ТПУ ОТМЕЧАЕТ 105 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ВЫПУСКНИКОВ
14 сентября 1902 года родился один из самых талантливых людей России Николай Ильич Камов. Стопятилетию со дня рождения знаменитого авиаконструктора выпускника ТПУ посвящена выставка истории отечественного авиастроения «От «Красного инженера» до «Черной акулы», которая открылась 12 сентября в Научно-технической библиотеке ТПУ.
Пресс-служба ТПУ
Николай Камов, автор лучшего российского армейского вертолета К-50 «Черная акула», стал знаковой фигурой в своей области знаний. Именно Камов придумал само слово «вертолет». Николай Ильич один из самых заслуженных авиаконструкторов, основатель крупнейшей мировой школы вертолетостроения, создатель великолепных летательных аппаратов, конструкторского бюро и производственных комплексов, а также доктор технических наук, генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.
Его головокружительная карьера ученого и гениального конструктора началась в стенах Томского технологического института. В 1918 году он поступил на механический факультет ТТИ. Учиться было трудно: белочешский мятеж, гражданская война, неоднократная смена власти, чужой город, бытовые проблемы. Но ни разруха, ни голод, ни холод, ни эпидемии не охладили тяги юноши к науке. А вскоре судьба сводит его с людьми, общение с которыми определяет весь его дальнейший жизненный путь. Одним из них был заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания профессор Александр Васильевич Квасников. Бывший ученик и лаборант профессора Н. Е. Жуковского, он в первую мировую войну был летчиком и не только сражался на фронте, но и вел большую научную работу по совершенствованию аэропланов. Блестящий ученый дал путевку в жизнь многим прославленным советским авиаконструкторам. В 1923 г. Николай Ильич успешно защищает диплом, подводя закономерный итог своему пятилетнему обучению в технологическом институте. Сердечно поздравляя его с присвоением звания инженера, профессор Бабарыков сказал, что сочетание ясного ума и золотых рук его ученика дает основание предполагать, что со временем он станет крупным инженером. Старый профессор не ошибся имя Николая Камова навеки вписано в золотые страницы истории не только ТПУ, но и г. Томска.
Конструкторским бюро под руководством Н. Камова создано целое семейство вертолетов, неоднократно получавших высшие награды на ВДНХ и на всемирном авиасалоне в Ле-Бурже. Среди них насосный вертолет Ка-15 гражданского назначения (1950-1956), на котором был установлен рекорд скорости полета; многоцелевой, юркий Ка-18 (1955-1960), в шутку называемый «летающим автомобилем» и удостоенный диплома и Золотой медали на Брюссельской выставке 1958 г.; двухтурбинный Ка-25 (1958-1968). «Лебединой песней» авиаконструктора Камова стал созданный под его руководством двухтурбинный экспериментальный винтокрыл Ка-22 (1953-1964), у которого для создания подъемной силы служили и крыло, и несущие винты, то есть элементы самолета и вертолета. Взлетая и садясь по-вертолетному, машина обладала скоростью самолета. В 1961 г. на ней было установлено восемь мировых рекордов, в т. ч. скорости по прямой 356 км/ч, скорости по замкнутому 100-км маршруту 336 км/ч, поднятия коммерческого груза массой 16,5 т на высоту 2,5 тыс. м. В 1960-1970 гг. вертолеты, разработанные и производимые объединением Николая Камова, поставлялись в 14 стран мира.
Несмотря на известные экономические трудности 1990-х гг., фирме «Камов» удалось сохранить костяк конструкторского бюро, а значит и способность создавать новые современные вертолеты.
стр. 2
|