Проект

" Если наша страна не будет располагать
мощной системой телекоммуникаций,
разветвленной сетью собственных банков
данных и не станет рассматривать информацию
как важнейший ресурс, наравне с энергией и
пахотной землей (и не привьет вкуса к
потреблению этого ресурса), то мы неизбежно
отстанем от главных своих конкурентов!"

Жискар д'Эстен
Президент Франции


Концепция

информатизации Новосибирской области

Новосибирск

1996

Обращение к читателю

Настоящий документ обращен ко всем участникам индустрии телекоммуникаций и информационных услуг, ведущим деятельность на территории Новосибирской области и заинтересованным в развитии этого быстрорастущего сектора экономики. Оживление информационного рынка приносит выгоду всем его участникам: государственным учреждениям, коммерческим и некоммерческим структурам, всем жителям области.

В представленном варианте концепции информатизации Новосибирской области сделана попытка определить основные направления развития информационного процесса, дать его характеристики и найти подходы реализации.

Мировой опыт развития информационных систем показал - без участия органов государственной власти создать единое информационное пространство невозможно! Поэтому авторы при разработке концепции информатизации области исходили из того, что Администрация области должна выступить организующей, консолидирующей и направляющей силой в этой сфере, а не ограничиваться задачей создания собственной корпоративной информационной системы в рамках Администрации.

Концепция - это первый и очень важный шаг в этом направлении! Администрация области надеется, что тесное сотрудничество научно-технической общественности области с органами законодательной и исполнительной власти позволит превратить Новосибирскую область в ведущий центр информационной индустрии не только Сибири, но и всей России.

Свои замечания и предложения Вы можете направлять по адресу E-mail: ZVM@OBLADM.NSK.SU , 630011, г. Новосибирск, Красный проспект 18 , Администрация области, аналитическое управление при Главе Администрации, к.471, Зыбареву В.М.

Авторский коллектив: " Временная комиссия по разработке программы информатизации и создания единого информационного пространства Новосибирской области" при Администрации области

Введение

Настоящая Концепция разработана во исполнение распоряжения Главы Администрации области от 3 сентября 1996г. N 519 - р. Она базируется на решениях органов государственной власти России, касающихся вопросов информатизации - "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов", одобренной решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995г. № Пр-1694; "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993г. N 477. Сфера действия концепции определена и разработана в соответствии с Законами Российской Федерации "О государственной тайне"; "Об информации, информатизации и защите информации"; "Об участии в международном информационном обмене", а также рядом федеральных целевых и отраслевых Программ.

В условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры, информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные - материальные и энергетические. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Для Новосибирска и Новосибирской области в силу географического, социально- экономического положения, относительной ограниченности природных ресурсов, а также ряда других факторов, информационная отрасль может стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития области и прилегающих к ней территорий.

Разработка концепции осуществлялась c учетом современных мировых тенденций в информационных технологиях и телекоммуникациях, а также в соответствии с потребностями, возможностями области и конкретной региональной ситуацией. Авторы ставили своей задачей:

В целом концепция информатизации Новосибирской области и развития её интегрированной информационной среды как основы единого информационного пространства есть система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития Новосибирской области.





Раздел 1. Основные положения

1.1. Сущность информатизации

Информация осознана современным обществом как необходимое условие для любой целесообразной деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, телемедицину и многое другое. Все эти приложения и связанные с ними прикладные задачи требуют создания нового класса телекоммуникационных сетей и систем управления информационными ресурсами. Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы приобретают качественно новое состояние, становятся активными, так как в этом качестве становятся доступными с помощью компьютерных средств и систем, сетей связи общего пользования, в том числе и дистанционных. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

В настоящее время наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему этапу, который назван информационным. В России этот процесс перехода от индустриального общества к информационному получил название "информатизация". Информатизация общества предполагает:

  1. Создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно или за плату в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю.
  2. Создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний.
  3. Обеспечение индустриально-технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда национальных конкурентноспособных технических средств, информационных технологий и ресурсов.
  4. Обеспечение первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, гарантирующих опережающее (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производство информации и знаний.
  5. Разработку и реализацию организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения.

Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Единое информационное пространство - представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей

1.2 Основные цели информатизации области

Информационная политика в России разрабатывается и реализуется на пяти уровнях:

  1. государственном (федеральном);
  2. отраслевом;
  3. региональном;
  4. отдельного хозяйствующего субъекта;
  5. индивидуальном.

Главная цель региональной информатизации - обеспечить повышение качества и уровня жизни населения за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в производстве и социальной жизни области.

Информатизация и создание информационной индустрии является одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала - главного ресурса г. Новосибирска и области.

Информационная отрасль может и должна стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющей долгосрочные перспективы развития области и прилегающих к ней территорий, закрепляющей за г. Новосибирском статус научного, финансового и делового центра Сибири.

Главными принципами региональной информатизации являются:

Основными направлениями и целями информатизации Новосибирской области являются:

1.3 Приоритетные задачи информатизации

Важнейшими задачами информатизации Новосибирской области являются:

  1. Создание и развитие информационной инфраструктуры областных органов власти и управления.
  2. Разработка и реализация системного проекта информатизации г. Новосибирска как информационно-коммуникационного центра области.

К приоритетным задачам информатизации и создания информационной индустрии области относятся:

1.4 Интегрированная информационная среда области

Интегрированная информационная среда Новосибирской области рассматривается как комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих отраслевых корпоративных и проблемно-ориентированных информационных систем, в том числе:

Интегрированная информационная среда региона как основа единого информационного пространства области, включает в себя следующие главные компоненты:

Создание условий информационной безопасности и защиты данных есть важнейший фактор интеграции корпоративных, отраслевых и предметно-проблемных информационных сред в единое информационное пространство.

Организационно-техническая и технологическая основа интегрированной информационной среды Новосибирской области должна строиться с учетом следующих требований:

Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности интегрированной информационной среды является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования в Новосибирской области отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации.

1.5 Общие принципы и задачи управления информатизацией

Под управлением процесса информатизации следует понимать целенаправленное воздействие на процессы разработки, создания и применения системы информационного обеспечения жизнедеятельности территории и других отраслей информационной индустрии на основе организационных, правовых, экономических и финансовых механизмов.

Система управления должна обеспечить разработку, реализацию концептуальных основ и координацию программ в сфере информатизации в соответствии с целями и с учетом тенденций социально-экономического развития Новосибирской области и Сибирского региона России.

Основные механизмы управления в условиях рыночных отношений субъектов должны строиться на основе:

Основными задачами органов управления:

Задачи управления информационной сферой должны решаться:

Организационная структура, регулирующая поведение субъектов информатизации в информационном, телекоммуникационном и экономическом пространстве области, должна быть адекватной действующим организационным структурам управления области, гибкой и способной достаточно быстро реагировать на меняющуюся обстановку, оставаясь гарантом стабильности основных прогрессивных тенденций в информационной политике Администрации области.

Организационная структура управления процессом информатизации в качестве необходимых элементов должна включать структурные подразделения органов исполнительной власти, выполняющие функции заказчика, и представительства общественных, профессиональных организаций и предпринимательских кругов.

Раздел 2. Телекоммуникационная среда

2.1 Основные принципы и задачи формирования телекоммуникационной среды

Телекоммуникационная среда служит для транспортировки информации. Она должна адекватно соответствовать потребностям, способствовать рациональной организации и обеспечивать эффективное управление информационными потоками внутриобластного и межрегионального характера. Развитие существующих и создание новых телекоммуникационных сетей Новосибирской области должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:

  1. Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть Новосибирской области должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с документами Международного Союза Электросвязи и национальными требованиями.
  2. Общее направление развития телекоммуникаций должно соответствовать общепринятой технологии цифровой сети интегрального обслуживания (ЦСИО).
  3. Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и развивая возможности существующих телекоммуникационных ресурсов области.
  4. В качестве стратегического подхода к внедрению новых технологий на телекоммуникационных сетях использовать метод, основанный на создании опытных зон с последующим их расширением.
  5. Обеспечение безопасности телекоммуникационной среды на основе комплекса алгоритмических и организационно-технических мер, средств, и способов путем интеграции физической безопасности, безопасности аппаратных средств, безопасности программно-математического обеспечения и безопасности связи.

