БЭФ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИБИРИ

Долгосрочные интересы России, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в Евро-Азиатское экономическое пространство, определяет особую роль Сибири в силу географического положения и наличия огромного ресурсного, значительного производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем, в последнее время наметилась тенденция оттока населения из Сибири, относительного замедления экономического развития.
Цель "Стратегии развития Сибири" заключается в том, чтобы определить долгосрочные ориентиры экономического развития, принципы государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России, а также средства их достижения.

1.ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ

Одним из основных факторов, определяющих перспективы развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, прежде всего:
- месторождения полезных ископаемых: извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77% российских запасов, природного газа -85%, угля - 80%, меди - 70%, никеля - 68%, свинца - 85%, цинка - 77%, молибдена - 82%, золота - 41%, металлов платиновой группы - 99%;
- гидроэнергетические ресурсы - 45% гидроэлектроэнергетического потенциала России;
- биологические ресурсы: - около 9 % мировых запасов древесины (более 41 % российских запасов).
Другим важным фактором развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений РАН, РАМН, РАСХН, министерств и ведомств, в том числе оборонно-промышленного комплекса (ОПК), более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская наукоемкая продукция сможет конкурировать с продукцией других регионов.

2. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СИБИРИ

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Сибири, относятся следующие.
Качественное ухудшение сырьевой базы. Крупные месторождения наиболее освоенной Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции вышли на поздние стадии разработки с падающей добычей. Доля трудноизвлекаемых запасов с низкими дебитами скважин (менее 10 т/сутки) составляет 55-60% и продолжает расти. Часть месторождений близка к своему исчерпанию.Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой Европейской части России, промышленно развитых стран Европы и Азиатско-тихоокеанского региона; низкой плотностью населения в самой Сибири; недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры.
Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий.
Отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном уровне.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ

