В модели JavaScript самым старшим объектом является объект window - считается, что все происходящее с документом вложено в окно. У окна имеется несколько объектов-свойств: location, history, document, navigator. Это не полный перечень объектов окна, но для иллюстрации модели данных JavaScript он достаточен.
Объект location ассоциируется с полем location браузера, где отображается URL загруженного в окно документа. У location есть свойства и методы. При изменении значения свойства location или при вызове метода происходит перезагрузка документа. При перезагрузке может пополняться защищенный массив объекта history - множество URL, которые посещал пользователь. Основным способом использование history являются методы window.history.back(), window.history.forward() и window.history.go(-1).
Объект navigator позволяет отображать документ в соответствии с требованиями браузера и его настройками. Подчинение этого объекта window выглядит несколько нелогично: несмотря на множество обслуживаемых окон программа браузера одна. Наиболее полезны свойства объекта navigator, например, фрагмент кода позволяет загрузить страницы по типу навигатора.
<html> <head> <script> if(window.navigator.appName== <Microsoft Internet Explorer>) window.location.replace (<explorer.htm>); </script> </head> <body> ... </body> </html>
Если необходимо проверить исполняемость Java-кода на стороне браузера, например, для загрузки страницы с апплетом или без него, то это можно сделать, применив соответствующий метод объекта navigator.
Объект document ассоциирован с телом документа и включает в себя другие объекты, которые могут быть поименованы, как, например, объекты IMG или FORM, а также могут входить во встроенный массив, как, например, гипертекстовые ссылки (links[] ).
Первоначально в JavaScript особое внимание уделялось формам. По этой причине к формам относится наибольшее число классов объектов документа. Это и сама форма объект FORM, и элементы формы: поля ввода (input) различных типов, меню (select) и его составляющие (options), поля ввода больших блоков текста (textarea). У каждого из этих объектов достаточно большое количество свойств и методов.
Наибольших визуальных эффектов достигают за счет изменения свойства src объекта IMG, который может быть поименованным объектом документа. Он также входит во встроенный массив document.images[].
В JavaScript можно изменять значения гипертекстовых ссылок, а также указывать JavaScript-код вместо гипертекстовой ссылки, используя схему URL javascript. Это позволяет, в частности, отказаться от кнопок в формах и отправлять данные формы, нажимая на гипертекстовую ссылку.
Таким образом, видно, что модель данных JavaScript - это дерево. К его объектам принято обращаться по составным именам, например: window.document.cookie - строка ассоциативный массив "волшебных ключиков", window.document.forms.length - число форм в документе, window.document.images[0].src - URL первой картинки документа, window.location.href - URL загруженного в данный момент документа, window.frames.length - число фреймов в документе.
Сам объект при этом рассматривается как тройка: свойства, методы, события. Свойства - это скалярные характеристики объекта, методы - это функции, которые могут изменять свойства. События это внешние воздействия на объект, для которых можно написать функцию-обработчик события. Именно с программированием событий связаны различные эффекты типа расцвечивания черно-белых картинок или изменения картинки при прохождении курсора мыши через гипертекстовую ссылку.
Особенность модели событий в JavaScript заключается в том, что события жестко привязаны к объекту. Например, у гипертекстовой ссылки у элемента ... может быть событие onMouseover, а у элемента IMG такого события, а, следовательно, и обработчика этого события, быть не может. Логика в этом есть: IMG - это пассивный объект. В него никто не будет тыкать курсором мыши и по умолчанию при проходе курсора над IMG информация на экране не меняется. У пассивного объекта нет функций обработчиков событий, которые можно было бы заменить JavaScript-кодом. Другое дело гипертекстовая ссылка. При проходе курсора мыши над ней в строке статуса отображается URL, при выборе мышью ссылки происходит переход на другую страницу - по крайней мере, три стандартных обработчика событий у гипертекстовой ссылки имеется.
Кстати сказать, для свойств объектов в модели JavaScript определены свои правила инициализации. Например, размер картинки, если он только не указан явно в элементе разметки IMG, будет определяться первой картинкой. Все остальные картинки будут масштабироваться в этот размер независимо от их реальных линейных размеров. Аналогичное "поведение" характерно и для кнопок. Их размер определяется первой надписью, значение атрибута value элемента разметки INPUT. Это сделано для того, чтобы не переформатировать загруженный документ.
С точки зрения традиционного программирования наличие стандартных обработчиков событий и возможность изменения свойств - это вопрос инициализации данных и резервирования места под код и значения переменных. В JavaScript он решается в момент загрузки документа, когда создаются все встроенные объекты документа. После того, как произошло событие Load (обработчик onLoad элемента разметки BODY), встроенные объекты больше не создаются. По этой же причине при использовании метода document.write() после события Load приходится переписывать содержание загруженной страницы. Структура встроенных объектов страницы после ее загрузки не может быть изменена. Фактически модель данных JavaScript опирается на неизменный шаблон, который задается HTML-разметкой. Программист может только манипулировать свойствами объектов в рамках этого шаблона. Сами объекты при этом разделены на активные и пассивные, в зависимости от наличия у них обработчиков событий.