И.Ю. Красильникова, Т.С. Боровенская
ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МБА

     В ГПНТБ СО РАН  разработана  и  внедрена  локальная  автоматизированная
система  МБА,  которая  включает следующие комплексы:  "АБОНЕНТ",  "ЗАКАЗЫ",
"ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ", "АДМИНИСТРАТОР".
     В КОМПЛЕКСЕ   "АБОНЕНТ"  формируется  база  иногородних  абонентов.  На
электронную карточку заносятся все сведения об абоненте: его номер, почтовый
адрес,  регион,  в  котором  находится  организация,  тип  библиотеки,  дата
первичного обращения в  ГПНТБ  СО  РАН,  последующие  даты  регистрации.  По
введенной  в  машину  информации  имеется  возможность  оперативного  поиска
абонента по населенному пункту и почтовому  индексу  в  сочетании  с  типами
библиотек;  выходные  статистические  формы  дают  сведения  о регистрации и
перерегистрации иногородних  абонентов,  о  их  представительстве  по  типам
библиотек в совокупности всех обратившихся организаций.
     В автоматическом   режиме    распечатываются    адреса    абонирующихся
организаций для оформления в их адрес корреспонденции.
     Автоматическая дата   перерегистрации   абонентов    позволяет    через
определенный  промежуток  времени  (пять  лет) удалять из базы абонентов тех
организаций, которые долгое время не обращались по МБА в ГПНТБ СО РАН.
     Комплекс "ЗАКАЗЫ"  предназначен  для  обработки  поступающих заказов из
других городов.  Здесь предусмотрено:  регистрация всех заказов,  отметка  о
различных стадиях отработки заказов,  фондодержатели, откуда выданы издания,
даты поступления заказов,  даты выдачи,  даты возврата в фонды. Предусмотрен
оперативный   поиск   заказов  определенных  абонентов  и  различные  стадии
отработки  запросов  (выдача,  возврат,   копирование,   доработка,   отказ,
перенаправление  и  др).  В  данном комплексе действует автоматический режим
контроля за сроками отработки запросов  и  полнотой  заполнения  всех  полей
электронной карточки.
     На основании дат возврата выявляются сроки задержки выданной  абонентам
литературы.   Работа   с   задолженностью   проводится  быстро  и  со  всеми
необходимыми распечатками (письма,  напоминания,  адреса, список должников).
Также  оперативно  проводится  информирование  абонентов  о  перенаправлении
запросов в другие библиотеки.  По комплексу "ЗАКАЗЫ"  все  введенные  данные
используются  в  различных  статистических формах,  которые дают сведения об
общем числе поступивших и отработанных заказах; о количестве выдач абонентам
в   виде   оригиналов   или   копий;   подробные   таблицы   об   отказах  и
перенаправлениях;  общая книговыдача по  фондам,  откуда  получено  издание;
книговыдача по видам изданий (книги, журналы, патенты и др.).
     Для поддержания автоматизированной  системы  МБА  в  рабочем  состоянии
имеется  комплекс "АДМИНИСТРАТОР".  Эта часть системы корректирует отдельные
узлы, индексирует наборы, архивирует все введенные данные.
     В выше  названных  комплексах  разработаны  более  40  видов  различных
выходных форм,  которые необходимы для  полноты  статистических  сведений  и
характеристики проводимой работы с абонентами.
     Из-за постоянных  финансовых  трудностей,  которые  ощущаются  особенно
остро  за последние три года,  ряд крупнейших библиотек страны,  в том числе
ГПНТБ СО РАН,  предлагают платное обслуживание  абонентов  МБА.  Библиотеки,
заказывающие  литературу  по МБА,  перечисляют денежные средства в целый ряд
библиотек,  которыми  они  пользуются.  Плата  взимается   за   абонементное
обслуживание в целом и за отдельные виды работ:  срочное выполнение заказов,
библиографический     поиск,     продление     пользования      документами,
библиографический поиск,  постановку на очередь,  копирование. Применяется и
штрафная оплата за нарушение срока использования изданий.
