ОТКРЫТИЕ СЕМИНАРА

Ю.А. Нестеров, первый заместитель главы администрации Новосибирской области

 

Научно-образовательный комплекс Новосибирской области является третьим по масштабам в России и представляет собой уникальное сочетание научных организаций и образовательных учреждений трех Сибирских отделений Российских академий наук, трех государственных научных центров, более 100 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, около сотни предприятий малых форм в научно-технической сфере, 27 высших (из них 6 негосударственных) и 57 средних профессиональных учебных заведений, более 50 учреждений дополнительного профессионального образования (переподготовки и повышения квалификации специалистов) и др.

Научно-образовательный комплекс обеспечивает приток в область значительных средств из федерального бюджета, дает рабочие места большому числу людей, вовлекает около сотни тысяч молодых людей в сферу профессионального образования, тем самым сдерживая социальное напряжение в молодежной среде. Кроме того, интеллектуальный и научно-технологический потенциал комплекса, его материально-техническая база являются важными ресурсами для нашей области. Поэтому проблема сохранения и развития Новосибирского научно-образовательного комплекса является жизненно важной для социально-экономического развития нашей области.

Несмотря на катастрофическое снижение объемов финансирования и несвоевременность поступления средств большинство новосибирских научных организаций еще сохраняют творческую активность и продолжают работать в области фундаментальных и прикладных исследований.

Сибирским отделением РАН был предпринят ряд организационных мер, направленных на совершенствование структуры научных и конструкторско-технологических организаций и повышение эффективности их работы.

Меры по сохранению кадрового потенциала и материальной базы учреждений, предпринятые СО РАМН, в основном были направлены на укрепление связей с ГКНТ РФ, Минздравмедпромом РФ, Госкомсанэпиднадзором РФ, соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

СО РАСХН предпринимались попытки поправить финансово-экономическое положение участием в ГНТП "Перспективные процессы производства сельскохозяйственной продукции". Перевод Россельхозакадемии в ведение Минсельхозпрода РФ и, как следствие, финансирование СО РАСХН из средств Минсельхозпрода РФ еще более усугубили финансовое положение академии.

Активные попытки стабилизировать финансовое положение ГНЦ ВБ "Вектор" предприняты руководством Центра. ГНЦ ВБ "Вектор" были переданы штаммы вируса оспы, и, следовательно, привлечены средства федерального бюджета для их хранения и изучения. Проведена значительная работа по получению госзаказа на производство медицинских препаратов и вакцин. Постановлением главы администрации Новосибирской области утвержден план мероприятий по оздоровлению финансового положения Центра.

Большая совместная работа проводится субъектами научной деятельности и администрации областей по коммерциализации результатов научных исследований. Эти меры позволяют сдерживать нарастающие негативные тенденции, обусловленные чрезвычайно низким базовым бюджетным финансированием, смягчить их, но не преодолеть.

Большие надежды научное сообщество связывает с принятым в 1995 году законом "О научной деятельности и региональной научно-технической политике Новосибирской области", которым предусматривается финансовая поддержка научной деятельности в размере не менее 1,5 % бюджета области. В настоящее время утверждены приоритетные направления научной деятельности в Новосибирской области, сформирован механизм конкурсного отбора и финансирования научно-прикладных разработок и инновационных проектов, создан банк данных, насчитывающий несколько сотен научно-прикладных разработок и инновационных проектов.

Решением Новосибирского областного Совета депутатов было утверждено финансирование научных разработок на 1996 год в объеме 20 млрд руб.

В настоящее время идет накопление долгов федерального бюджета перед научными организациями, в том числе по строке "наука и научное обслуживание", по капитальному строительству, по поддержке инфраструктуры научных центров, которые на 15.09.96 г. составили более 109 млрд рублей.

Факт, что выделяются средства в основном на заработную плату, воспринимается учеными как выдача пособий по безработице, поскольку без приобретения материалов, оснащения институтов современной аппаратурой, оплаты потребляемых энергоресурсов проведение исследований невозможно.

Сегодня наука является одной из немногих сфер деятельности на территории Новосибирской области, результаты которой конкурентны на международном рынке. Косвенным показателем уровня нашей науки является спрос на российских ученых и специалистов на международном рынке научного труда. В условиях, когда особенно тяжело складывается научная карьера у молодого поколения, отсутствие перспектив получения жилья и невозможность заработать необходимые средства приводят к оттоку талантливой научной молодежи из страны, из академической науки и к старению кадров.

Все вышеперечисленные проблемы усугубляют дестабилизацию научного сообщества Новосибирска.

Аналогичная ситуация сложилась в образовательном комплексе Новосибирской области. Новый учебный год профессиональные учебные заведения, финансируемые из федерального бюджета, начали с грузом нерешенных проблем. Не удалось провести не только текущие ремонтные работы, но и подготовку к осенне-зимнему сезону. Часть учебных заведений уже отключена от источников электроэнергии, были случаи отключения от водоснабжения. Только вмешательство администрации области приостановило процесс отключения и вузы смогли начать учебный год.

