НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ВОРОБЬЕВ
|
25-го января 1999г. ушел из жизни доктор физико-математических
наук, главный научный сотрудник Института теоретической и
прикладной механики СО РАН, ведущий специалист в области
аэродинамики летательных аппаратов, заслуженный ветеран
Сибирского Отделения РАН ВОРОБЬЕВ Николай Федорович. Он работал в
ИТПМ со дня его основания в 1957 г. Его жизненный путь -- это
пример доблестного служения Науке. Он был представителем
традиционной школы ученых страны, которые закладывали нашу
современную науку об аэродинамике самолетов. Его первые учителя,
известные всему миру ученые аэродинамики С.Фалькович и
Е.Красильщикова, передали ему свою увлеченность и любовь к
романтической области науки -- аэромеханике, научив творческому
подходу и смелости в постановке и решении научных задач. Вместе с
основателем Института, выдающимся ученым академиком
С.Христиановичем, первым директором ИТПМ Николай Федорович начал
свой путь к становлению и развитию аэродинамической науки в
новосибирском Академгородке. Он занимался вопросами создания
аэродинамической базы института, проблемами шумоглушения и
устойчивости течений газа в перспективных энергетических
установках -- парогазо генераторах. Однако главным направлением
его научных интересов была аэромеханика. Когда во главе института
стал академик В.Струминский, Николай Федорович возглавил
лабораторию "Теоретической аэродинамики". Им и сотрудниками
лаборатории были разработаны новые методы решения задач обтекания
крыльев конечного размаха и летательных аппаратов, были созданы
крупные комплексы программ, которые использованы при разработке
сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144.
Н.Воробьев предложил новую дискретную вихревую схему крыла
конечного размаха, которая была применена для решения задач,
возникающих при взлете и посадке самолетов с крыльями малого
удлинения. Для передних и боковых кромок крыла им сформулированы
условия схода, аналогичные условиям схода Жуковского -- Чаплыгина
на задней кромке. Большое внимание Николай Федорович уделял
совершенствованию линейной теории крыла, которая является
эффективным исследовательским инструментом, позволяющим упростить
решение стоящих аэродинамических проблем, получить во многих
случаях аналитические решения, а также решить такие задачи
аэродинамики, как создание летательного аппарата, вносящего малые
возмущения в поток при желаемой конфигурации крыла. Николаем
Федоровичем получены значительные результаты в решении
практически важных обратных задач аэродинамики крыла: нахождение
формы поверхности крыла по заданной нагрузке на нем. Николай
Федорович показал, что при строгом учете характера особенностей
ядер получающихся при решении интегральных операторов, а также
при некоторых условиях гладкости, накладываемых на определяющие
параметры задачи, возможно построение решения и определение
газодинамических параметров потока в классе ограниченных функций.
Под руководством Н.Воробьева в лаборатории построена
газодинамическая модель обтекания сверхзвуковых аппаратов типа
"летающее крыло". Эта модель позволяет обеспечить полный расчет
аэродинамических характеристик таких летательных аппаратов.
Разработанный алгоритм решения прямых задач аэродинамики в свою
очередь позволил решить ряд новых оптимизационных задач для крыла
конечного размаха. В результате были найдены формы крыльев с
высоким аэродинамическим качеством и выявлен эффект "тянущей"
передней кромки у этих крыльев. Николаем Федоровичем предложен
аналитический метод расчета для случаев, когда базовыми
плоскостями летательного аппарата служат поверхности двугранных
углов и призматические конфигурации. Такой подход позволяет
получить численные решения задач обтекания сверхзвуковым потоком
тел самолетной конфигурации с учетом явлений дифракции и
отражения.
В лаборатории, руководимой Н.Воробьевым, сотрудниками разработаны
эффективные численные методы расчета обтекания тел
пространственной конфигурации в рамках модели невязкого газа,
которые нашли практическое применение в авиационной
промышленности.
Труды Н.Воробьева по крыльям с выдуваемой струей, по
совершенствованию метода дискретных вихрей для решения задач
взлета и посадки самолетов с крыльями малого удлинения, по
разработке новых аналитических методов точного решения задач
сверхзвукового обтекания крыла нашли заслуженное признание у
специалистов-аэромехаников, как теоретиков, так и практиков.
Монография "Аэродинамика несущих поверхностей в установившемся
потоке" и многочисленные статьи Н.Воробьева являются крупным
вкладом в отечественную и мировую науку.
Н.Воробьев много лет работал научным редактором "Журнала ПМТФ" и
во многом способствовал укреплению авторитета этого журнала.
Мы глубоко скорбим по поводу кончины Николая Федоровича.
Мы прощаемся с Николаем Федоровичем с чувством огромной утраты.
Коллеги и друзья.
стр.
|