ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

М.В. Алфимов, член-корреспондент РАН, заместитель председателя Российского фонда фундаментальных исследований

 

О принципах работы Российского фонда фундаментальных исследований сегодня достаточно хорошо известно. В этом сообщении хотелось бы остановиться на некоторых динамике развития Фонда, на новых программах -- международной кооперации и тех, которые только планируется обсуждать на предстоящем заседании Совета Фонда.

Основная программа, по которой работает Фонд, это инциативные проекты, поддержка довольно небольших коллективов (среднее число ученых по этим грантам от 6 до 10). Число заявок по этим проектам из года в год нарастало, но учитывая, что средняя длительность гранта около трех лет, в 1995 году Фонд практически вышел на насыщение, и теперь каждые три года как бы завершается один цикл и постоянно продолжается другой. В 1995-1996 году количество поддержанных проектов приблизительно одинаковое, и, по-видимому, такая тенденция сохранится, потому что число поступаюших ежегодно заявок соответственно колеблется от 14 до 15 тысяч, тбираются 2,8-3,5 тысячи, так что ежегодно Фонд финансирует 7-8 тысяч проектов (как вновь принятых, так и продолжающихся).

Мы надеялись, что в 1996 г. средний грант достигнет 40 млн рублей. Бюджет Фонда в 1996 году определен в объеме 462,6 млрд рублей; однако к сентябрю он был выполнен всего лишь на 32%. Если тенденция эта сохранится, то к концу года финансовый план Фонда будет выполнен максимум на 50% (в 1995 -- 71%) Поэтому, видимо, объем финансирования в расчете на 1 проект не превысит уровня 1995 г. (18,2 млн руб.).

Год от года нарастает число поддерживаемых Фондом выездов ученых за рубеж и конференций. В 1996 году сложилась необычная ситуация (это было впервые), когда запланированного на конференции финансирования оказалось недостаточно, и пришлось оперативным решением Совета Фонда разрешить на период летних месяцев, когда много конференций и много поездок, взять деньги из Программы поддержки материально-технической базы, отнеся реализацию этой программы, хотя бы частично, на конец года, когда спадает активность в поездках и конференциях.

В этом году ситуация с Программой поддержки материально-технической базы будет существенно хуже, чем в прошлые годы. Есть слабая надежда, что РФФИ все-таки ее в какой-то мере профинансирует -- для того, чтобы просто не утерять эту программу. Это крайне важно, так как программа, особенно в форме центров коллективного пользования, начинает приживаться даже в наши трудные времена.

Резюмируя, можно отметить, что происходит стабилизация числа участвующих в конкурсе.

Приступая к конкурсу 1996 г., мы надеялись, что увеличение объема финансирования позволит РФФИ давать гранты большему числу участников и выйти при конкурсном отборе с 25% на 30-35% положительных решений, не понижая средний объем финансирования по проекту. Однако надежды эти пока не оправдываются. Практика жизни показывает, что если бы РФФИ, например, пошел на другой вариант -- большое число грантов с меньшим объемом, в этом году ученым было бы совсем плохо.

Распределение числа грантов по регионам
Регионы1994 (%) 1995 (%)1996 (%)
Северный121
Северо-Западный151715
Центральный524652
Волго-Вятский332
Ц.-Черноземный111
Поволжье444
С.-Кавказкий322
Уральский444
З.-Сибирский121411
В.-Сибирский444
Дальневосточный333
Итого100100100
Важный параметр, который всех интересует -- это распределение числа грантов по регионам (см. табл.). Эти данные всегда вызывали много дискуссий, так как казалось, что москвичи "живут в более льготных условиях", то есть что у них неоправданно высок коэффициент прохождения. Однако, достаточно точный анализ (он опубликован в "Вестнике РФФИ" № 4) показывает, что это связано, вероятно, с высоким профессиональным уровнем людей, которые там работают, и с лучшим качеством подготовки грантов (это тоже важно). Существует достаточно высокая корреляция между долей грантов и долей финансирования по данному региону. Приводимая статистика отражает тот факт, что РФФИ старается работать объективно.

Если наложить на распределения числа грантов число публикаций за период 1986-1993 гг., получим еще одно подтверждение объективности экспертных советов РФФИ: если трактовать число работ, опубликованных в наиболее авторитетных изданиях с высоким импакт-фактором, как показатель научного потенциала региона (и по количеству, и по качеству), то налицо очень сильная корреляция распределения грантов РФФИ и распределения потенциала регионов. Это тем более интересно, что рассматриваемые публикации вышли из печати задолго до образования РФФИ.

Однако все-таки довольно большая доля очень хороших работ не получает финансирования. Нужно сказать, что выбор при экспертизе всегда идет не между "плохим" и "хорошим", а между "хорошим" и "очень хорошим". Все проекты, имеющие три высшие экспертные оценки, обычно успешно проходят конкурс, но по некоторым наукам не проходят даже те проекты, которые имеют все хорошие оценки (но не высшие), хотя это -- действительно хорошие работы. К сожалению, их не удается финансировать именно из-за того, что Фонд не располагает необходимым объемом средств.

О международной деятельности Российского фонда, которая началась сравнительно недавно. Первый международный конкурс РФФИ провел совместно с Фондом Сороса. После этого возникло еще несколько международных программ. Часть из них уже прошла полный цикл отбора и начинает финансироваться, а часть находится на стадии завершения.

Однако, фактически, основные деньги в фундаментальные исследования российских ученых вкладывает российское государство, хотя вклады зарубежных фондов тоже достаточно значительны. Это -- ситуация по трем годам.

Однако нужно с сожалением отметить, что Фонд Сороса фактически прекратил свою деятельность в этой сфере -- по крайней мере, существенно уменьшил ее объемы (в десятки раз). В РФФИ это сразу ощутили по резкому росту числа заявок на поездки ученых за рубеж.