     МБА ГПНТБ  СО  РАН  взимает  плату  с иногородних абонентов за два вида
копировальных работ (ксерокопирование и микрофильмирование)  и  за  почтовую
пересылку оригиналов и копий.
     Для ведения взаиморасчетов с иногородними абонентами автоматизированная
система  МБА  ГПНТБ  СО  РАН  была дополнена блоком "ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ".  В нем
решаются следующие задачи:
     - точный  и  оперативный  учет  всех  поступлений  и  расходов денежных
средств каждого абонента на текущий момент;
     - формирование  итоговых  форм  документов за разные интервалы времени:
списки и перечни по расходам,  журнал прихода-расхода  денежных  средств  за
календарные отрезки времени (месяц, квартал, год);
     - контроль за полнотой и правильностью введенной информации;
     - выдача списков абонентов-должников,  переходящих остатков и долгов по
денежным средствам за прошлый год,  печатной формы отчета по всем расчетам с
абонентами;
     - выявление  задолженности  по  оплате  и  выдача   писем   задолжавшим
организациям.
      Автоматизированная система  "ПЛАТНЫЕ  УСЛУГИ"  МБА  функционирует   по
определенным параметрам, которые заключены в приводимом меню.
     АВАНС
     - выбор реестров по дате составления и дате отправки;
     - ввод почтовых расходов (реестры);
     - просмотр расходов за текущий месяц;
     - просмотр расходов за текущий квартал;
     - просмотр расходов за прошлые месяцы;
     - просмотр расходов за прошлые кварталы;
     - работа с журналом прихода-расхода.
     НАЛОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ
     - ввод почтовых расходов;
     - просмотр расходов за текущий месяц;
     - просмотр расходов за текущий квартал;
     - просмотр расходов за прошлые месяцы;
     - просмотр расходов за прошлые кварталы.
     КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
     - справки по запросам за платные услуги;
     - письма должникам по платным услугам.
     СПРАВКИ
     - перечень сведений о платных услугах;
     -  список  абонентов,  приславших  аванс;
     - список должников и сумм за платные услуги;
     - список переходящих остатков и долгов;
     - печать  журнала прихода-расхода.  Первичными документами,  из которых
формируется   журнал   прихода-расхода,   ведомости   и   списки,   являются
бланки-заказы,   по   которым   выполняется  копирование,  реестры  почтовых
отправлений и платежные поручения абонентов.
     Если у абонента есть аванс,  то можно получить сведения о его  расходах
по каждому виду копирования;  по почтовой отправке;  по пересылке оригиналов
(книговыдача) за текущий период, за месяц, квартал.
     Сведения о  наличии  денег  или  долге  на  текущий момент выводятся на
карточку абонента в задаче "АБОНЕНТ" в виде положительных или  отрицательных
сумм за копирование или книговыдачу.
     Данные о движении денежных средств,  выведенные на  карточке  абонента,
необходимы для принятия оперативного решения при поступлении заказов с целью
приема и дальнейшего выполнения заказа или отказа, если у абонента денег нет
или имеется долг.
     В комплексе "ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ" разработаны более 15 видов выходных  форм.
Наличие  такого  количества  различных  документов  объясняется существующим
разнообразием информации,  необходимостью безошибочного учета  и  наглядного
предоставления любых нужных сведений.
     Приобретенный опыт  работы  по  платным  услугам  в  автоматизированном
режиме  показал,  что  можно  быстро  и  точно  вести все денежные расчеты с
абонентами и получать необходимые сведения  финансового  состояния  отдельно
взятой организации,  абонирующейся в ГПНТБ СО РАН.  С некоторыми изменениями
этот комплекс может решать задачи платного обслуживания потребителей  любого
библиотечного подразделения.