Проект
Представлена на встрече ученых и политиков "Научное сооб-
щество и выборы", состоявшейся 1 ноября 1995 года.
Доктрина развития российской науки - система взглядов на
роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания
России, а также принципов, определяющих механизм государственно-
го регулирования научной деятельности, которыми с учетом конк-
ретной социально-экономической ситуации руководствуются феде-
ральные, региональные и местные органы власти, научные работни-
ки, научно-исследовательские организации, научно-технические об-
щества и объединения.
I. Наука - важнейший национальный ресурс
обновляющейся России
1. Российская наука за свою многолетнюю историю внесла ог-
ромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим по-
ложением великой мировой державы Россия во многом обязана дости-
жениям отечественных ученых.
В современных условиях практическое использование естествен-
но научных, гуманитарных и научно-технических знаний во все
большей степени становятся источниками обеспечения жизнедеятель-
ности общества, его духовного и физического здоровья.
Уровень развития науки во многом определяет эффективность
экономической деятельности, обороноспособность, состояние духов-
ной и политической культуры страны, защищенность личности и об-
щества по отношению к неблагоприятным природным и антропогенным
факторам.
2. Важным условием формирования отечественной науки являлось
стремление охватить все направления исследований. В стране сфор-
мировалась обширная сеть научно-исследовательских организаций
как фундаментального, так и прикладного характера. По многим
направлениям отечественная наука занимала передовые позиции в
мире. Это достигалось за счет высокой квалификации ведущих науч-
ных школ, престижности труда ученого и привлечения в науку боль-
шого числа исследователей, а также значительного уровня бюджет-
ного финансирования. Однако административно-командный механизм в
экономике, высокая степень закрытости и милитаризации науч-
но-технической сферы, неоправданные ограничения прав интеллекту-
альной собственности снижали эффективность использования научно-
го потенциала страны.
В настоящее время, когда расширяются возможности для свободы
научного творчества, открытого обмена информацией и международ-
ного сотрудничества, положение российской науки могло бы качест-
венно измениться. Однако системный кризис, сопровождающий период
социально-политического переустройства Российской Федерации при-
вел к тому, что перед отечественной наукой встали новые серьез-
ные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование на-
учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспе-
чивает своевременного обновления материально-технической базы
науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, ослож-
няет эффективное государственное регулирование в научной сфере.
Престиж профессии ученого упал в обществе до недопустимо низкого
уровня, наука перестала быть привлекательной для талантливой мо-
лодежи. Со всей очевидностью возникла необходимость коренной ре-
организации сферы науки с целью ее адаптации к новым условиям,
привлечения дополнительных источников финансирования. По-прежне-
му остро стоит проблема более эффективного использования резуль-
татов научных исследований в народном хозяйстве.
3. Новыми тенденциями в развитии мирового сообщества стали
расширение сотрудничества и кооперации государств в решении гло-
бальных проблем, связанных с сохранением среды обитания, обеспе-
чение достойного духовного и физического уровня жизни людей,
поддержание здоровья человека. Происходит объединение усилий
ученых и инженеров развитых стран в поиске и использовании новых
источников энергии, освоении космического пространства, создании
открытой информационной среды. Новая стратегия развития науки
отдает приоритет исследованиям, имеющим значимость для самой
перспективы существования мирового сообщества, для его устойчи-
вого и безопасного развития.
4. Современные тенденции межстрановой интеграции не означа-
ют, однако, исчезновения национальных интересов, в том числе в
сфере науки. Более того, национальный научный потенциал будет во
многом определять место страны в мировом сообществе, перспективы
в конкурентной борьбе на внешнем рынке, возможности в решении ее
внутренних проблем.
Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспе-
чить соответствие потенциала России уровню мирового научно-тех-
нического прогресса. Приоритетные направления научных исследова-
ний определяются также экономическим и геополитическим положени-
ем России, глобальным значением запасов ее природных ресурсов,
потребностями духовного развития нашего общества, гуманистичес-
кими традициями российской науки. Существенное влияние на выбор
приоритетов продолжают оказывать и мировые тенденции преобразо-
вания человеческой цивилизации на рубеже тысячелетий.
5. Для реального преобразования жизни России в целом, исклю-
чительно важное значение имеет развитие науки в регионах, спо-
собствующее их прогрессу с учетом экономических, ресурсных, эко-
логических и культурных особенностей.
II. Развитие научного потенциала России
1. Государство рассматривает науку как национальное достоя-
ние, определяющее будущее нашей страны и считает поддержку науки
приоритетной задачей. Важнейшими принципами государственной на-
учной политики являются:
- опора на отечественный потенциал в развитии российского
общества;
- свобода научного творчества, последовательная демократиза-
ция научной сферы, обеспечение открытости и гласности при форми-
ровании и реализации научной политики;
- стимулирование развития фундаментальных научных исследова-
ний;
- сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
- создание условий для здоровой конкуренции и предпринима-
тельства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка ин-
новационной деятельности;
- интеграция науки и образования, развитие целостной системы
подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
- зашита прав интеллектуальной собственности исследователей,
организаций и государства на результаты научной деятельности;
- обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информа-
ции и права свободного обмена ею;
- развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских
организаций различных форм собственности, поддержка малого инно-
вационного предпринимательства;
- формирование экономических условий для широкого использо-
вания достижений науки, содействие распространению ключевых для
российского технологического уклада научно-технических нововве-
дений;
- повышение престижности научного труда, создание достойных
условий жизни и работы ученых и специалистов;
- пропаганда современных достижений науки, ее значимости для
будущего России;
- защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
2. Ключевым элементом реформирования системы управления нау-
кой становится совершенствование механизмов ее финансирования,
организации и налоговой политики, а именно:
- выделение в федеральном бюджете ассигнований на финансиро-
вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
гражданского назначения в размере не менее 3 процентов его рас-
ходной части с ежегодным увеличением по мере стабилизации эконо-
мики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
- обеспечение устойчивого государственного финансирования
Российской академии наук, Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской акаде-
мии архитектуры и строительных наук, государственных научных
центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям
науки и техники, государственных университетов и других ведущих
высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информаци-
онных центров;
- обеспечение множественности источников финансирования на-
учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, для чего
активно поддерживать работу целевых государственных фондов, в
том числе Российского фонда фундаментальных исследований, Рос-
сийского гуманитарного научного фонда, фонда содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- создание благоприятных условий для инвестирования в науку
средств со стороны промышленности, банков, международных органи-
заций и частных лиц;
- развитие конкурсных начал в распределении средств через
научные программы, проекты, государственные фонды при открытости
принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю
за использованием средств;
- поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере
научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
- введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и
поддержки научной деятельности;
- создание условий и предоставление необходимых ресурсов для
участия российских ученых в международных научных проектах;
- создание благоприятных условий для работы общественных на-
учных объединений, академий и научных обществ.
Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выра-
жает уверенность в том, что российское научное сообщество обес-
печит необходимые научно-технические предпосылки для преобразо-
вания России в правовое государство с социально ориентированной
рыночной экономикой, высоким уровнем духовной и материальной
культуры, экологической и военной безопасности.