Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири |
Description/Морфологическое описание: Кустарники высотой до 2 м, с коричневато-серой корой на старых побегах и желтовато-зеленой на молодых, однолетних. Листья сизовато-зеленые, на первичных веточках нечастые, сидячие, продолговато-яйцевидные, на вторичных — линейно-ланцетные, 5-10 мм дл., 1-3 мм шир., усеяны точечными железками. Цветочные кисти как боковые (на побегах прошлого года), так и верхушечные (на побегах прошлого года и текущего), простые или сложные, до 10 см дл., за время цветения удлиняются. Прицветники 5-8 мм дл., широкояйцевидные, широкопленчатые, цельнокрайные, с небольшим остроконечием. Чашечки 3-4 мм дл., несколько короче лепестков, доли чашечки ланцетные, к основанию расширенные, острые, по краю пленчатые; лепестки розовые, продолговато-овальные 5-6 мм дл., 2-2.5 мм шир. Завязи удлиненно-яйцевидные, с головчатым рыльцем, тычинки сросшиеся на 2/3 своей длины. Плоды — узкие коробочки, открывающиеся 3 створками. Семена мелкие, 1.2 мм дл., с остью, покрытой от половины длинными белыми волосками.
Habitat/Местообитание: На галечниковых и каменистых берегах горных рек, поднимается до верхней границы леса.
Administrative regions of Siberia/Административные районы Сибири: Республика Алтай. Красноярский край. Хакасия. Тува. Иркутская обл. Бурятия. Читинская обл.
Out of Siberia/Вне Сибири: Монголия.
Described from/Описан с Даурских альп.
Information Sources/Источники информации: Флора Сибири. Т. 10. 1996.
Comments/Примечание: Авторами, описавшими виды M. dahurica и M. longifolia, в качестве диагностических приводились такие признаки: расположение цветочных кистей (боковое — верхушечное), форма и размеры прицветников и листьев. Изучение этих видов в природе показало, что признак "боковые кисти — верхушечные кисти" не может быть диагностическим, так как встречаются растения только с боковыми кистями, с верхушечными, а также одновременно с теми и другими. Остальные, отмеченные выше, признаки обладают большим полиморфизмом и не могут служить основанием для признания видовой самостоятельности M. dahurica и M. longifolia на основании описаний, приведенных Вильденовым и Эренбергом. М.Г. Попов, И.Ю. Коропачинский и В.И. Курбатский также считают, что эти виды не могут быть приняты в качестве самостоятельных, так как по комплексу морфологических признаков они не различимы, имеют единый ареал и не обнаруживают различий в экологических особенностях. Все отмеченное выше позволяет нам считать эти виды синонимами (Лях, 1996).
Константин Байков |
Головная страница Сибирское отделение |