О НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОПАРКА "НОВОСИБИРСК"

 

С.Т. Васьков, член-корреспондент РАН, руководитель организационной дирекции технопарка "Новосибирск"

 

Научно-технологические парки (технопарки) как организационно-хозяйственная форма реализации инновационных проектов широко распространены в странах с развитой наукой и высокотехнологичным производством. Условия и механизмы их функционирования в среде, благоприятствующей нововведениям, обеспечивают продвижение разработок до промышленного выпуска. Функциональная структура технопарка, в котором работают инновационные фирмы, позволяет оценивать конъюнктуру продукции этих фирм и минимизировать затраты на реализацию проектов, снижая этим барьеры на пути к широкому внедрению высоких технологий.

Десятилетия успешной работы тысяч технопарков в мире — подтверждение высокой эффективности этой формы хозяйствования в продвижении инноваций. Они часто являются элементом государственной научно-технической политики, предусматривающей прямые и косвенные преференции фирмам, работающим в этой рисковой области. Мировая статистика утверждает, что самостоятельный бизнес в инновационной сфере в течение трех лет разоряет около 90 % малых фирм. В среде технопарков за этот же срок сохраняется более 50 % фирм. Этот эффект обеспечивается государственной поддержкой деятельности технопарков, которая выражается в комплексе организационных и экономических преференций. Как правило, основной вклад государства в основание и начало деятельности технопарка состоит в капитальном строительстве зданий и сооружений технопарковой зоны, создании бизнес-центра (бизнес-инкубатора), предоставлении технопарковой территории различным компаниям для застройки комплексом производственных зданий, примыкающих к инкубатору. При этом бизнес-центр работает как государственное учреждение (некоммерческая организация) и предназначается для организации работы всей инфраструктуры технопарка в интересах инновационных фирм, прошедших отбор в конкурсе инновационных проектов и расположенных в технопарковой зоне.

Сами инновационные фирмы работают в конкурентной среде, но присутствие их в технопарковой зоне позволяет уменьшить (оптимизировать) расходы на выполнение инновационных проектов.

Эта классическая схема, срабатывающая на сотнях и тысячах примеров продвижения проектов, успешно служит образцом для подражания при проведении инноваций. Не удивительно поэтому, что в Новосибирске, насыщенном инновационными разработками, родилась идея создания технопарка. При этом администрация области, учитывая экономическое состояние региона, сразу ставила задачу добиться учреждения технопарка "Новосибирск" с прямой финансовой поддержкой от государства. Следует заметить, что за последние годы (с начала 90-х) наблюдается усиление взаимодействия администрации с научно-образовательным комплексом области, одним из проявлений которого стали скоординированные действия по созданию технопарка "Новосибирск". Они выразились в следующих шагах:

В 1994 году образован (совместно СО РАН и администрацией НСО) инвестиционный фонд для финансирования на возвратной основе инновационных региональных проектов.

В 1995 году проведен конкурс проектов по приоритетным направлениям научной деятельности в НСО.

В СО РАН, в частности, в ННЦ с начала 90-х годов целенаправленно велась программа развития инновационной деятельности. С участием институтов ННЦ были организованы десятки инновационных фирм, коммерциализирующих результаты научных исследований. Ежегодно публиковались сведения о законченных НИР. В 1996 г. СО РАН совместно с ГКНТ РФ издало перечень "Важнейшие законченные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы институтов СО РАН".

Непосредственно инициатива организации технопарка "Новосибирск" (ТПН) была проявлена администрацией НСО. Результатом обсуждения научно-технической общественностью принципов функционирования ТПН, а также деятельности рабочей группы по подготовке проектов уставных документов и взаимодействия представителей обладминистрации с государственными структурами явилось Постановление правительства РФ от 16.03.96 N 290 и Распоряжение Президента РФ от 10.06.96 № 307-рп "О создании научно-технологического парка "Новосибирск".

В настоящее время идет работа с государственными структурами, в частности, с Госкомимуществом РФ по учреждению юридического лица исполнительной дирекции ТПН в форме государственного научного учреждения, организующего деятельность бизнес-инкубатора ТПН и всей технопарковой инфраструктуры, а также по передаче на баланс ТПН одного из зданий ПО "Север", которое предполагается использовать в качестве "инкубатора" малого бизнеса.

В соответствии с проектом учредительных документов исполнительная дирекция ТПН будет осуществлять свою деятельность за счет государственной финансовой поддержки. В ее задачи входит формирование благоприятной среды для инновационных предприятий, ориентированных на реализацию наукоемких проектов, на которые целевым образом распространяется комплекс протекционистских решений федерального и областного уровня.

Главные цели исполнительной дирекции ТПН:

Следует подчеркнуть необходимые первоочередные шаги ТПН, определяемые спецификой тех трудностей, которые испытывает в целом экономика России, в том числе сфера инноваций.

Необходимо изыскивать возможности льготного кредитования инновационных проектов банками со страхованием риска, а также поддержки развития ТПН со стороны правительства страны и местных органов.

Немалые сложности видятся в отборе проектов производственно-реализационного характера, поскольку они должны удовлетворять условию заинтересованности в них производственных организаций или департаментов областной и городской администраций.

В рамках ТПН должно быть обеспечено централизованное содействие поиску источников финансирования отобранных проектов из федерального бюджета, различных фондов, средств администраций области и города. Одновременно с запуском проектов необходимо начать работу по решениям о предоставлении льгот субъектам технопарковой деятельности на областном и федеральном уровнях.