ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Аналитическая справка

Современное состояние информатизации

Новосибирской области

Введение

В России интенсивно развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте РФ по политике информатизации подготовлен и направлен в правительство РФ проект целевой программы " Информатизации России". Поэтому сейчас важно оценить роль и место области в её реализации, возможное её влияние на обстановку в области и, в конечном итоге, понять чего мы хотим и ждем от информатизации, какую цену согласны платить, какие действия согласны совершить. Для этого необходимо:


1 Условия информатизации области

  1. Быстро меняющаяся социально-экономическая обстановка и глубокое реформирование экономических отношений ведет к росту потребности в достоверной и оперативной информации.
  2. Существующая система информационного обеспечения различных сфер деятельности не соответствует новым социально-экономическим условиям и требует приоритетного развития и совершенствования.
  3. Состояние государственных и региональных информационных ресурсов характеризуется тенденцией к дезинтеграции.
  4. Большая часть существующих информационных систем выполнена с применением минимальных средств защиты и разграничения доступа и не обеспечивает необходимого уровня защиты информации.
  5. Не преодолен информационный монополизм управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы (именно он является питательной средой бюрократизма, волюнтаризма, коррупции, извлечение сверх прибыли).
  6. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ведомственной принадлежностью и обусловлена обычно должностным положением и социальным статусом потребителя.
  7. Несмотря на значительное расширение рынка информационных ресурсов и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан, остается на низком уровне (большинство населения получает информацию традиционным путем).
  8. Не решена проблема доступа к удаленным информационным ресурсам, особенно из сельской местности.
  9. Информационно-телекоммуникационные системы функционируют в основном в интересах государственных органов власти и, как правило, разобщены (ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней, ведет к удорожанию разработок и эксплуатации, к ненужной избыточности).
  10. Информационный потенциал распространен по территории области и ведомственной принадлежности (сферам деятельности) крайне неравномерно.
  11. Спрос на информацию в органах управления имеет принципиальное отличие от спроса на информацию среди хозяйствующих субъектов и физических лиц. Степень удовлетворения потребности последних из-за высоких тарифов за информационно-коммуникационные услуги значительно ниже остальных.
  12. В настоящее время в положениях о структурных единицах органов, входящих в структуру исполнительной власти области (городов и районов) отсутствуют определения их правомочий собственника либо лиц, осуществляющих хозяйственное ведение или оперативное управление конкретными информационными ресурсами. Неопределенность в распределении компетенций собственника или владельца информационного ресурса, препятствует организации их учета в составе имущества структурных подразделений органов власти и информационного обмена между ними. Кроме того, не определен правовой статус информационных ресурсов, создаваемых органами власти без привлечения бюджетных средств или в качестве производных от использования государственных ИР. Отсутствие распределения ИР в субъекте Федерации по собственникам или владельцам не позволяет обеспечить их права на обеспечение коммерческой и служебной тайны.
  13. Центр тяжести проблем информатизации из проблем научно- технического характера перемещается в сторону экономических и политических проблем.


  • 2 Состояние информатизации
    1. Рынок средств вычислительной техники и информационно-вычислительных услуг стихиен и органами государственной власти практически неконтролируем. Он преимущественно ориентирован на поставку зарубежных программно-аппаратных средств и занимаются этим значительное число организаций и предприятий различных форм собственности. Ежегодный оборот на протяжении последних пяти лет почти удваивается, и достиг уровня около 100 млн. долларов
    2. Техническими платформами информационно-вычислительных систем и сетей области являются почти исключительно IBM - совместимые персональные компьютеры и построенные на их основе локальные вычислительные сети (ЛВС). ЛВС, построенные на основе многопроцессорных серверов, функционируют преимущественно в коммерческой структуре.
    3. Большинство организаций области в качестве программной платформы используют MS---DOS , некоторые используют WINDOWS, в редких случаях используется платформа UNIX , применяемая преимущественно для обработки информации поступающей по телекоммуникационным каналам. Среди сетевых - лидером является NETWARE.
    4. К числу наиболее используемых СУБД в области относятся FoxPro , Clipper , Paradox. Последнее время активно распространяются ACCESS , ORACLE и другие современные системы.
    5. Среди банков данных доминируют числовые базы. Наиболее крупный владелец числовых баз данных является областной комитет по статистике и Администрация области.
    6. Полнотекстовые базы данных в области представлены довольно распространенными информационно-правовыми системами "Гарант", "Консультант - Плюс" и другими системами.
    7. Собственные справочные и числовые базы данных имеют практически все органы управления федерального и областного подчинения, а также многие хозяйствующие субъекты.
    8. Существующие базы и банки данных функционируют в различных технологических режимах и не имеют единых классификаторов.
    9. Управление внутренних дел, Госавтоинспекция, налоговая инспекция, жилищно-коммунальные органы и службы социальной защиты, пенсионный фонд, имея, по существу, единую основу информации (сведения о населении) ведут свои ведомственные информационные системы обособленно, не взаимодействуя между собой. Услуги сторонним организациям и частным лицам эти службы почти не предоставляют
    10. Организационно-технологические трудности препятствуют электронному документообороту. Перевод информационных ресурсов на электронные носители требует принципиально нового подхода как к документированию информации, так и к обеспечению её безопасности
    11. Широкий диалоговый теледоступ обеспечивается преимущественно к правовым базам данных, ограниченный - к специализированным. Интенсивно развивается рынок информационных услуг, в том числе и по телефонным каналам.
    12. Информационное взаимодействие обеспечивается телекоммуникационными системами глобальных сетей передачи данных Sprit, РЕЛКОМ, Интернет и рядом корпоративных сетей. По интенсивности использования глобальных сетей и объему обмена информацией Новосибирск по праву занимает почетное третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
    13. Развернутые в настоящее время в НСО сети не реализуют ряд специфических требований в части обмена конфиденциальной информацией и защиты от несанкционированного доступа и воздействия на системы.
    14. Внедрение средств и систем защиты в существующие сети из-за использования большого числа разнотипных программно-аппаратных средств, представляет собой весьма сложную и дорогостоящую научно-техническую задачу.
    15. Развитие современных телекоммуникационных систем происходит в результате сложного взаимодействия между рыночным спросом на услуги связи и новыми сетевыми технологиями. Этот процесс ускоряется, помимо других факторов, наличием для пользователей большого выбора альтернативных технических решений.
    16. Особенность состояния телекоммуникационной инфраструктуры НСО заключаются в наличии существенных различий уровня телекоммуникаций в г. Новосибирске и районах области. Это проявляется с одной стороны в том, что в городе Новосибирске наряду с появлением и развитием современных технологий (SDH, ISDN, цифровых станций, FR сеть, AMPS), не полностью удовлетворяются услуги телефонной связи, используется морально устаревшее оборудование декадно-шаговых и координатных станций, аналоговые системы передачи, с другой стороны, во многих районах области качество телефонной связи очень низкое.
    17. Ввиду особого географического положения Новосибирска, он является региональным центром телекоммуникаций, через который проходит цифровая магистраль Москва - Хабаровск и где сходятся телекоммуникационные магистрали от городов Западной Сибири. Опережающее развитие магистральной цифровой сети создает предпосылки для ускоренного развития всей телекоммуникационной инфраструктуры области и всего сибирского региона.
    18. В масштабе области в целом еще не сформирована территориальная инфраструктура информатизации.
    19. Область располагает высоко квалифицированными специалистами и творческими коллективами, способными эффективно решать самые разнообразные задачи по информатизации региона. В ряде направлений информационных технологий они занимают лидирующие позиции в России.
    20. Существующая производственно-техническая база предприятий области не может полностью удовлетворить потребности области в электронном оборудовании для информатизации.


