Сибирское отделение
Российской Академии Наук


Нормативные документы о науке и научно-технической политике РФ


[Список документов] [Law Page] [Home Page] [Russian Home Page]

Доктрина развития Российской науки

Сопутствующие документы:
Указ президента Российской Федерации "О доктрине развития Российской науки".
                                                       Проект


     Представлена на встрече ученых и  политиков  "Научное  сооб-
 щество и выборы", состоявшейся 1 ноября 1995 года.

     Доктрина развития российской науки  -  система  взглядов  на
 роль  и значение науки в обеспечении независимости и процветания
 России, а также принципов, определяющих механизм государственно-
 го  регулирования научной деятельности,  которыми с учетом конк-
 ретной социально-экономической  ситуации  руководствуются  феде-
 ральные,  региональные и местные органы власти, научные работни-
 ки,  научно-исследовательские организации, научно-технические об-
 щества и объединения.

             I. Наука - важнейший национальный ресурс
                       обновляющейся России

     1. Российская наука за свою многолетнюю историю  внесла  ог-
 ромный вклад в развитие страны и мирового сообщества.  Своим по-
 ложением великой мировой державы Россия во многом обязана дости-
 жениям отечественных ученых.
     В современных условиях практическое использование естествен-
 но  научных,  гуманитарных  и  научно-технических  знаний во все
 большей степени становятся источниками обеспечения жизнедеятель-
 ности общества, его духовного и физического здоровья.
     Уровень развития науки во  многом  определяет  эффективность
 экономической деятельности, обороноспособность, состояние духов-
 ной и политической культуры страны,  защищенность личности и об-
 щества  по отношению к неблагоприятным природным и антропогенным
 факторам.
     2. Важным условием формирования отечественной науки являлось
 стремление охватить все направления исследований. В стране сфор-
 мировалась  обширная  сеть  научно-исследовательских организаций
 как фундаментального,  так и прикладного  характера.  По  многим
 направлениям  отечественная  наука  занимала передовые позиции в
 мире. Это достигалось за счет высокой квалификации ведущих науч-
 ных школ, престижности труда ученого и привлечения в науку боль-
 шого числа исследователей,  а также значительного уровня бюджет-
 ного финансирования. Однако административно-командный механизм в
 экономике,  высокая степень  закрытости  и  милитаризации  науч-
 но-технической сферы, неоправданные ограничения прав интеллекту-
 альной собственности снижали эффективность использования научно-
 го потенциала страны.
     В настоящее время, когда расширяются возможности для свободы
 научного творчества,  открытого обмена информацией и международ-
 ного сотрудничества, положение российской науки могло бы качест-
 венно измениться. Однако системный кризис, сопровождающий период
 социально-политического переустройства Российской Федерации при-
 вел к тому,  что перед отечественной наукой встали новые серьез-
 ные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование на-
 учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспе-
 чивает своевременного  обновления  материально-технической  базы
 науки,  создания нормальных условий жизни и труда ученых, ослож-
 няет эффективное государственное регулирование в научной  сфере.
 Престиж профессии ученого упал в обществе до недопустимо низкого
 уровня, наука перестала быть привлекательной для талантливой мо-
 лодежи. Со всей очевидностью возникла необходимость коренной ре-
 организации сферы науки с целью ее адаптации к  новым  условиям,
 привлечения дополнительных источников финансирования. По-прежне-
 му остро стоит проблема более эффективного использования резуль-
 татов научных исследований в народном хозяйстве.
     3. Новыми тенденциями в развитии мирового  сообщества  стали
 расширение сотрудничества и кооперации государств в решении гло-
 бальных проблем, связанных с сохранением среды обитания, обеспе-
 чение  достойного  духовного  и  физического уровня жизни людей,
 поддержание здоровья  человека.  Происходит  объединение  усилий
 ученых и инженеров развитых стран в поиске и использовании новых
 источников энергии, освоении космического пространства, создании
 открытой  информационной  среды.  Новая стратегия развития науки
 отдает приоритет исследованиям,  имеющим  значимость  для  самой
 перспективы существования мирового сообщества,  для его устойчи-
 вого и безопасного развития.
     4. Современные  тенденции межстрановой интеграции не означа-
 ют,  однако,  исчезновения национальных интересов, в том числе в
 сфере науки. Более того, национальный научный потенциал будет во
 многом определять место страны в мировом сообществе, перспективы
 в конкурентной борьбе на внешнем рынке, возможности в решении ее
 внутренних проблем.
     Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспе-
 чить соответствие потенциала России уровню мирового  научно-тех-
 нического прогресса. Приоритетные направления научных исследова-
 ний определяются также экономическим и геополитическим положени-
 ем  России,  глобальным значением запасов ее природных ресурсов,
 потребностями духовного развития нашего общества,  гуманистичес-
 кими традициями российской науки.  Существенное влияние на выбор
 приоритетов продолжают оказывать и мировые тенденции  преобразо-
 вания человеческой цивилизации на рубеже тысячелетий.
     5. Для реального преобразования жизни России в целом, исклю-
 чительно  важное значение имеет развитие науки в регионах,  спо-
 собствующее их прогрессу с учетом экономических, ресурсных, эко-
 логических и культурных особенностей.