Деятельность ИНТАС будет продолжаться, но объем финансирования будет меньше процентов на 35. В ближайшие месяцы, по-видимому, ИНТАС объявит новый конкурс (на 1997 год), а затем с небольшим перерывом, будет объявлен конкурс на 1998 год (с финансированием по 18 млн экю на каждый год).

РФФИ также провел с ИНТАС совместный конкурс. Это единственный пример, когда акция была полностью совместной. Если в случае с Фондом Сороса мы проводили параллельную скоординированную деятельность, то в конкурсе РФФИ-ИНТАС детально прорабатывалась совместная процедура конкурса и согласовывались принципы экспертизы. Первичные этапы экспертизы проводились независимо, а окончательный отбор проектов осуществили совместные панели в Москве. Столь же детально проработаны условия финансирования совместных грантов.

Все средства обеих сторон проводятся через счет ИНТАС, который является единым (есть много причин, по которым это лучше делать именно так). На сегодня контракты с исполнителями проектов уже подписаны со стороны ИНТАС и находятся в Москве. Теперь они будут подписаны Российским фондом и российскими учеными. Можно надеяться, что на этот раз в ИНТАС будут более оперативными и финансирование проектов начнется в ближайшие месяцы.

Теперь более подробно о характеристике совместных международных программ.

Уровень конкурса РФФИ-ИНТАС оказался очень высоким. Когда было получено столь большое число проектов, обе стороны пошли на то, чтобы увеличить бюджет этого конкурса вдвое, -- с тем, чтобы обеспечить прохождение разумного числа проектов.

О ситуации по конкурсу, который РФФИ проводил скоординированно с немецким фондом DFG (ННИО). РФФИ получил по этому конкурсу 713 заявок, тогда как немецкие партнеры наших ученых послали в DFG только 296 заявок. Тем не менее, несмотря н а большую разницу в числе заявок, после долгих переговоров мы остановились на том, что конкурс проводится в рамках реального числа заявок, которые были получены. Еще одна особенность. DFG не ограничивает сроки представления заявок и эксперты DFG могут готовить свой отзыв в течение полугода. Поэтому этот конкурс растянулся во времени, но сейчас наши эксперты закончили экспертизу по той части заявок, которую немецкая сторона уже оценила. Принято решение начать финансирование этих грантов, число которых 58. Финансовый вклад с Российской стороны будет направлен только на поддержку научного обмена в рамках проектов. Вместе с тем, опыт, который был приобретен в этом конкурсе, позволил немецкой стороне принять решение, что этот конкурс будет постоянным. Видимо, РФФИ также примет такое же решение (это нужно провести через Совет Фонда). Тогда наши ученые смогут спокойно, без горячки, в течение года подавать заявки вместе со своими германскими коллегами.

Был еще очень небольшой конкурс, скоординированный с Китайским национальным фондом (ГФЕНК). Отобрано 17 проектов. В конкурсе американского Фонда гражданских исследований и разработок (CRDF) РФФИ принимал участие наряду с Министерством науки РФ. Конкурс этот подходит к финишу. Здесь также получено очень много проектов, из которых на сегодня американская сторона отобрала 146. Комитет по науке и технологиям планирует дополнительно профинансировать 70 из них.

Следует отметить, что необходимость развивать международное сотрудничество для РФФИ совершенно очевидна. В соответствии с решением Совета Фонда, на эти цели можно тратить до 10% средств, выделяемых на инциативные научные проекты (т.е. от 70% бюджета РФФИ). Пока что мы ограничены этой квотой, но ясно, что она недостаточна, если число партнеров в международных конкурсах будет возрастать.

Из других международных акций, которые нам предстоят, можно упомянуть подписанное соглашение с французским СNRS. В ближайшее время будет уточнено, в какой форме оно будет реализовываться.

Фактически согласовано новое соглашение с Национальным научным фондом США, которое вскоре будет подписано.

Очень часто наши зарубежные партнеры ставят вопрос о том, чтобы проводить совместные конкурсы по узкой проблеме, которая интересует партнера. Это в какой-то мере противоречит традициям РФФИ, который всегда проводит конкурс по всему полю наук. Однако после переговоров, которые только что прошли со Швейцарским научным фондом, начинающим активно реализовывать свои программы в России, РФФИ стоит перед проблемой, какие темы выбирать для сотрудничества. В качестве информации: Швейцарский фонд в ближайшее время объявит конкурс, но не для отдельных ученых, а для организаций. Он хочет предложить России программу, когда организация в Швейцарии и научная организация в России могут подать совместную заявку на развитие инфраструктуры для совместных исследований.

Интересные, на наш взгляд, предложения поступают из регионов. В частности, в Сибири предложена региональная программа, подобной которой раньше не было, -- программа "Байкальский регион". Местные администрации из регионов, примыкающих к Байкалу, заявили о том, что они готовы выделить более 4 миллиардов рублей на программу фундаментальных исследований, посвященных озеру Байкал. Имеется в виду, что если Совет Фонда примет решение реализовывать такую программу, то будет объявлен конкурс для всех ученых России, но привязанный к проблемам Байкала -- это могут быть и биологические, и химические, и другие задачи.

Такая идея, по-видимому, весьма привлекательна, у нас есть предложения и из других регионов, правда, не столь конкретные. На ближайший Совет Фонда будет вынесен для обсуждения вопрос о том, в какой форме и как начинать региональные программы. Учитывая, что объем финансирования не увеличивается, любая новая программа будет означать, что мы ослабляем основные конкурсы. Это ставит много вопросов, хотя здесь можно искать некоторые комбинированные решения.