3.1. Приоритеты и этапы реализации стратегии развития Сибири

3.1.1. Приоритеты стратегии развития Сибири

На основании потенциала роста и существующих проблем приоритетами экономической стратегии развития Сибири являются:
1. Обеспечение развития сырьевых производств с целью стабилизации их присутствия на российском и внешних рынках природных ресурсов и притока финансовых средств. Эффективное использование средств, полученных предприятиями добывающих отраслей промышленности, должно составить основу для реального экономического взаимодействия всех регионов Сибири (ремонтная, реабилитационная инфраструктура, продовольственная база и т.д.).
2. Развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств. Стратегические направления этой составляющей экономической политики -содействие развитию рынков наукоемкой продукции, защита интеллектуальной собственности.
3. Развитие транспортной инфраструктуры как основы сбалансированного социально-экономического развития Сибири, интеграции в российское и мировое экономическое пространство и улучшения инвестиционного климата сибирских регионов.
4. Повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение издержек на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах, в первую очередь за счет интенсификации энергосбережения. Без решения этой проблемы энергетический фактор неизбежно будет сдерживать подъем экономики региона.
5. Оптимизация схемы расселения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с целью снижения нерациональных расходов бюджетов всех уровней, предприятий и организаций.
Основные цели стратегии развития Сибири:
снижение негативного влияния неблагоприятных экономико-географического положения и природно-климатических условий на социально-экономическое развитие Сибири, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры и создания оптимальной системы расселения;
- повышение инвестиционной привлекательности сибирских регионов;
- обеспечение устойчивого развития "сырьевых" регионов;
- увеличение роли "несырьевого" сектора в экономике Сибири, использование потенциала развития производства наукоемкой продукции;
- как следствие - повышение уровня жизни населения сибирских регионов;
- обеспечение геополитических и экономических интересов России.
3.1.2. Этапы реализации стратегии развития Сибири
Достижение намеченных целей планируется в 3 этапа. На первом этапе, охватывающем 2002-2004 годы, будут созданы организационно-экономические и институциональные условия для осуществления глубоких преобразований в экономике Сибири и выхода ее на ускоренные темпы роста на основании Правительственной программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (2002-2004 годы) и плана мероприятий по ее реализации, начнется реализация утвержденных правительственных программ (включая целевые). Реализация данной Стратегии в части стимулирования развития ведущих отраслей экономики будет проводиться в рамках осуществления утвержденных федеральных целевых программ (ФЦП) "Энергоэффективная экономика (2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года)", "Модернизация транспортной системы России (до 2010 г.)", "Электронная Россия", "Экология и природные ресурсы (2002-2010 годы)" и других. Ресурсное обеспечение этих программ будет распределяться в зависимости от приоритетности и важности конкретных направлений.
Ежегодно будут готовиться предложения по отбору объектов для софинансирования за счет средств федерального бюджета в рамках реализации ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". В эти же годы в субъектах Федерации должны быть приняты программы их социально-экономического развития.
На втором этапе, в 2005-2010 годы будет обеспечена непосредственная реструктуризация и модернизация экономики Сибири и выход ее на оптимальные темпы роста.
На третьем этапе, в 2011 -2020 годы, исходя из общего улучшения экономической ситуации в стране, разработки новых инструментов федеральной экономической политики в отношении проблемных регионов предполагается достичь наибольших результатов в сокращении дифференциации отдельных регионов Сибири по уровню их экономического развития.
3.2. Эффективное освоение природных ресурсов - основа развития сибирской экономики
Освоение природных ресурсов предполагает не только добычу, переработку и транспортировку ресурсов, но и проведение широкого комплекса природохозяйственных мероприятий, в том числе в области лесохозяйственной, водохозяйственной и природоохранной деятельности.
Эффективность использования природных ресурсов непосредственно связана с технологической модернизацией промышленности, внедрением новых технологий. Основными целями могут являться увеличение нефтеотдачи пластов, повышение коэффициента извлечения газа и газового конденсата, добыча и использование низконапорного газа; углубление переработки углеводородного сырья и производство высококачественных топлив и масел, современных полимерных материалов; высокоэффективное и экологически чистое сжигание топлива при производстве тепло- и электроэнергии; полное извлечение ценных химических компонентов (этансодержащие, гелийсодержащие газы и др.); облагораживание углей, утилизация метана угольных пластов; комплексное использование многокомпонентных руд цветных и редкоземельных металлов.
Основную роль в природно-ресурсном потенциале Сибири играют топливно-энергетические ресурсы.
Одним из основных направлений оптимизации использования ресурсного потенциала должно стать совершенствование системы налогообложения предприятий минерально-сырьевого сектора экономики.
Ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при условии осуществления инвестиций в соответствующих объемах) обеспечить ежегодную добычу нефти с газовым конденсатом в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в объемах до 255-270 млн. т. (в том числе в Ханты-Мансийском АО до 200-220 млн. т, в Ямало-Ненецком АО до 40-50 млн. т, в Томской области - до 12-15 млн. т. и освоение месторождений юга Тюменской области, Новосибирской и Омской областей), добычу газа - до 620-670 млрд. м3 (в том числе в Ямало-Ненецком АО до 580-635 млрд. м3).
Качественное ухудшение сырьевой базы Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в перспективе потребует создания новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири. Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40-50 млн. т. в год, газа - до 70-80 млрд. м3 в год.
Потенциальные возможности добычи угля в Сибири - до 400 млн. т. в год.
Перспективные уровни добычи топливно-энергетических ресурсов будут определяться внутренним спросом, уровнем мировых цен, параметрами налогового режима, научно-техническими инновациями в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также объемом прироста запасов и качеством разведанной сырьевой базы.