  • 3 Проблемы информатизации
    1. Координации деятельности по информатизации в масштабе области отсутствует, хотя имеются отдельные примеры скоординированных действий преимущественно по ведомственному принципу.
    2. Текущее состояние информатизации таково, что в основном решаются задачи компьютеризации рабочих мест и объединения их в локальные информационно-вычислительные сети. С увеличением числа компьютеров растет потребность в едином информационном пространстве и в скоординированной политики в сфере организации информационного взаимодействия. Проблема информатизации все больше становится проблемой организации и управления процессом информатизации.
    3. Отсутствуют разработанные организационные принципы и структура регулирования информационного взаимодействия субъектов, системы экспертизы, сертификации и лицензирования информационной деятельности, а также учета и регистрации баз и банков данных.
    4. Нет четко сформулированной концепции информационного развития области и единой научно-технической политики информатизации.
    5. Полной информации о состоянии информатизации субъектов области нет, технология ее сбора и анализа не разработана.
    6. Топология региональных телекоммуникаций, в силу исторически складывающихся обстоятельств, приобрела хаотические черты, в результате чего информационное взаимодействие между корпоративными сетями Новосибирска гротесковые формы. Попытки внести регулярность построением иерархических структур локального масштаба, практически не меняют ни общей картины, ни тенденций последующего развития. Чрезмерные затраты на разработку, производство и эксплуатацию телекоммуникаций, на фоне непрерывно растущих требований по их расширению и модификации, могут привести индустрию телекоммуникаций к технологическому тупику.
    7. Предстоит оцифровать громадные объемы накопленной и хранимой в традиционной форме мультимедийной, картографической и прочей информации органов власти, муниципальных служб, архивов, библиотек, музеев, студий и т.д.
    8. Формирование информационных потребностей и навыков у широких слоев населения работы в современной информационной среде, развитие инфраструктуры системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих создание и эффективное существование информсреды области, региона.
    9. У руководителей различного ранга растет обеспокоенность не эффективным использованием информационных технологий и инвестиций на информатизацию. Они убеждены в том, что реализация крупных ведомственных проектов информационного развития, требующих значительных и рискованных вложений, необходимо жестко обуславливать нормативными требованиями и ставить под контроль администрации области.
    10. Отсутствие в области системы экономического анализа и финансового обеспечения информатизации.
    11. Система нормативных и законодательных актов, регламентирующих деятельность физических и юридических лиц в сфере информатизации, не сформирована.

  • Заключение
  • В настоящее время главным принципом государственной информационной политики провозглашен принцип, который состоит в отказе государства быть монопольным собственником информационных служб, предприятий и организаций, и создании условий для развития всеобъемлющей информатизации и предпринимательства в сфере информационной индустрии. Центр тяжести Российской информационной политики стремятся перенести в сторону регионов на предпринимательский, образовательный и индивидуально-бытовой уровень. В данных условиях особую актуальность приобретают вопросы создания концептуального и распределительного механизма нововведений в процессе информатизации, разработки научного фундамента информатизации, её научно-методических основ, методов научного обоснования и экспертизы направлений, программ, проектов развития информсреды, научного сопровождения процесса информатизации региона. Всё это в состоянии обеспечить СО РАН и Высшая школа г. Новосибирска при должном внимании и помощи со стороны Администрации и деловых кругов области. Несмотря на кризисные явления в экономике, условия и возможности таковы, что в настоящее время реально приступить к разработке и развертыванию программы информатизации области. Чем быстрее это будет предпринято, тем легче устранять негативные последствия существующих проблем информатизации Новосибирской области, а также предотвращать их появление и обострение в будущем.