Деятельность в сфере телекоммуникаций должна осуществляться на основе:

Решение задач информатизации предъявляет к телекоммуникационным сетям следующие требования:

Безопасность в региональной телекоммуникационной сети является одной из составляющих национальной безопасности России, и вопросы её обеспечения должны рассматриваться, решаться и контролироваться на государственном уровне. При этом необходима обеспечение защиты от следующих факторов:

Основой инфраструктуры сетевого сервиса являются:



2.2 Приоритетные направления развития телекоммуникаций и услуг связи

Особенностью телекоммуникационной инфраструктуры Новосибирской области является существенное различие уровня развития телекоммуникаций в г. Новосибирске и районах области.

Другая особенность определяется особым географическим положением Новосибирска как регионального центра телекоммуникаций, через который проходит цифровая магистраль Москва - Хабаровск и где сходятся телекоммуникационные магистрали нескольких областей Западной Сибири.

Опережающее развитие магистральных цифровых сетей, проходящих через Новосибирск, и скоростных региональных цифровых каналов связи создает предпосылки для ускоренного развития всей внутрирегиональной телекоммуникационной инфраструктуры.

Программа развития телекоммуникационной среды Новосибирской области должна включить в себя мероприятия:

Перспективными направлениями развития первичных каналов связи являются:

на магистралях:

на абонентских линиях и сетях доступа:

К перспективным направлениям развития коммутационного оборудования относятся:

Приоритетными сетевыми технологиями являются:

Особо актуальны проблемы создания интеллектуальных сетей как основы построения современных информационно - справочных служб и расширение сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных технологий со средствами массовой информации. Важным шагом в этом направлении будет обеспечение возможности абонентам первичной телефонной сети входить в компьютерные сети и пользоваться их информационными ресурсами: социального, учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного и прочего характера.

Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей сотовой связи существующих и разрабатываемых стандартов, сочетающих возможности цифровых станций, функций ЦСИО с представлением этих услуг подвижным абонентам. Расширение сфер действия систем персонального радиовызова позволит расширить возможности существующих телефонных сетей и информационно - справочных служб.

Важнейшей задачей процесса интеграции информационного пространства является создание взаимоувязанной коммуникационной инфраструктуры внутри Новосибирской области (для областного, городского и районного уровней), имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуникационные и информационные системы и обеспечивающей для абонентов по всей территории области полный набор коммуникационных услуг и сервисов. Это позволит локализовать местный информационный трафик и увеличить эффективные скорости обмена информацией в пределах Новосибирской области. Для решения этой задачи в первую очередь необходимо создание в г. Новосибирске IP-Exchange узла на базе одной из государственных информационных систем, например RUNNet.

Раздел 3. Информационные ресурсы, системы, технологии и услуги

3.1 Основные принципы и задачи информационного наполнения телекоммуникационной среды

Удовлетворение информационной потребности решающим образом зависит от информационного наполнения и эффективного использования телекоммуникационной среды для транспортировки информации. Оно определяется организацией, содержанием и использованием информационных ресурсов для оказания разнообразных услуг с выполнением требований по безопасности и эффективного взаимодействия между субъектами. Соответствующая деятельность базируется на общих положениях и основных принципах раздела 2.

Применительно к информационному наполнению приоритетными целями и задачами развития являются:

Для удовлетворения потребностей региональных органов исполнительной власти в объективной информации о социально-экономическом развитии области необходимо решить задачи формирования системы показателей, характеризующих ход экономических реформ и функционирование экономики, состояние окружающей среды и здоровья населения, а также социально-политическую ситуацию.