3.2.1. Воспроизводство минерально-сырьевой базы - необходимое условие развития добывающей промышленности
Главными задачами геологоразведочных работ являются:
- расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечивающее устойчивое развитие добывающих отраслей промышленности;
- региональное геолого-геофизическое изучение территорий и акваторий с целью выявления новых перспективных провинций и областей распространения полезных ископаемых для формирования минерально-сырьевой базы на средне- и долгосрочную перспективу.
Предполагается, что органы исполнительной власти регионов Сибири (при участии заинтересованных федеральных министерств и ведомств) разработают и реализуют программы региональных работ в районах приоритетного развития нефтяной и газовой промышленности на основе ФЦП "Экология и природные ресурсы (2002-2010 годы)".
3.2.2. Транспортное обеспечение освоения природных ресурсов
Для привлечения потенциальных инвесторов, освоения природных ресурсов Сибири необходимо:
- строительство новых и продолжение имеющихся ответвлений от Транс-сиба, БАМа, автомагистралей "Байкал" и "Амур", в меридиональных направлениях к месторождениям полезных ископаемых;
- развитие существующей системы транспорта углеводородов и создание новых маршрутов;
- развитие западного сектора Северного морского пути, работающего в режиме продленной навигации, восстановление и дальнейшее развитие ледокольного и транспортного флота, совершенствование навигационного и гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных навигационных спутниковых систем;
- оптимизация транспортной системы с использованием внутренних водных путей для обеспечения сообщения с отд аленными северными районами.
Сооружение магистральных нефте- и газопроводов "Запад-Восток" экспортного направления даст толчок развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и Приморье, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран АТР.
3.2.3. Совершенствование государственного регулирования лесохозяйственной деятельности
Цель государственного регулирования лесохозяйственной деятельности -охрана, защита и воспроизводство лесного фонда, позволяющие обеспечить устойчивое неистощительное лесопользование, исключение возможности проведения незаконных лесозаготовок.
Совершенствование государственного регулирования лесохозяйственной деятельности должно проводиться по следующим направлениям:
- развитие конкурентных методов предоставления участков лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) лесопользователям;
- охрана, защита и воспроизводство лесного фонда.
Для достижения намеченных целей органам исполнительной власти регионов Сибири (при участии федеральных органов исполнительной власти) целесообразно разработать и реализовать комплекс мероприятий по перестройке лесопромышленного комплекса Сибири и коренному повышению эффективности его деятельности.
3.3. Развитие инфраструктуры
3.3.1. Развитие транспортных коридоров
В Сибири транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональных и транзитных международных перевозок по
Транссибирской магистрали (транспортный коридор "Транссиб"). Северные районы в значительной мере зависят от функционирования Северного морского пути.
Развитие транспортных коридоров может позволить существенно снизить транспортные издержки сибирских предприятий и организаций. Основной комплекс мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Сибири будет реализован на основе ФЦП "Модернизация транспортной системы России (до 2010г.)".
Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии с выходами на Казахстан, Монголию, Китай, а в перспективе - на Корейский полуостров и в Японию. Основой коридора являются Транссибирская железнодорожная магистраль, автомагистралей "Байкал", "Амур" (строящиеся в настоящее время), "Уссури".
В числе основных мероприятий по развитию транспортного коридора "Транссиб" предполагается завершить работы по строительству Нанчхульского тоннеля под второй главный путь в направлении Абакан - Новокузнецк, по развитию пограничных переходов на границе с Казахстаном, Монголией (станция Наушки) и Китаем (станция Забайкальск), по реконструкции федеральных автодорог "Байкал", "Енисей", Чита - Забайкальск - государственная граница, Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск.
В отдаленной перспективе транзитные функции может взять на себя Северный транспортный коридор, который свяжет Северо-Восток европейской части страны с Дальним Востоком от берегов Баренцева моря до порта Ванино на берегу Татарского пролива. Основой коридора станет Северо-Российская Евразийская магистраль в составе БАМ - Севсиб - Баренцкомур (Баренцево море - Республика Коми - Урал).
Арктический - межокеанический - коридор простирается по Северному Ледовитому океану вдоль побережья России. Основу его образует Северный морской путь (СМП). Коридор в первую очередь предназначен для обслуживания российских регионов, в т.ч. обеспечения северного завоза. Требуется осуществлять поддержание необходимых глубин и габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях реки Лены.
