ПАМЯТИ КАЙЧИ
Кайчи (по-алтайски -- сказитель) -- феноменальное явление в
современной культуре России. Кайчи -- это народный алтайский
поэт, исполнитель эпических произведений. Само исполнение
производится горловым пением -- каем под аккомпанимент струнного
инструмента -- топшура и продолжается нередко несколько суток без
перерыва. Ранее у бесписьменных народов Сибири сказитель был
своеобразной живой памятью народа, хранителем и транслятором его
фольклорной традиции. Он своего рода национальная библиотека,
кладезь премудрости, сокровищница духовной культуры и
архетипических образов. В отличие от поэтов кайчи как бы живет в
мире мифо-поэтического сознания и не поэтизирует
действительность, а сочиняет, вернее импровизирует в русле
фольклорной эпической традиции. Лучший из кайчи -- это гений
своего народа. В культурах с богатой письменной традицией гении
рождаются не часто, у бесписьменных же народов потребность в них
должна реализовываться постоянно. Таким выдающимся кайчи Алтая
был недавно ушедший из жизни Алексей Григорьевич Калкин
(5.04.1925, с.Паспарта -- 18.08.1998, Горно-Алтайск).
А.Калкин происходит из рода Сагал Улаганского аймака. Уже в
детстве ему довелось слышать замечательных исполнителей эпоса --
Оспыйнака, Т.Токтогулова, Д.Тобокова, Дьиндьилея, Н.Улагашева.
Однако более всего сказительскому искусству он обучался у своего
отца, потомственного кайчи. Уже в 22 года Калкин был признан
лучшим сказителем Алтая, а в 23 года получил общесоюзное
признание на смотре в Москве. Тогда же впервые был записан от
него монументальный алтайский героический эпос "Маадай-Кара"
(широко известный теперь в стихотворном переводе новосибирского
поэта А.Плитченко). Вообще же в репертуаре Калкина, обладавшего
феноменальной памятью, более 30 героических сказаний, множество
сказок, мифов, легенд, преданий, рассказов и песен. В 1997 году в
15-м томе "Памятников фольклора народов Сибири и Дальнего
Востока" опубликована его последняя версия сказания "Очи-Бала",
записанного в Новосибирске в 1987 году.
Для Калкина мир эпоса и мифов живой. Глубина его памяти
простирается необычайно далеко и наскальные рисунки седой
древности "читаются" им, как раскрытая книга. Его артистизм и
художественное вдохновение непосредственно связаны с переживанием
реальности событий и героев, о которых он повествует. Он как бы
сам участвует в битвах богатырей, в их странствиях по верхнему и
нижнему миру и освобождает Алтай от поработителей. Он видит
действие сказаний ясно, в цвете, в противоборстве света и тьмы.
Ранее эпос в какой-то мере заменял отсутствующее у народов Сибири
искусство живописи. Возможно поэтому, как показывают последние
исследования, его цветовая "палитра" эпитетов живописует мир ярко
и гармонично в соответствии с законами цвета, сформулированными
Гете. Не случайно эпос является богатейшей основой национального
изобразительного искусства, неиссякаемым источником творчества
современных живописцев. И сам Калкин нередко подсказывает
художникам, как выглядят те или иные фольклорные персонажи, в
какой цветовой гамме видится ему пейзаж и все окружающее
космическое пространство.
На Алтае Калкина знали все. Отовсюду к нему приезжали люди со
своими заботами и печалями. Они верили, что он способен проникать
в такие сферы, которые недоступны простому смертному. Его
спрашивали, как понять прошлое и что ждать в будущем. Его
авторитет был непререкаем. И когда случалась всеобщая беда, шли к
нему. Так было, когда горела тайга. И он нашел тот заветный
камень, с помощью которого, по поверьям алтайцев, можно
остановить огонь и вызвать дождь.
Это был по сути дела языческий святой, представление о котором
уже исчезло в современной западной культуре. Надо полагать,
утраченные человеческие способности еще вернутся в будущем,
когда, как предрекали философы-космисты, "наука и техника
переродятся в магию, будут познавать живую природу и вступят в
практическое общение с духами природы" (Н.Бердяев). Нам сейчас
трудно представить, как воплотятся эти пророчества, но пример
Калкина убеждает, что духовные возможности человека поистине
безграничны. Фактически, феномен Калкина -- это осколок цельной
языческой культуры, которая дожила до наших дней и входит в
третье тысячелетие. И это такая же реальность, как и реальность
самой алтайской земли, еще во многом непотревоженной современной
цивилизацией. Она еще родит великих людей, которые чувствуют
природу во всех глубоких проявлениях -- не только сугубо
материальных, но и тех, где властвует дух.
Е. Маточкин, кандидат искусствоведения.
стр.
|