3.2 Структура информационных ресурсов области

Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и пользования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав, они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.

Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории области могут являться:

В зависимости от формы собственности информационные ресурсы делятся: на государственные, муниципальные и частные. Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежности к данным видам на территории области нет. Исключение составляют государственные ресурсы, формируемые в соответствии со сферами ведения.

К государственным информационным ресурсам относятся:

Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России и Новосибирской области. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов.

Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, образуют систему взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов.

Создание систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, который включает:

При создании единого информационного пространства, включающего в себя статистическую, банковскую, финансовую, таможенную и другие виды экономической статистики, необходимо предусмотреть внедрение государственных статистических стандартов и классификаторов, использование Единого государственного регистра предприятий и организаций, как основы учета хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Ядром областных информационных систем являются Государственные реестры (регистры) населения, налогоплательщиков, земли и недропользователей, недвижимости и пр.. Состав реестров, доступ к информации, обмен ею, порядок актуализации определяются законодательными и нормативными актами.

В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях - держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:



3.3 Приоритетные информационные технологии

С учетом складывающихся мировых тенденций в рассматриваемой предметной области предлагается при реализации концепции опираться на следующие современные информационные технологии:

Указанные выше технологии позволяют обеспечить сопряжение различных типов информационных серверов (SQL, WWW и т.д.) как в составе одного информационного узла, так и находящихся в различных информационных узлах региональной компьютерной сети. Тем самым создаются технологические предпосылки для построения территориально-распределенных, проблемно-ориентированных и корпоративных информационных сетей и систем в виде логических надстроек над единой телекоммуникационной средой Новосибирской области, а также органической интеграции в единое информационное пространство России и далее в Мировое сообщество.

Одним из ключевых направлений развития систем информационной поддержки администрации области и органов государственного управления следует рассматривать геоинформационные технологии (ГИС-технологии) и создаваемый на их основе региональный многоцелевой кадастр (земельный, экологический, социальный, водный, лесной, транспортный, геологический, природно-ресурсный и т.д.).

Разрабатывая технологию создания распределенных баз данных, следует предусмотреть переход на сквозную технологию сбора информации, предоставив программные средства непосредственно субъектам, ведущим наблюдения, с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности и защиты от несанкционированного доступа к информации.



3.4 Информационный сервис и услуги

Услуги информационного транзита в телекоммуникационной сети и услуги пользования информационными ресурсами на основе возможностей, предоставляемых информационными системами, составляют основу обслуживания пользователей информации. Оно может быть, организовано в форме обмена и оказания информационной услуги.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.

Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.

Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных законом.

Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию.

Гарантии и права предоставления, доступа граждан и организаций к информации, обязанности и ответственность владельцев информационных ресурсов, защита информации и права потребителей определяются действующим законодательством.

В Новосибирской области информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек-депозитариев, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним.

На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций, предоставляющие информацию по заявкам граждан. Информация, входящая в государственный информационный ресурс, должна поступать в виде изданий, отчетов и т.д. По мере оснащения библиотек-депозитариев соответствующими программно-техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме удаленного доступа.


3.5 Первоочередные задачи, прикладные и проблемно-ориентированные информационные системы

Первоочередными задачами создания информационных ресурсов являются:

  1. Создание системы информационной поддержки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на базе многоцелевого кадастра г. Новосибирска и области.
  2. Разработка и создание многоцелевого кадастра г. Новосибирска и области на базе геоинформационных систем.
  3. Формирование электронной энциклопедии Сибири и Новосибирской области.
  4. Создание и поддержка системы служб обеспечения и распространения новостей на территории области всеми традиционными и электронными средствами массовой информации, включая электронные системы новостей, электронные газеты и журналы, обзоры общественной приемной и пресс-службы администрации и т.д.
  5. Создание и ведение реестра баз данных Новосибирской области, как государственных, так и коммерческих.
  6. Поддержка и разработка бесплатных и общедоступных справочно-информационных систем для населения: о медикаментах и медицинскому обслуживанию; о движении местного, междугороднего транспорта и бронирования билетов; о вакансиях и условиях найма на работу; о нормативно-законадательных актах всех уровней и т.д.
  7. Создание единой системы информационной поддержки процессов формирования и мониторинга региональных научно-технических и проблемно-ориентированных программ.
  8. Создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.
  9. Создание информационной системы учета интеллектуального потенциала Новосибирской области.
  10. Создание научно-образовательных и культурно-просветительных информационных систем.
  11. Разработка системы электронного библиотечного обслуживания на основе новой концепции библиотечной деятельности, в том числе:
  1. Организация компьютерных телеконференций: разработка регламентов, ведение архивов телеконференций с открытым доступом, создание, сопровождение и развитие всей системы телеконференций, в том числе и закрытых (корпоративных, групповых и т.д.).
  2. Развитие системы пользовательских WWW- средств, в том числе, создание навигационных (проблемно - тематических) систем в этом пространстве.
  3. Создание распределенной системы статистических баз данных на районном и областном уровнях, которая должна быть согласована во всех своих частях по системным интерфейсам, классификаторам, полноте информации, технологическим способам обработки информации с Государственными реестрами и регистрами.
  4. Систематизация информационных ресурсов на основе формирования системы показателей и внедрения единых классификаторов.
  5. Совершенствование и расширение сфер применения банков готовых документов и банков данных по показателям.























Раздел 4. Информационная безопасность и защита информации

Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство НСО индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство. В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя (субъекта), подлинности содержания и подлинности сообщения (т.е. созданы механизмы и инструмент аутентификации). При реализации предлагаемой концепции должна быть создана система информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:

Раздел 5. Организация работ по информатизации области.

5.1 Организационное обеспечение

Организационной основой реализации концепции должна стать "Комплексная программа информатизации Новосибирской области" (далее "комплексная программа"). Рассчитанная на поэтапную и долгосрочную реализацию, она определит информационную политику в Новосибирской области, последовательность действий по её реализации, меры по осознанию общественной значимости информатизации.

Комплексная программа послужит механизмом интеграции и координации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм, отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории Новосибирской области. Она призвана мобилизовать внутренние ресурсы области и объединить их с внешними.

Комплексная программа должна стать открытой, в неё могут быть дополнительно включены другие проекты информатизации. Её составными частями будут все программные документы, принятые и принимаемые к реализации на территории Новосибирской области. Состав реализуемых проектов комплексной программы должен ежегодно уточняться в предусмотренные сроки. Реализация отдельных мероприятий комплексной программы должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы федеральных и отраслевых программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в комплексную программу со своим бюджетом, а при необходимости рассматривается вопрос о дополнительной финансовой поддержке за счет областного бюджета. Взаимоотношения участников комплексной программы будут определяться заключенными между ними договорами, принятыми уставами, положениями и другими нормативными актами, утвержденными органами власти.

В комплексной программе должны быть выделены первоочередные проекты, "опорные зоны" и "опорные объекты", играющие определяющую роль в решении проблем информатизации Новосибирской области.

Комплексная программа должна стать одной из важнейших для развития Новосибирской области и получить статус губернаторской.

Разработка комплексной программы и отработка механизмов её реализации являются актуальнейшей задачей Администрации, областного Совета депутатов, научно-технической общественности и предпринимателей.

Условием успешной реализации планов информатизации является развитая, надёжно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Все проблемы информатизации области и создания информационной индустрии не могут быть решены путем реализации нескольких крупно масштабных акций или какой-либо одной программы. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающих как государственные интересы, так и интересы населения области.

Особое значение придаётся взаимодействию с федеральными органами власти и межрегиональными общественно-политическими структурами. Интересы области должны быть официально представлены в Комитете по политике информатизации при Президенте, а также в общественных и научных структурах федерального и регионального уровней, в частности, в межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".

Механизм управления комплексной программы должен иметь эффективную систему информационной поддержки процесса формирования и мониторинга её реализации.