Должны получить должное развитие активно осваиваемые трансконтинентальные авиамаршруты "Европа-Азия", "Азия - Северная Америка". Использование этих маршрутов для развития Сибири возможно при условии создания на ее территории системы грузопассажирских аэропортов международного класса, которые могут стать пунктами распределения и перевалки грузов, пересадки пассажиров. В целях развития сети аэропортов в Сибири предусматриваются реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, грузовых складов и других объектов в аэропортах гг. Новосибирска (Толмачево), Норильска, Красноярска (Емельянове), строительство комплекса аэропорта в г. Омске (Федоровка).
Первоочередная задача развития инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти - строительство нефтепровода, который соединит Юрубчено-Тохомскую зону нефтегазонакопления с Транссибирским магистральным нефтепроводом, сооружение нефтепровода Талаканское месторождение - Верхне-чонское месторождение - Ангарск. Магистральный нефтепровод от Ангарска может быть продлен в северо-восточные районы Китая и в морские порты на востоке России (Ванино, Советская Гавань, Находка).
В перспективе потребуется соединение трубопроводной сетью газодобывающих центров Эвенкии, Иркутской области, а также западных районов Республики Саха с последующей газификацией Бурятии и Читинской области и выходом к портам российского Дальнего Востока и северо-восточные районы КНР и, возможно, в Корею.
3.3.2. Решение энергетических проблем
Для повышения эффективности энергообеспечения Сибири необходимо:
- в области гидроэлектроэнергетики - завершение строительства Богучан-ской ГЭС проектной мощностью 3000 МВт, реконструкция Братской ГЭС, начало строительства каскада гидроузлов на Нижней Ангаре;
- расширение и техническое перевооружение действующих Сургутской ГРЭС-1, Тюменской ТЭЦ-1, Губкинской ТЭЦ;- развитие атомной энергетики в Сибири в регионах, где уже накоплен соответствующий научно-технический потенциал - в Томской области (замена выбывающих мощностей теплоснабжения) и Красноярском крае;
- развитие энергоснабжения изолированных потребителей, наибольшее количество которых расположено в северных районах Сибири, ориентированное на самообеспечение с максимальным привлечением эффективных местных и возобновляемых энергоресурсов.
В зоне централизованного энергоснабжения районов Севера необходимо размещение мощных энергоисточников в крупных энергоузлах с объединением их для взаиморезервирования линиями электропередач.
В целях экономии топлива, снижения нагрузки на окружающую среду и повышения эффективности работы разрозненных многочисленных теплоснабжающих предприятий необходимо изменение принципов и структуры хозяйственного управления теплоснабжением и тепловым хозяйством регионов и городов. Основными направлениями совершенствования и развития систем теплоснабжения являются оптимизация соотношения централизованных и автономных источников тепла, совершенствование схем и оборудования систем теплоснабжения, снижение участия государства в финансировании теплоснабжения бытового сектора, повсеместное внедрение систем регулирования систем отопления, оснащение их приборами учета. Предполагается, что органы исполнительной власти регионов Сибири (при участии заинтересованных федеральных министерств и ведомств и Сибирского отделения Российской академии наук) разработают расчетные топливно-энергетические балансы регионов.
Особое внимание должно уделяться диверсификации производства в энергетическом секторе на основе создания предприятий, обеспечивающих углубленную переработку местных ресурсов, развитию основных угольных баз России (Кузбасса и КАТЭКа), оптимизации добычи и использования угля в Иркутской области и формированию новой крупной нефтегазовой базы для разработки углеводородных ресурсов Иркутской области и Красноярском крае, развитию гидроэлектроэнергетики. Нобходима дальнейшая газификация регионов Сибири, в том числе крупных промышленных центров южной части Восточной Сибири. Важное место в структуре топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей сохранит сжиженный газ.В развитии теплового хозяйства приоритетными направлениями являются:
- оснащение источников тепловой энергии и тепловых сетей средствами измерения, контроля и регулирования;
- техническое перевооружение существующих котельных установок;
- создание мини-ТЭЦ;
- перевод мазутных котельных на газ (при наличии возможности) и экологически чистое сжигание угля;
- реконструкцию и строительство тепловых сетей с принципиально улучшенными теплогидроизоляционными свойствами (использование базальто-пластиковых материалов).
3.3.3. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры
Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет одно из решающих значений в Сибири с учетом повышенной дальности расстояний при неразвитости транспортной инфраструктуры, как для повышения конкурентоспособности экономики, так и для повышения эффективности процессов государственного управления, в том числе обеспечения информационной безопасности на всех уровнях власти, в государственном и негосударственном секторах экономики. Это создает технологические предпосылки для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации.
