Всероссийский семинар
"Российская наука: состояние и проблемы развития"
Новосибирск, 19-21 сентября 1996 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Всероссийский семинар "Российская наука: состояние и проблемы развития" (19-21 сентября 1996 года, Новосибирск), в котором приняли участие руководители, ведущие ученые и специалисты Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, ректорского корпуса университетов, государственных научных центров академической и отраслевой направленности, интегрированных территориальных научно-технических структур, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, Государственного комитета РФ по науке и технологиям и Государственной Думы, рассмотрел и обсудил при широком участии научной общественности состояние, проблемы выживания и возможные пути развития отечественной науки.

Участники Семинара констатируют и рекомендуют следующее:

  1. Из-за серьезного бюджетного недофинансирования в 1996 году, особенно в последние месяцы, и продолжающегося роста цен на энергоресурсы российская наука оказалась в катастрофическом положении и, если Правительство Российской Федерации не примет самые срочные меры, значительная часть научных коллективов не переживет грядущую зиму. В этой ситуации Правительством РФ должны быть использованы все возможности по изысканию финансовых и материально-технических ресурсов для спасения уникальных научных центров, установок и коллекций, представляющих национальную и мировую ценность, и прежде всего по централизованному покрытию коммунальных расходов.

    Участники Семинара поручают Организационному комитету информировать Президента и Правительство РФ, Государственную Думу и Совет Федерации, а также органы власти субъектов Федерации о сложившейся катастрофической ситуации в науке и решениях, принятых на данном Семинаре.

  2. Ситуация особенно трагична в свете того, что во всех сферах науки России за прошедшее пятилетие уже накоплен существенный опыт по ее адаптации к новым условиям. Обмен опытом по уточнению приоритетных направлений работы и реструктурированию научно-исследовательских организаций и подразделений, по расширению в рамках новых форм производственно-реализационной деятельности в рыночных условиях, по интеграции науки и образования, расширению международного сотрудничества на основе новых подходов и т.д. признан участниками Семинара полезным для дальнейшей работы. В связи с этим целесообразно опубликовать материалы Семинара и довести его результаты до научного сообщества России.
  3. Продолжая работу по адаптации научно-исследовательских организаций к новым условиям, необходимо в дальнейшем уделить серьезное внимание рациональной системной реорганизации их сети в ведомственных рамках и на межведомственном уровне с целью большей интеграции науки и высшего образования, с одной стороны, и производственной сферы, с другой.
  4. Реорганизации российской науки содействует и опыт, накапливаемый на государственном уровне, — создание государственных научных центров, федеральных, государственных и региональных программ, федеральных фондов поддержки науки и научно-технического предпринимательства и т.д.

    Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, а также способствующие становлению технопаркового направления Российский фонд технологического развития и Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере уже играют важную роль на нынешнем этапе.

    В деле сохранения ряда приоритетных направлений отраслевой науки важным явилось создание государственных научных центров, перспективы которых, с учетом их роли, целесообразно обсудить дополнительно.

    Всемерной поддержки заслуживает опыт формирования региональных и межрегиональных научно-технических программ (типа РНТП "Сибирь" и "Большая Волга"), поддерживаемых на паритетных началах из федеральных и местных финансовых источников, а также инициатива Российского фонда фундаментальных исследований и администраций ряда субъектов Федерации по проведению Фондом совместно с регионами конкурсов по целевым направлениям фундаментальных исследований.

    Следует также направить дополнительные усилия на сохранение и дальнейшее пополнение информационных ресурсов и развитие современных информационных средств в области науки и технологий.

  5. Необходимо просить Государственную Думу и Совет Федерации, Государственный комитет РФ по науке и технологиям, Министерство общего и профессионального образования РФ, Российские академии наук выйти с законодательными инициативами по предоставлению налоговых льгот научным коллективам, осуществляющим производственно-предпринимательскую деятельность в научно-технической сфере и направляющих получаемые средства на поддержку науки, а также ускорить принятие законов, которые обеспечили бы сохранение жизнеспособности территориально-обособленных научных центров (в частности, академгородков) как национального достояния страны.

Научное сообщество приветствует утверждение Доктрины развития российской науки (Указ Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года), предусматривающей "выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере не менее 3 процентов его расходной части с ежегодным увеличением этих средств по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран", а также принятие Государственной Думой и Советом Федерации Закона о науке и государственной научно-технической политике, в котором расходы на науку предусматриваются в размере не менее 4 процентов от общей суммы федеральных расходов.

Анализируя причины, по которым российская наука оказалась под угрозой гибели в предстоящую зиму, участники Семинара ясно понимают, что в условиях общего кризиса в стране тяжелое положение науки, равно как и других сфер, неизбежно. Однако главной причиной нынешнего катастрофического финансового положения науки и системы высшего образования является невыполнение Закона о федеральном бюджете на 1996 год. По мнению участников Семинара, это является следствием отсутствия системы контроля за деятельностью Правительства в части исполнения бюджета со стороны федеральных законодательных органов — Государственной Думы и Совета Федерации. Последнее становится одной из серьезнейших причин усугубления кризисной ситуации в стране в целом и требует внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации.

Участники Семинара считают необходимым привлечь внимание общества, в том числе через средства массовой информации, к этой острой проблеме.

Существенным шагом поддержки науки со стороны Правительства РФ в надвигающийся критический период была бы ликвидация задолженности науке по бюджету и принятие постановления о временном освобождении научных учреждений и вузов от уплаты всех видов отчислений и налогов на суммы, недополученные по защищенным статьям федерального бюджета, на период до выделения задержанных средств.

Участники Семинара одновременно обращаются к администрациям областей и краев России и правительствам республик в ее составе с просьбой оказать действенную помощь по спасению и поддержке научных и вузовских организаций, расположенных на их территориях, в предстоящий осенне-зимний период, одновременно выражая благодарность за то, что уже делается.

Признавая важность и конструктивность состоявшегося обмена опытом и обсуждений, участники Семинара просят Государственный комитет РФ по науке и технологиям, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Российскую академию наук продолжить проведение таких семинаров с расширением их тематики (роль местных администраций в сохранении науки и системы высшего образования, проблемы омоложения кадрового состава российской науки, этика членов научного сообщества в рыночных условиях и т.д.).

Решение Семинара принято участниками единогласно.