Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2151) 24 апреля 1998 г.

ПРОТИВ ТЕМНЫХ СИЛ ПСЕВДОУЧЕНИЙ

(Международная гуманистическая конференция в Москве)

В начале октября 1997 г. на философском факультете МГУ по инициативе Российского гуманистического общества (РГО) и Международной академии гуманизма прошла Первая гуманистическая конференция. Она собрала всего около 200 участников, но оказалась достаточно представительной. Кроме преобладавших московских делегатов, здесь были гуманисты из Англии, Германии, Голландии, Казахстана, Норвегии, Польши, США, Тайваня, Украины, Франции, из ряда российских регионов. Присутствовали руководители Международной академии гуманизма, Европейской гуманистической ассоциации, Международного гуманистического и этического союза.

Б. Шмакин, профессор, Институт геохимии СО РАН.
г. Иркутск.

Форум приветствовали президент Российского философского общества академик И.Фролов, декан философского факультета МГУ профессор А.Панин, а от имени зарубежных гостей -- профессор С.Чанг. Следует подчеркнуть, что кроме специалистов-философов, в работе конференции приняли участие ученые другого профиля: математики, физики, биологи, геологи, историки, политологи.

Председатель РГО профессор В.Кувакин подчеркнул особую значимость активного включения гуманистического движения в общественную жизнь России. Отметив, что по статье 14 нашей Конституции "Российская Федерация -- светское государство", докладчик остановился на опасности превращения демократической России в национал-клерикальную, фундаменталистскую и тоталитарную страну. Сейчас особенно важно пробуждение того молчаливого большинства россиян, на головы которого через многие средства массовой информации обрушиваются потоки дезинформации, различных националистических, мистических и паранормальных идей, всякого рода "фактов" политической и культурной жизни. Только разум, наука и ценности светского гуманизма на основе здравого смысла в состоянии противостоять волнам информационного иррационализма.

С ярким докладом "Гуманизм -- заслон против надвигающегося средневековья" выступил академик Н.Моисеев. Современную ситуацию, когда биосфера способна вследствие нашей неграмотности или нашей алчности потерять устойчивость, докладчик сравнил с неолитической революцией 10--12 тысяч лет назад, когда человечество было поставлено на край гибели убывающими пищевыми ресурсами. Но выход был найден. Как сказал Н.Моисеев, "этот прорыв в будущее сделали не люди мустьерской культуры, постепенно исчезнувшие с лика Земли, а кроманьонцы, жившие в долинах великих рек".

Ныне мы имеем дело с новым типом тоталитаризма. Возникла система глобальных транснациональных корпораций, и любой стране смертельно опасно оказаться вне этой системы. Растет разрыв в уровне общественной производительности труда в разных частях планеты. Заработал некий "дьявольский насос", высасывающий из менее развитых стран не только материальные ресурсы и капиталы, но и самых талантливых людей. Это и есть новый тоталитаризм, когда зомбированное пятимиллиардное население должно обеспечивать материальное, демократическое и даже экологическое благополучие "золотого миллиарда" (за счет размещения "грязных" производств и складов отходов в бедных странах).

По мнению Н.Моисеева, единственной альтернативой надвигающемуся кризису является гуманистическая реформация. Ее цель -- достойное самосохранение человека, сохранение всей биосферы. Этой цели бесконечно трудно достичь. Человечество стоит на пороге выбора, и мы пока не знаем, как будут развиваться события даже в ближайшем будущем. Но мы уже знаем, какие шаги запретны, ядерная война, например. Человечество должно узнавать правду не из рук политических руководителей или их подпевал, а из рук Науки. Экологический императив требует утверждения и нравственного императива. Увы, в рамках существующей цивилизации нельзя надеяться на то, что массы людей станут выполнять выработанную систему запретов.

Реализация гуманистической идеи ноосферы В.Вернадского требует обеспечения коэволюции человека и биосферы. Но гармония с Природой предполагает гармонию в отношениях людей, начинается с них. Приоритет -- за рациональным знанием и необходимостью гуманистического отношения к окружающему. Гуманистическая парадигма становится реальной необходимостью, это по словам Н.Моисеева, ключ к будущему. Одним из необходимых условий (хотя и недостаточным) является всеобщее экологическое образование людей всех возрастов. Возможно, его можно назвать гуманистическим просвещением.

Важным событием конференции стало выступление американского профессора П.Курца -- одного из председателей Международной академии гуманизма и главы издательства "Прометеус Букс", издающего ежегодно 11 журналов и до 80 книг о научном скептицизме, гуманизме и свободомыслии. Одним из главных тезисов его доклада "Наука и разум в иррациональном мире" было противопоставление секулярного (освобожденного от церкви) гуманизма религиозным догмам. К сожалению, в российской печати мало кто осмеливается на такое. П.Курц отметил, что в США все основные политические лидеры заявляют о своем благочестии, и ни один не признает себя агностиком или атеистом (схожая картина наблюдается и у нас, хотя и в России, как и в США, церковь отделена от государства).