Руководящим органом комплексной программы должен стать "Совет управления программой", возглавляемый Главой Администрации Новосибирской области и включающий ведущих специалистов в сфере информатизации.

Оперативная организационно-техническая работа по реализации программы, её информационное обеспечение, выполнение решений "Совета управления программой" будут осуществляться "Исполнительной дирекцией", которая должна стать структурным подразделением администрации области.

Для организации научно-технической экспертизы отдельных проектов , предложений и бизнес-планов , проведения конкурсного отбора проектов по комплексной программе при "Исполнительной дирекции" должен быть сформирован "Научно-экспертной совет программы". "Научно-экспертный совет программы" формируется из ведущих специалистов и является общественным органом.

Деятельность всех органов управления комплексной программой должна определяться положениями, утверждаемыми Главой Администрации области.

По мере становления информационной индустрии целесообразно создание отраслевого структурного подразделения Администрации по информатике и связи. На него могут быть возложены функции центра по организации и координации деятельности, разнообразных по форме и назначению, ведомственной принадлежности и формам собственности организаций, действующих на информационном рынке области и обеспечивающих поддержку её информационной среды. Одним из важнейших составляющих данного отраслевого структурного подразделения должен стать орган информатизации Администрации области.


5.2 Нормативно-правовая база

Информатизация области должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Нормативно-правовое обеспечение работ по информатизации требует разработки и принятия свода нормативно-правовых актов о правах субъектов и регулирования отношений, возникающих при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защиты информации.

Наибольшую актуальность имеет разработка нормативно -правовых документов:

Важнейшим документом интеграционного характера в сфере нормативно-правового обеспечения информатизации области должен стать закон об электронном документообороте на территории области.

Для организации единого информационного пространства области большое значение имеет разработка пакета нормативных документов, регламентирующих функционирование региональной системы классификаторов экономической и статистической информации, включающих порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов, их увязку и перекодирование, а также порядок создания и ведения областных классификаторов, реестров, регистров и справочников.

Другой важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-технических документов. Он направлен на стандартизацию и унификацию процедур информационного обмена между федеральными, региональными и ведомственными информационными системами; внедрение концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков данных; организацию распределенной обработки информации на прикладном уровне; построение специализированных профилей и т.д..

Скорейшее принятие свода нормативно-правовых документов в сфере информатизации области должно стать одной из приоритетных задач законодательной и исполнительной власти Новосибирской области. Целесообразно эти работы проводить совместно со структурами власти и управления областей сибирского региона, активно привлекая к ней ученых и специалистов г. Новосибирска и России и используя зарубежный опыт работы в этом направлении.

5.3 Финансовое обеспечение

Ключевым аспектом информатизации являются инвестиции. Только после достижения некоторой "критической массы" материальных и финансовых средств можно говорить об условиях, определяющих возможность успешного запуска программы информатизации.

Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию региональных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов административно-территориальных образований Новосибирской области финансируется из федерального бюджета и бюджета области по статье расходов "Информатика" ("Информационное обеспечение").

Базовое финансовое обеспечение программ реализуется через специально созданный инвестиционный фонд, деятельность которого обеспечивается и контролируется рабочими органами программы. Данный Фонд не имеет других механизмов управления его деятельностью. Фонд формируется за счет регионального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет кредитов под гарантию Администрации.

Для ускорения информатизации и создания информационной индустрии целесообразно нормативными актами создавать благоприятные условия и способствовать организации целевых внебюджетных фондов. Аккумулируя средства на коммерческой основе, они могут обеспечить начальное финансирование отдельных частных и общесистемных инновационных проектов и будут содействовать внедрению информационных систем различного назначения.

Важным фактором самоорганизации и развития информационной индустрии служат прикладные информационные системы, необходимые для формирования и обеспечения стабильности рыночной инфраструктуры. Создание таких систем будет осуществляться преимущественно за счет средств самих субъектов рыночных отношений.

В основе возвратного механизма инвестиций лежат следующие источники экономического эффекта:


При использовании материала ссылка на Концепцию обязательна!