             II. Развитие научного потенциала России

     1. Государство  рассматривает науку как национальное достоя-
 ние, определяющее будущее нашей страны и считает поддержку науки
 приоритетной задачей.  Важнейшими принципами государственной на-
 учной политики являются:
     - опора  на  отечественный  потенциал в развитии российского
 общества;
     - свобода научного творчества, последовательная демократиза-
 ция научной сферы, обеспечение открытости и гласности при форми-
 ровании и реализации научной политики;
     - стимулирование развития фундаментальных научных исследова-
 ний;
     - сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
     - создание  условий  для здоровой конкуренции и предпринима-
 тельства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка ин-
 новационной деятельности;
     - интеграция науки и образования, развитие целостной системы
 подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
     - зашита прав интеллектуальной собственности исследователей,
 организаций и государства на результаты научной деятельности;
     - обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информа-
 ции и права свободного обмена ею;
     - развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских
 организаций различных форм собственности, поддержка малого инно-
 вационного предпринимательства;
     - формирование  экономических условий для широкого использо-
 вания достижений науки,  содействие распространению ключевых для
 российского  технологического уклада научно-технических нововве-
 дений;
     - повышение престижности научного труда,  создание достойных
 условий жизни и работы ученых и специалистов;
     - пропаганда современных достижений науки, ее значимости для
 будущего России;
     - защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
     2. Ключевым элементом реформирования системы управления нау-
 кой  становится  совершенствование механизмов ее финансирования,
 организации и налоговой политики, а именно:
     - выделение в федеральном бюджете ассигнований на финансиро-
 вание научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ
 гражданского  назначения в размере не менее 3 процентов его рас-
 ходной части с ежегодным увеличением по мере стабилизации эконо-
 мики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
     - обеспечение  устойчивого  государственного  финансирования
 Российской академии наук,  Российской академии медицинских наук,
 Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской акаде-
 мии  архитектуры  и  строительных наук,  государственных научных
 центров и организаций,  работающих по приоритетным  направлениям
 науки и техники,  государственных университетов и других ведущих
 высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информаци-
 онных центров;
     - обеспечение множественности источников финансирования  на-
 учно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, для чего
 активно поддерживать работу целевых  государственных  фондов,  в
 том  числе Российского фонда фундаментальных исследований,  Рос-
 сийского гуманитарного научного фонда, фонда содействия развитию
 малых форм предприятий в научно-технической сфере;
     - создание благоприятных условий для инвестирования в  науку
 средств со стороны промышленности, банков, международных органи-
 заций и частных лиц;
     - развитие  конкурсных  начал  в распределении средств через
 научные программы, проекты, государственные фонды при открытости
 принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю
 за использованием средств;
     - поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере
 научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
     - введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и
 поддержки научной деятельности;
     - создание условий и предоставление необходимых ресурсов для
 участия российских ученых в международных научных проектах;
     - создание благоприятных условий для работы общественных на-
 учных объединений, академий и научных обществ.
     Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выра-
 жает уверенность в том,  что российское научное сообщество обес-
 печит  необходимые научно-технические предпосылки для преобразо-
 вания России в правовое государство с социально  ориентированной
 рыночной  экономикой,  высоким  уровнем  духовной и материальной
 культуры, экологической и военной безопасности.

[Список документов] [Law Page] [Home Page] [Russian Home Page]

Mail to Webmaster
www@www-sbras.nsc.ru
[SBRAS]
Go to Home Site
© 1996, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk
    Last update 24.09.96