По мнению профессора Курца, сейчас происходит так называемая психическая революция, возглавляемая духовными наставниками, претендующими на обладание чудотворными силами, ясновидением, психокинезией, телепатией, левитацией, хиромантией и т.п. На арену вышли и быстро плодящиеся многочисленные секты: Харе Кришна, Свидетелей Иеговы, Преподобного Муна, Адвентистов Седьмого дня и т.д., появились эксцентричные проповедники космической эпохи, нередки случаи массового самоубийства. Все чаще СМИ превращаются в источник дезинформации. "Зачастую сознание публики, подверженное сенсациализму, приводится к низшему общему знаменателю".

Попытка запретить "ясновидение", культы и секты вряд ли будет эффективной. Секты будут развиваться в подполье. Лучшее средство против них -- это критика. Нужно изучать религиозные и паранормальные утверждения и предлагать публике их критику. Не запрет, а опровержение на поле борьбы идей (желательно -- с не менее мощными средствами!).

Большинство защитников религиозной догмы считает, что у научного исследования есть границы, что существуют "две истины". Но нет теорий, которые были бы за чертой проверки. Поэтому скептические сомнения -- как часть пути к знанию -- совершенно необходимы человеку. К сожалению, многие, если не большинство людей отказываются от научных методов и предпочитают разуму страсти, эмоции, веру, традицию или авторитет, когда дело касается обоснования их убеждений. Ключевой момент для ученых состоит в том, что критическое исследование особенно важно в применении к религиозным и паранормальным утверждениям.

Сегодняшние секулярные гуманисты считают, что в основе будущего человечества лежат наука, разум и образование. Основой этики гуманизма является идея о том, что людям должна быть предоставлена максимальная степень автономности, соответствующая общественному благу и правам остальных людей. "Мы стремимся развивать светскую этику как альтернативу господствующей сегодня религиозной доктрине". Религии ограничивают личность, отождествляя человека с его верой, этнической принадлежностью или национальностью. Гуманизм предлагает глобальную, всеобщую этику, он соревнуется за умы и сердца людей с религиозными и паранормальными верованиями в сверхъестественное.

В заключение П.Курц выразил надежду на реализацию в следующем веке секулярной и гуманистической повестки дня. Это включает в себя построение демократических обществ, в которых люди свободны развивать свою жизнь, используя собственные силы и разум, строя истинно гуманное всемирное общество.

С интересным докладом "Индивидуальность и конкуренция в науке", несколько выходящим за рамки тематики конференции, выступил на пленарном заседании профессор МГУ, биолог и философ Г.Абелев. Он сопоставил плюсы и минусы современной конкурсной системы получения средств на научные исследования. Наряду с явными положительными сторонами, эта система приводит нередко к нарушениям научной этики, к возрастанию роли формальных критериев (имеющийся рейтинг ученого, публикуемость), что не дает гарантии оригинальности и научной значимости проекта. Сократилось количество выступлений с предварительными результатами на семинарах и симпозиумах, снизилась активность обсуждений и дискуссий. Необходимо практиковать в связи с этим преобладание бюджетного финансирования (70--75 процентов) над грантовым (25--30 процентов), чтобы избежать давления отрицательных сторон конкурентной борьбы в науке.

Секционные доклады конференции были сгруппированы в три направления: "Гуманизм: история и современность", "Гуманизация высшего образования" и "Наука и здравый смысл". Кроме того, состоялась общая дискуссия (круглый стол) на тему "Рациональность и иррационализм в современной России". На всех заседаниях царила атмосфера искренней заинтересованности и доброжелательности. Активное участие в дискуссиях приняли зарубежные ученые. Они делились не только своими соображениями по конкретным проблемам, но и опытом работы своих национальных гуманистических обществ и ассоциаций.

Во время работы конференции на философском факультете МГУ был открыт Центр исследований Российского гуманистического общества (ЦИРГО) -- одно из звеньев международной системы аналогичных центров, имеющихся в США и Европе. Основной задачей Центра является проведение независимых экспертиз заявлений и сообщений о сверхъестественных явлениях. Кроме того Центр будет участвовать в разработке учебных программ, в организации семинаров и конференций, в просветительской, консультационной и издательской деятельности.

К сожалению, автор настоящих строк был чуть ли не единственным представителем СО РАН на конференции. Думается, для многих сибирских ученых и преподавателей вузов затронутые на конференции проблемы представляют большой интерес. В связи с этим сообщаю адрес председателя РГО и редактора журнала "Здравый смысл" профессора В.А.Кувакина: 119899 Москва, Ленинские горы, МГУ, философский факультет. Вступление в члены РГО и подписка на журнал всемерно поощряются и не имеют ограничений.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?27+177+1