Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 19 (2205) 14 мая 1999 г.

ПОМНИМ НАШИХ СОЮЗНИКОВ

Ю.Рыков, бывший авиамеханик.

Прочитав в газете "Советская Сибирь" от 3 марта с.г. заметку "Зять президента полетит на Аляску на Ли-2" с обращением общественного авиационного комитета "Памяти союзников-авиаторов", вспомнил события более полувековой давности.

В июне 1942 г. наш год призывался на службу в РККА. Медкомиссия райвоенкомата признала годным для поступления в летную школу. Но нас с однокашником В.Бычковым, как имеющих среднее образование, направили в Волчанскую военную школу авиамехаников. По окончании обучения выпустили с присвоением военного звания "сержант технической службы" и направили в СибВО в 20-й запасной истребительный авиаполк, который базировался на аэродроме Толмачево--Новосибирск. Командование полка (майор Шишков и старший инженер А.Рылин) определило нас в звено управления: обслуживали самолеты И-16, УТИ-4, Р-5, УТ-1, УТ-2, аэросани и, конечно, командирский "Як" с бортовым номером "88". Эти цифры выписывались в воздухе командиром во время полетов.

Нам также вменялось в обязанность встречать и обслуживать поступающие по ленд-лизу американские боевые самолеты, перегоняемые нашими летчиками-морячками по трассе "АлСиб", проходящей от Аляски по Сибири через Якутск, Красноярск, Новосибирск и далее на Запад.

Над аэродромом в четком строю появлялась группа истребителей "Аэрокобра", ведомая лидером "Бостон" (двухмоторный бомбардировщик). Выстроившись в цепочку, по кругу производили посадку с первого захода на "три точки" и отруливали на стоянку. Бывали и казусы. У одной "Аэрокобры" при посадке подломилась передняя стойка шасси и... скрежет винтом по бетону посадочной полосы.

Самолет "Аэрокобра" -- оригинальной конструкции: вход в кабину через боковую дверку, авиадвигатель расположен сзади кабины, поэтому вал к винту проходил между ногами пилота, задняя стойка шасси ("дутик") вынесена вперед. В специальных лючках хранился НЗ -- шоколад, который иногда перепадал и нам. В Толмачево "Аэрокобры" долго не задерживались -- спешили на фронт. Возможно на некоторых из них летали летчики гвардейского истребительного авиационного полка, командиром которого был наш земляк, тогда дважды Герой Советского Союза А.Покрышкин. Кстати, после окончания войны Александр Иванович летал на обслуживаемом мною самолете Як-9 в Школе воздушного боя в Люберцах.

В память о "кобрах" сохранились по сей день и служат верой и правдой разводной ключ на 12 и отвертка с желтой прозрачной ручкой, "Made in USA", забытые каким-то механиком-растяпой в кабине "Аэрокобры".

А зятю президента, если полетит по трассе ленд-лиза Сибирь--Аляска, желаем "мильон на мильон".

Среди союзников-авиаторов, имеющих в годы войны близкие связи с СибВО, были авиаторы французского авиаполка "Нормандия--Неман". Самолеты "Як", выпускаемые на заводе им.Чкалова, проходили первоначальную "обкатку" на аэродроме Толмачево. Здесь же проходило комплектование кадрами и самолетами авиаполков, отправляемых на фронт. С одним из полков улетел наш стартех С.Агавельян. В 1944 г. военные дороги вновь свели нас во французском авиаполку "Нормандия--Неман", где гвардии инженер-капитан С.Агавельян был старшим инженером полка. "Нормандия--Неман" входила в состав 303-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал Г.Захаров, в свое время командующий ВВС СибВО. С генералом Захаровым нам довелось побывать во Франции по приглашению летчиков-нормандцев. Коллективу завода им. В.П.Чкалова от французов была вручена памятная медаль и благодарственная грамота за самолеты "Як", на которых они успешно воевали.

Новосибирский Академгородок.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+139+1