Сибирское отделение |
|
Проект Представлена на встрече ученых и политиков "Научное сооб- щество и выборы", состоявшейся 1 ноября 1995 года. Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственно- го регулирования научной деятельности, которыми с учетом конк- ретной социально-экономической ситуации руководствуются феде- ральные, региональные и местные органы власти, научные работни- ки, научно-исследовательские организации, научно-технические об- щества и объединения. I. Наука - важнейший национальный ресурс обновляющейся России 1. Российская наука за свою многолетнюю историю внесла ог- ромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим по- ложением великой мировой державы Россия во многом обязана дости- жениям отечественных ученых. В современных условиях практическое использование естествен- но научных, гуманитарных и научно-технических знаний во все большей степени становятся источниками обеспечения жизнедеятель- ности общества, его духовного и физического здоровья. Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической деятельности, обороноспособность, состояние духов- ной и политической культуры страны, защищенность личности и об- щества по отношению к неблагоприятным природным и антропогенным факторам. 2. Важным условием формирования отечественной науки являлось стремление охватить все направления исследований. В стране сфор- мировалась обширная сеть научно-исследовательских организаций как фундаментального, так и прикладного характера. По многим направлениям отечественная наука занимала передовые позиции в мире. Это достигалось за счет высокой квалификации ведущих науч- ных школ, престижности труда ученого и привлечения в науку боль- шого числа исследователей, а также значительного уровня бюджет- ного финансирования. Однако административно-командный механизм в экономике, высокая степень закрытости и милитаризации науч- но-технической сферы, неоправданные ограничения прав интеллекту- альной собственности снижали эффективность использования научно- го потенциала страны. В настоящее время, когда расширяются возможности для свободы научного творчества, открытого обмена информацией и международ- ного сотрудничества, положение российской науки могло бы качест- венно измениться. Однако системный кризис, сопровождающий период социально-политического переустройства Российской Федерации при- вел к тому, что перед отечественной наукой встали новые серьез- ные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование на- учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспе- чивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, ослож- няет эффективное государственное регулирование в научной сфере. Престиж профессии ученого упал в обществе до недопустимо низкого уровня, наука перестала быть привлекательной для талантливой мо- лодежи. Со всей очевидностью возникла необходимость коренной ре- организации сферы науки с целью ее адаптации к новым условиям, привлечения дополнительных источников финансирования. По-прежне- му остро стоит проблема более эффективного использования резуль- татов научных исследований в народном хозяйстве. 3. Новыми тенденциями в развитии мирового сообщества стали расширение сотрудничества и кооперации государств в решении гло- бальных проблем, связанных с сохранением среды обитания, обеспе- чение достойного духовного и физического уровня жизни людей, поддержание здоровья человека. Происходит объединение усилий ученых и инженеров развитых стран в поиске и использовании новых источников энергии, освоении космического пространства, создании открытой информационной среды. Новая стратегия развития науки отдает приоритет исследованиям, имеющим значимость для самой перспективы существования мирового сообщества, для его устойчи- вого и безопасного развития. 4. Современные тенденции межстрановой интеграции не означа- ют, однако, исчезновения национальных интересов, в том числе в сфере науки. Более того, национальный научный потенциал будет во многом определять место страны в мировом сообществе, перспективы в конкурентной борьбе на внешнем рынке, возможности в решении ее внутренних проблем. Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспе- чить соответствие потенциала России уровню мирового научно-тех- нического прогресса. Приоритетные направления научных исследова- ний определяются также экономическим и геополитическим положени- ем России, глобальным значением запасов ее природных ресурсов, потребностями духовного развития нашего общества, гуманистичес- кими традициями российской науки. Существенное влияние на выбор приоритетов продолжают оказывать и мировые тенденции преобразо- вания человеческой цивилизации на рубеже тысячелетий. 5. Для реального преобразования жизни России в целом, исклю- чительно важное значение имеет развитие науки в регионах, спо- собствующее их прогрессу с учетом экономических, ресурсных, эко- логических и культурных особенностей. II. Развитие научного потенциала России 1. Государство рассматривает науку как национальное достоя- ние, определяющее будущее нашей страны и считает поддержку науки приоритетной задачей. Важнейшими принципами государственной на- учной политики являются: - опора на отечественный потенциал в развитии российского общества; - свобода научного творчества, последовательная демократиза- ция научной сферы, обеспечение открытости и гласности при форми- ровании и реализации научной политики; - стимулирование развития фундаментальных научных исследова- ний; - сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; - создание условий для здоровой конкуренции и предпринима- тельства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка ин- новационной деятельности; - интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; - зашита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства на результаты научной деятельности; - обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информа- ции и права свободного обмена ею; - развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инно- вационного предпринимательства; - формирование экономических условий для широкого использо- вания достижений науки, содействие распространению ключевых для российского технологического уклада научно-технических нововве- дений; - повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; - пропаганда современных достижений науки, ее значимости для будущего России; - защита прав и интересов российских ученых за рубежом. 2. Ключевым элементом реформирования системы управления нау- кой становится совершенствование механизмов ее финансирования, организации и налоговой политики, а именно: - выделение в федеральном бюджете ассигнований на финансиро- вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере не менее 3 процентов его рас- ходной части с ежегодным увеличением по мере стабилизации эконо- мики до уровня, характерного для высокоразвитых стран; - обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской акаде- мии архитектуры и строительных наук, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других ведущих высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информаци- онных центров; - обеспечение множественности источников финансирования на- учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, для чего активно поддерживать работу целевых государственных фондов, в том числе Российского фонда фундаментальных исследований, Рос- сийского гуманитарного научного фонда, фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; - создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств со стороны промышленности, банков, международных органи- заций и частных лиц; - развитие конкурсных начал в распределении средств через научные программы, проекты, государственные фонды при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств; - поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок; - введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности; - создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных научных проектах; - создание благоприятных условий для работы общественных на- учных объединений, академий и научных обществ. Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выра- жает уверенность в том, что российское научное сообщество обес- печит необходимые научно-технические предпосылки для преобразо- вания России в правовое государство с социально ориентированной рыночной экономикой, высоким уровнем духовной и материальной культуры, экологической и военной безопасности.
Mail to Webmaster www@www-sbras.nsc.ru |
Go to Home Site |