Развитие инфраструктуры телекоммуникаций должно исходить из специфики сибирских территорий, а именно относительно низкой плотности расселения, значительных расстояний между населенными пунктами и относительной неразвитости транспортной инфраструктуры. В таких условиях приоритетным направлением развития телекоммуникационной инфраструктуры наряду с проводными видами связи должно стать развитие беспроводных ее видов, особенно в удаленных от административных центров районах.
К главным стратегическим направлениям развития связи и информатизации в Сибири следует отнести:
развитие современной информационной инфраструктуры для всемерного удовлетворения растущих потребностей населения и бизнеса в информационных услугах;
развитие и поддержание единого информационного пространства Сибири, его органическое включение в общероссийское и мировое информационное пространство.
Для движения в названных направлениях целесообразна разработка комплексной межрегиональной программы, ориентированной на создание единого информационно-коммуникационного пространства Сибири за счет интеграции и согласования соответствующих программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инициирования системообразующих (ключевых) проектов межрегионального характера, и базирующейся на ФЦП "Электронная Россия".
3.4. Реализация научного потенциала Сибири
При развитии высокотехнологичных производств и реализации наукоемких проектов роль государства будет заключаться в выборе правильных приоритетов научно-технического развития и концентрации для их реализации необходимых средств. Одним из инструментов реализации могут быть ФЦП -"Национальная технологическая база (1996-2005 годы" и "Реформирование оборонно-промышленного комплекса (до 2010 года)". Кроме того, необходимо:
создать крупные технопарковые зоны в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, как элемент инфраструктуры инновационной деятельности - при государственном участии (законодательство, учредительство, финансирование, контроль);
использовать статус наукоградов для компактных городских поселений с насыщенной научной и инновационной инфраструктурой;
стимулировать внедрение существующих, разработку и внедрение перспективных военных и гражданских НИОКР предприятиями ОПК;
организовать подготовку кадров по инновационной деятельности в области наукоемких технологий и коммерциализации результатов научных разработок;
стимулировать сотрудничество организаций и предприятий Сибири и регионов АТР в области научно-технологического и инновационного развития;
определить механизмы и разработать нормативно-законодательную базу для стимулирования инвестирования в машиностроение и инновационную сферу;
Сибирским отделением Российской академии наук при участии органов
исполнительной власти целесообразно разработать программы развития наукоградов, создания технопарковых зон и инновационно-технологических центров в рамках утвержденных ФЦП, действующей и разрабатываемой нормативно-правовой базы; другие мероприятия, направленные на развитие наукоемких технологий в Сибири и предусматривающие развитие рыночной инфраструктуры для продвижения наукоемкой и конверсионной продукции; интеграцию науки, образования и производства в указанных областях; создание современных механизмов финансирования разработки и продвижения наукоемкой продукции.
3.5. Миграционная политика
Реализация миграционной политики в Сибири основывается на Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, предусматривающей мероприятия по компенсации естественной убыли населения, сокращению оттока населения из Сибири, обеспечению условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев и, в необходимых случаях, содействию привлечения иммигрантов (в первую очередь квалифицированной рабочей силы из стран СНГ, тем самым, снизив миграционную нагрузку на Европейскую часть России) в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения экономики Сибири необходимыми трудовыми ресурсами. Одновременно должны приниматься меры к пресечению незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства (для чего необходимо, в первую очередь, совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы, обустройство российской границы).
Миграционная политика в Сибири непосредственно связана с обеспечением рационализации структуры занятости и численности населения. Необходимо создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем обеспечения пропорционального развития рынка жилья и рынка труда и разработке механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда с привлечением средств работодателей и других внебюджетных источников в целях содействия переселению. В регионах с экстремальными природно-климатическими условиями труда целесообразно внедрение ротационной схемы формирования кадров, в том числе путем развития вахтового метода.
3.6. Развитие приграничного сотрудничества
Южные регионы Сибири непосредственно примыкают к государственной границе Российской Федерации. Граничащие с ними районы Китая, Казахстана и Монголии представляют обширную территорию с низким уровнем жизни, неразвитой инфраструктурой, схожими экологическими проблемами. Социально-экономическое развитие этой зоны срединной Азии может осуществляться на основе согласованной политики указанных стран в отношении приграничного сотрудничества. Основные принципы политики России определяются Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации, в рамках реализации которой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть разработаны мероприятия по организации и стимулированию приграничной торговли и экономического сотрудничества с сопредельными территориями других государств.