В настоящее время сложилась следующая ситуация:

По данным Минфина РФ, до конца 3-го квартала изменения ситуации не ожидается, поэтому положение становится чрезвычайным.

В сложившейся ситуации любые меры на областном уровне могут только смягчить положение, но не могут кардинально его изменить ни в научных организациях, ни в учреждениях профессионального образования. Администрация области понимает -- не будет ни идей, ни новых решений, ни оригинальных технологий, если науку не поддерживать, поэтому с целью сохранения уникального научно-образовательного комплекса Новосибирской области она готова поддерживать инициативы субъектов научной деятельности по стабилизации их экономического положения.

Во многих странах мира развитие научно-технического потенциала превращается в один из наиболее активных элементов воспроизводства и приоритетными направлениями экономического развития становятся наукоемкие технологии. Эта тенденция нашла свое отражение в научно-технологических парках, специализирующихся на разработке и выпуске наукоемкой продукции и технологиях.

В настоящее время администрация области и руководство СО РАН прикладывают значительные усилия для создания на территории области научно-технологического парка "Новосибирск". Технопарк "Новосибирск" создается с учетом уникальности научно-технологического потенциала научно-образовательного комплекса для освоения малыми предпринимательскими структурами конкурентоспособных и импортозамещающих наукоемких технологий, развития малого предпринимательства в научно-технической сфере и усиления их влияния на изменение в зяйственном укладе Новосибирской области.

Опыт администрации Новосибирской области и СО РАН показал, что без централизованной поддержки государства, установления для участников технопарка льгот по налогообложению и иных льгот, а также привлечения средств федерального бюджета и инвестиционных налоговых кредитов для поддержки его становления и деятельности невозможно рассчитывать на структурную перестройку экономики Новосибирской области в сторону высокоэффективных наукоемких производств.

Принятые для создания технопарка постановления Правительства РФ от 31.05.95 №534 и от 16.03.96 №290, Распоряжение Президента РФ от 10.06.96 № 307-рп были этапами преодоления сложившихся стереотипов федеральной власти в восприятии технопарков как ассоциаций структур малого бизнеса, не требующих ни правительственных решений, ни государственной поддержки. В настоящее время совместными усилиями администрации области и СО РАН значительно продвинуто оформление учредительных документов технопарка с четким пониманием необходимости государственной поддержки в становлении предпринимательства в сфере наукоемких технологий. Это позволит снизить риск вложений и поддержать реализацию проработанных проектов, требующих консультаций высокопрофессиональных экспертов и менеджеров, изучения потенциального рынка, юридических и информационных услуг. На сегодняшнем этапе, когда идея технопарка получила реальные очертания, Комитету по управлению государственным имуществом Новосибирской области распоряжением Госкомимущества РФ поручено провести доработку учредительных документов научно-технологического парка "Новосибирск", включающих устав, положение об ученом совете, положение о конкурсном отборе научно-технических разработок для реализации в структуре технопарка, положение об аттестации и аккредитации малых предприятий в научно-технической сфере, проект решения о передаче в уставной фонд создаваемого технопарка государственного имущества -- инженерно-лабораторного корпуса площадью 6000 м2.

Реализация концепции формирования технопарка "Новосибирск" возможна лишь при использовании широкого спектра организационных и экономических мер. Предусматривается использование всех рычагов экономической политики: кредитно-денежного механизма, государственной контрактной системы, налогового антимонопольного законодательства, лизинга, льгот по налогам и тарифам, целевых дотаций и субсидий, льготных кредитов, ассигнований из федерального бюджета через долевое финансирование региональных проектов и программ, в том числе ФЦП.

Уже упомянутым постановлением Правительства № 534 были сформулированы еще два поручения, направленные на поддержку науки и образования в Новосибирской области, одно из которых уже выполнено, -- речь идет о разработке концепции стимулирования спроса на научно-технические разработки и услуги научных организаций, второе поручение находится в стадии проработки и касается создания регионального внебюджетного фонда науки и технологического развития, который планируется создать в качестве одного из источников финансирования технопарка "Новосибирск".

Хорошие рабочие контакты сложились у нас с Государственным фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, оказывающим финансовую поддержку реализации научно-прикладных разработок и инновационных проектов на паритетных началах с администрацией области. В прошлом году доля Фонда составила 1150 млн руб., в 1996 году в Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере представлен 21 проект, прошедший жесткий конкурсный отбор, и мы надеемся получить для их реализации 4 713 млн руб.

Со своей стороны администрация области делает все возможное для привлечения средств, внимания федеральных органов к проблемам научно-образовательного комплекса Новосибирской области, и я надеюсь, что работа нашего семинара будет способствовать принятию на федеральном уровне документов и конкретных решений, касающихся стабилизации положения науки и профессионального образования в нашей области.