перечень разработок институтов СО РАН, включающий более 100 работ, в выполнении которых участвуют 20 институтов Отделения. В текущем году подписано соглашение между Минатомом, администрацией Новосибирской области и СО РАН о сотрудничестве в разработке и реализации регионально-отраслевой программы развития силовой электроники.
В 1998 г. Сибирским отделением РАН заключен договор с Сибирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС) об организации девяти совместных лабораторий по тематике, представляющей первоочередной интерес для МПС России. Они успешно функционируют, полученные результаты реализованы в работе железнодорожного транспорта. В плане реализации соглашения о научно-техническом сотрудничестве МПС, СО РАН, СГУПС, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Красноярской железными дорогами в 2000 г. проведены выездные заседания НТС с широким участием ученых СО РАН, результатами которых стали утвержденные руководством дорог программы сотрудничества. Сформирована программа НИОКР, которая включает 30 работ, выполняемых тринадцатью институтами СО РАН.
Предложения СО РАН в план НИОКР МЧС России на 2001 г. и последующие годы включают 79 разработок тридцати институтов СО РАН. Подписано соглашение и определены приоритетные направления сотрудничества с Сибирским региональным центром по делам ГО и ЧС.
Соглашение между СО РАН и Российским агентством по обычным вооружениям подписано 25.12.2000 г. Программа сотрудничества на 2001–2005 гг. включает 83 разработки, в выполнении которых должны принять участие 19 институтов СО РАН и 6 организаций РАВ.
В РАО "ЕЭС России" создана рабочая группа для организации сотрудничества с Сибирским отделением РАН, в которую входят представители Отделения. Финансируется несколько проектов Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева, прошел экспертизу проект, подготовленный Институтом теплофизики.
Комплексные проверки
Комплексные проверки институтов Отделения проводились в соответствии с постановлением Президиума СО РАН от 18.06.99 г. № 190. С августа 1999 г. по февраль 2001 г. было проверено 82 института СО РАН (с учетом институтов, ассоциированных в составе объединенных). Комиссии возглавляли, как правило, представители бюро специализированных отделений РАН. В подавляющем большинстве институтов комиссиями отмечался высокий уровень фундаментальных и прикладных исследований. Многие институты СОРАН входят в лидирующие группы научных учреждений России по своим направлениям науки, а некоторые из них по ряду направлений занимают лидирующее положение в мире. В ведущих институтах Отделения отмечен разумный баланс фундаментальных и прикладных исследований.
Получила одобрение большая работа по оптимизации структуры институтов, концентрации научного потенциала на приоритетных направлениях, укрупнению тематики. Положительно оценены усилия дирекций и ученых советов институтов по интеграции исследований, привлечению в науку молодежи, сохранению сложившихся научных школ. В целом поддержано использование рейтинговой оценки работы научных сотрудников и лабораторий институтов.
В научной и научно-организационной деятельности ряда институтов в ходе проверок выявлены недостатки и проблемы, часть из них являются типичными. Комиссиями отмечены, наряду с положительным опытом, упущения, недостатки и по другим направлениям деятельности: в работе с кадрами, охране труда, планово-финансовой деятельности, содержании и использовании имущественного комплекса, соблюдении законодательства, организации делопроизводства и др. Аналитическая записка по результатам комплексных проверок, одобренная на заседании Президиума СОРАН, направлена для сведения и руководства в научные учреждения Отделения.
Научные конференции
Президиумом СО РАН организованы подготовка и проведение ряда международных мероприятий: конференции "Байкал как Участок Мирового Природного Наследия: результаты и перспективы международного сотрудничества"; семинара "Реакция вечной мерзлоты на экономическое развитие; охрана окружающей среды и потенциал природных ресурсов"; симпозиума "Научная политика в Азии"; Первой конференции "Биоразнообразие и динамика экосистем Северной Евразии"; германо-сибирской конференции по экономическому и технологическому сотрудничеству; симпозиума "Трансфер и адаптация передовых технологий в Азии".
В 1999 г. состоялась предновогодняя научная сессия "Основные итоги науки XX столетия и перспективы XXI века".
Общие собрания СО РАН, заседания Президиума
В отчетный период проведено 5 сессий годичных Общих собраний Отделения, на которых рассматривались итоги научной и научно-организационной деятельности Отделения; состоялось 98 заседаний Президиума, в том числе 9 научных сессий; проведено 23 заседания Бюро Президиума.
В мае 2001 г. в Новосибирске проведено расширенное заседание Президиума РАН с участием Президиума СО РАН с повесткой: "Об Основных положениях стратегии развития Сибири на долгосрочную перспективу". Президиумом РАН были одобрены основные положения стратегии, подготовленные межведомственной рабочей группой во главе с полномочным представителем Президента РФ по Сибирскому федеральному округу Л.В.Драчевским и вице-президентом РАН, председателем СО РАН академиком Н.Л. Добрецовым, и даны соответствующие поручения по их доработке и представлению в Президиум РАН и Правительство РФ. Президиуму СО РАН рекомендовано рассмотреть также вопрос о концепции функционирования в новых условиях региональной научно-технической программы "Сибирь".
По проблемам развития социально-производ ственной инфраструктуры ННЦ СО РАН в 2000 г. было созвано (впервые) Общее собрание Новосибирского научного центра.
Сибирским отделением, научным сообществом и общественностью торжественно отмечены важнейшие вехи в истории РАН и СО РАН, а также юбилейные даты выдающихся ученых и организаторов науки: 40-летие СО РАН, 275-летие РАН и 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина, 100-летие со дня рождения основателя и первого председателя Сибирского отделения АН СССР академика М.А. Лаврентьева, 70-летие со дня рождения председателя СО РАН академика В.А. Коптюга, 90-летие со дня рождения первого заместителя председателя СО АН СССР академика А.А.Трофимука .