Крупнейший сосед России - Китайская Народная Республика. Наиболее важными проблемами в приграничных регионах являются вопросы упорядочивания миграции и приграничной торговли. Интенсивное перемещение людей и грузов через государственную границу требует создания мощной приграничной инфраструктуры (таможенной, транспортной, финансовой). Другой важной проблемой является взаимодействие в области экологии и охраны окружающей среды в приграничных районах, для решения которой необходимо заключение соответствующих соглашений с китайской стороной и разработка системы контроля их выполнения.
Среди других примыкающих к российской государственной границе в Сибири стран наиболее тесное сотрудничество исторически обусловлено с Казахстаном. Основными задачами являются:
обустройство пограничных пунктов пропуска;
организация взаимодействия государственных органов России и Казахстана в обеспечении контроля при пограничных переходах, в борьбе с преступлениями, связанными с незаконным перемещением грузов через границу Казахстана и России, а также в сфере пресечения деятельности транснациональных организованных преступных формирований;
организационное обеспечение поставок электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов в приграничные регионы Республики Казахстан и Российской Федерации;
согласование принципов совместного изучения и разработки рудных месторождений, расположенных в приграничных районах;
развитие сотрудничества в обеспечении функционирования водного хозяйства приграничных районов;
решение проблемы водопользования и загрязнения бассейна реки Иртыш.
Актуальные проблемы приграничного сотрудничества с Монголией -оборудование автомобильных пограничных переходов и решение вопросов ве-теринарно-санитарного экспорта-импорта мясной продукции и сырья животного происхождения.
3.7. Решение проблем отдельных отраслей экономики и социальной сферы
Помимо названных основных специфических проблем развития Сибири, в этом макрорегионе должны также решаться проблемы других отраслей экономики и социальной сферы (имеющие в Сибири свои особенности). К их числу относятся:
- реформирование оборонно-промышленного комплекса с ориентацией на производство наукоемкой продукции и оборудования для топливно-энергетического и транспортного комплексов;
развитие АПК на базе совершенствования инвестиционной политики, финансового оздоровления предприятий, повышения плодородия почв с использованием местной базы производства удобрений на основе ФЦП "Повышение плодородия почв России (2002-2005 годы)".
реструктуризация предприятий металлургического комплекса, включая меры по созданию вертикально интегрированных компаний и решение социальных проблем, связанных с сокращением промышленного персонала в металлургии;
развитие строительного комплекса Сибирского региона, обеспечивающего потребности других отраслей экономики и населения;
реформирование сферы образования, медицинского, социального и культурного обслуживания с учетом суровых природно-климатических условий на значительной части территории Сибири, повышенной доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в большинстве сибирских регионов;
стабилизация демографической ситуации.
3.8. Решение экологических проблем
Основные направления охраны окружающей среды Сибири осуществляются в соответствии с общими принципами государственной политики в данной области, которые включают:
платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
сохранение биологического разнообразия.
Комплекс мер по охране окружающей среды должен обеспечить:
- стабилизацию экологической обстановки в целом по Сибири и ее улучшение в регионах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды;
- сохранение качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, растительного и животного мира на вновь осваиваемых территориях;
- рациональное использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов, как компонентов окружающей природной среды;
- предотвращение деградации и сохранение уникальных природных комплексов (Байкал, Алтай), природных систем северных территорий, имеющих низкую экологическую емкость;
- формирование нормативно-правовых и экономических механизмов регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В качестве первоочередных мероприятий по реализации экологической стратегии органам исполнительной власти регионов Сибири (при участии заинтересованных федеральных министерств и ведомств и Сибирского отделения Российской академии наук) предлагается разработать основные принципы экологической политики (в том числе касающиеся взимания водного налога, экологического налога, сбора за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами) и основных направлений охраны окружающей природной среды Сибири при широкомасштабном освоении природных ресурсов, а также комплекс конкретных мер в рамках реализации ФЦП "Экология и природные ресурсы (2002-2010 годы)".