Правовая деятельность
Вторая половина 90-х годов отмечена тем, что развитие рыночных отношений повлекло за собой развитие нормотворчества. С принятием законодательных актов Российской Федерации, в числе которых Гражданский кодекс РФ, федеральные законы "О науке и государственной научно-технической политике", "О некоммерческих организациях", произошли изменения в правовом положении Российской академии наук и ее организаций.
В новых условиях потребовалось активизировать правовую деятельность в части установления правового статуса организаций РАН, регламентации наиболее важных аспектов их деятельности, совершенствования структуры СО РАН, научных центров и организаций Отделения, защиты законных прав и интересов организаций СО РАН.
В апреле 2000 г. на Общем собрании Отделения принят Устав СО РАН в новой редакции, который более четко определяет правовой статус Отделения, вносит новые нормы о СО РАН как юридическом лице. В Уставе расширены функции Сибирского отделения как субъекта гражданско-правовых отношений, связанные с обеспечением целостности и сохранности, развитием и эффективным использованием имущественного комплекса, находящегося на балансе Отделения; организацией взаимовыгодного сотрудничества со сторонними организациями; координацией и контролем за деятельностью организаций научного обслуживания и социальной сферы; осуществлением хозяйственной и предпринимательской деятельности.
В новой редакции Устава нашли отражение установленные Федеральным законом от 23.08.96г. №127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и другими правовыми актами РФ положения о правовом статусе Сибирского отделения как главного распределителя средств федерального бюджета и имущества, закрепленного на правах оперативного управления. Полностью изменена структура Устава СО РАН.
В результате участия правовых служб в проведении комплексных проверок было выявлено несоответствие уставов ряда научных учреждений Отделения законодательству Российской Федерации, а также слабая нормативная регламентация различных видов деятельности организаций. В 1999–2001 гг. уставы научных учреждений были приведены в соответствие с законодательством РФ, что позволило институтам успешно пройти государственную аккредитацию. Из 93 институтов и организаций, подавших документы для государственной аккредитации в Минпромнауки России, получили аккредитацию 88, в том числе 3 организации, ранее не имевшие статуса научного учреждения (НИЦ "Цеосит", СКТБ "Наука", ВНИЦ СОРАН).
Процедура аккредитации 2001 г. существен но отличалась от аккредитации 1998 г. не только требованиями Минпромнауки России к качеству подготовки документов, но и тем, что только 6 из 11 объединенных институтов, осуществляя аккредитацию отдельно от институтов, входящих в их состав, показали свою жизнедеятельность и право на существование как самостоятельные юридические лица и субъекты гражданско-правовых отношений, как органы, способные координировать и объединять другие институты при проведении научных исследований. Остальные пять объединенных институтов СО РАН не прошли государственную аккредитацию.
В настоящее время на стадии внесения изменений в уставные документы и подготовки к государственной аккредитации находятся научные центры СО РАН.
Много вопросов, требующих профессионального разрешения, возникает при совершенствовании структуры Сибирского отделения и системы управления в Отделении. Требует дальнейшего развития и совершенствования структура не только научных учреждений, но и организаций сферы научного обслуживания и социальной сферы, так как принятие, наряду с общими нормативными актами РФ, Бюджетного и Налогового кодексов РФ, правовых документов исполнительных органов – Минфина, МНС России – потребовало приведения системы указанных организаций и их учредительных документов в соответствие с вновь принятыми нормами.
В последние годы были проведены: реорганизация Управления делами СО РАН путем присоединения к Сибирскому отделению; реорганизация путем слияния производственных жилищных ремонтно-эксплутационных управлений и РСУ в ННЦ в Производственное жилищное ремонтно-эксплутационное учреждение СО РАН. Ряд автотранспортных организаций были либо присоединены к научным центрам (БНЦ, ННЦ), либо находятся в стадии ликвидации (ТНЦ). Проведена реорганизация Издательства СО РАН, ПМЦ, РСУ КНЦ. Начата реорганизация ЭСХ, Управления дошкольными образовательными учреждениями, рассматривается вопрос о правовом положении ККП ТНЦ.
В рыночных условиях при регламентации финансовых и налоговых отношений существует проблема профилактики правонарушений и защиты законных интересов и прав организаций, в том числе и СО РАН. В этих целях Юридическим отделом СО РАН и юристами организаций Отделения ведется постоянная информационно-консультационная работа. Отдел принимает участие в нормативном обосновании документов, связанных с деятельностью СО РАН, в осуществлении правовой экспертизы проектов нормативных актов, в рассмотрении документов и жалоб, выдаче рекомендаций, предотвращающих судебные разбирательства.
Защита интересов и прав СО РАН и его организаций осуществляется в основном на стадии рассмотрения в судебных органах. За последние два года только в тех организациях Отделения, где правовую работу ведут юристы, находилось на рассмотрении в судах 385 исков, из них в пользу СОРАН или его организаций решены 315 исков, в результате этого предотвращено изъятие денежных средств на общую сумму 100644 тыс. руб.
Для повышения качества правового обеспечения деятельности СО РАН в связи с продолжающимся процессом принятия новых законодательных актов Российской Федерации, а также для регламентации отношений в различных сферах деятельности СО РАН и его организаций необходимо дальнейшее развитие правовой работы в Отделении.
В оглавление | Далее |
Ваши комментарии Обратная связь |
[СО РАН] [ИВТ СО РАН] |
© 1996-2014, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 1996-2014, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
Дата последней модификации: Monday, 11-Mar-2002 15:35:43 NOVT