4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИБИРИ
Система государственной политики в отношении Сибири должна быть направлена на совершенствование нормативно-законодательной деятельности, повышение эффективности институциональных преобразований, разработку и реализацию федеральных, межрегиональных и региональных программ, устанавливающих четкие приоритеты в решении экономических, социальных и демографических задач, позволяющих реализовать имеющийся производственный и природно-ресурсный потенциал Сибири.
При реализации ФЦП на территории Сибири приоритетность мероприятий будет определяться с учетом основных направлений Стратегии развития Сибири.
Существенная часть мер должна быть реализована органами исполнительной власти регионов Сибири, Сибирским отделением Российской академии наук и предприятиями Сибири.
4.1. Региональные организационно-правовые меры
Реализация стратегии развития Сибири в немалой степени зависит от действий региональных органов власти. Основными направлениями их деятельности должны являться:
улучшение инвестиционного климата;
развитие межрегиональной кооперации - разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития территорий;
развитие кооперации между региональными органами власти и корпорациями, осуществляющих свою деятельность в Сибири.
Базовым нормативным документом, положенным в основу нормотворче-ской деятельности в субъектах Российской Федерации, должна быть "Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002- 2004 годы)".
Необходимо принятие региональных нормативных актов по созданию условий для устранения излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих надзорные и контрольные функции, в целях сокращения числа необоснованных проверок деятельности субъектов предпринимательства.
Целесообразно разработать комплекс мер по поддержке малого предпринимательства, законодательно закрепить меры по защите малого бизнеса от антиконкурентных действий локальных государственных монополий.
Предлагается принять правовые основы осуществления инновационной деятельности в научно-технической и производственно-технологической сферах.
Для активизации экономических процессов в регионе необходимо принятие законодательных и нормативных актов по страховому рынку и привлечению страховых компаний к финансированию перспективных и социально важных проектов и программ региона.
Усиление интеграционных процессов между регионами Сибири является одной из приоритетных задач. Наиболее перспективными направлениями ее решениями являются:
использование всех имеющихся в распоряжении администраций субъектов Федерации способов координации хозяйственной деятельности, прежде всего, посредством создания региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития;
стимулирование прямых долговременных связей крупных предприятий с производителями и поставщиками оборудования, комплектующих и запасных частей, расположенными на территории Сибири, с целью обеспечения социальной и экономической безопасности региона, сокращения импорта тех инвестиционных товаров, производство которых может быть налажено в округе;
стимулирование договорных отношений администраций субъектов Федерации с предприятиями топливно-энергетического комплекса с целью стабилизации поставок энергетических ресурсов по взаимоприемлемым ценам;
проведение фундаментальных научных исследований и подъем уровня высшего образования в сложившихся научно-образовательных центрах, создание проектов структурных преобразований в экономике Сибири, обеспечивающих производственную специализацию регионов и их тесные кооперационные связи на длительную перспективу.
Направленность межрегиональных и региональных программ определяется приоритетами развития природно-ресурсного, инновационного потенциала, решение социальных проблем. Эти программы должны быть взаимоувязаны по срокам и ресурсам с программными мероприятиями федеральных целевых программ.
4.2. Совершенствование федерального законодательства
Совершенствование федерального законодательства будет основываться на положениях "Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002- 2004 годы)" и плане мероприятий по ее реализации. Особое внимание при этом будет уделяться следующим основным направлениям:
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- развитие инновационного потенциала;
- совершенствование межбюджетных отношение;
- повышение эффективности ресурсопотребления;
- совершенствование тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйством.
Комплекс намечаемых мер по нормотворческой деятельности позволит создать единое экономическое пространство и будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Сибири.

 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 июня 2002 г. N 765-р
 


1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономического развития Сибири.

2. Федеральным органам исполнительной власти при разработке нормативных правовых актов в сфере экономического развития Сибири руководствоваться положениями Стратегии экономического развития Сибири.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири, при разработке региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями Стратегии экономического развития Сибири.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Касьянов

БЭФ