И.Ю. Красильникова, Т.С. Боровенская
ГПНТБ СО РАН,
г. Новосибирск
В ГПНТБ СО РАН разработана и внедрена локальная автоматизированная система МБА, которая включает следующие комплексы: "АБОНЕНТ", "ЗАКАЗЫ", "ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ", "АДМИНИСТРАТОР". В КОМПЛЕКСЕ "АБОНЕНТ" формируется база иногородних абонентов. На электронную карточку заносятся все сведения об абоненте: его номер, почтовый адрес, регион, в котором находится организация, тип библиотеки, дата первичного обращения в ГПНТБ СО РАН, последующие даты регистрации. По введенной в машину информации имеется возможность оперативного поиска абонента по населенному пункту и почтовому индексу в сочетании с типами библиотек; выходные статистические формы дают сведения о регистрации и перерегистрации иногородних абонентов, о их представительстве по типам библиотек в совокупности всех обратившихся организаций. В автоматическом режиме распечатываются адреса абонирующихся организаций для оформления в их адрес корреспонденции. Автоматическая дата перерегистрации абонентов позволяет через определенный промежуток времени (пять лет) удалять из базы абонентов тех организаций, которые долгое время не обращались по МБА в ГПНТБ СО РАН. Комплекс "ЗАКАЗЫ" предназначен для обработки поступающих заказов из других городов. Здесь предусмотрено: регистрация всех заказов, отметка о различных стадиях отработки заказов, фондодержатели, откуда выданы издания, даты поступления заказов, даты выдачи, даты возврата в фонды. Предусмотрен оперативный поиск заказов определенных абонентов и различные стадии отработки запросов (выдача, возврат, копирование, доработка, отказ, перенаправление и др). В данном комплексе действует автоматический режим контроля за сроками отработки запросов и полнотой заполнения всех полей электронной карточки. На основании дат возврата выявляются сроки задержки выданной абонентам литературы. Работа с задолженностью проводится быстро и со всеми необходимыми распечатками (письма, напоминания, адреса, список должников). Также оперативно проводится информирование абонентов о перенаправлении запросов в другие библиотеки. По комплексу "ЗАКАЗЫ" все введенные данные используются в различных статистических формах, которые дают сведения об общем числе поступивших и отработанных заказах; о количестве выдач абонентам в виде оригиналов или копий; подробные таблицы об отказах и перенаправлениях; общая книговыдача по фондам, откуда получено издание; книговыдача по видам изданий (книги, журналы, патенты и др.). Для поддержания автоматизированной системы МБА в рабочем состоянии имеется комплекс "АДМИНИСТРАТОР". Эта часть системы корректирует отдельные узлы, индексирует наборы, архивирует все введенные данные. В выше названных комплексах разработаны более 40 видов различных выходных форм, которые необходимы для полноты статистических сведений и характеристики проводимой работы с абонентами. Из-за постоянных финансовых трудностей, которые ощущаются особенно остро за последние три года, ряд крупнейших библиотек страны, в том числе ГПНТБ СО РАН, предлагают платное обслуживание абонентов МБА. Библиотеки, заказывающие литературу по МБА, перечисляют денежные средства в целый ряд библиотек, которыми они пользуются. Плата взимается за абонементное обслуживание в целом и за отдельные виды работ: срочное выполнение заказов, библиографический поиск, продление пользования документами, библиографический поиск, постановку на очередь, копирование. Применяется и штрафная оплата за нарушение срока использования изданий. МБА ГПНТБ СО РАН взимает плату с иногородних абонентов за два вида копировальных работ (ксерокопирование и микрофильмирование) и за почтовую пересылку оригиналов и копий. Для ведения взаиморасчетов с иногородними абонентами автоматизированная система МБА ГПНТБ СО РАН была дополнена блоком "ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ". В нем решаются следующие задачи: - точный и оперативный учет всех поступлений и расходов денежных средств каждого абонента на текущий момент; - формирование итоговых форм документов за разные интервалы времени: списки и перечни по расходам, журнал прихода-расхода денежных средств за календарные отрезки времени (месяц, квартал, год); - контроль за полнотой и правильностью введенной информации; - выдача списков абонентов-должников, переходящих остатков и долгов по денежным средствам за прошлый год, печатной формы отчета по всем расчетам с абонентами; - выявление задолженности по оплате и выдача писем задолжавшим организациям. Автоматизированная система "ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ" МБА функционирует по определенным параметрам, которые заключены в приводимом меню. АВАНС - выбор реестров по дате составления и дате отправки; - ввод почтовых расходов (реестры); - просмотр расходов за текущий месяц; - просмотр расходов за текущий квартал; - просмотр расходов за прошлые месяцы; - просмотр расходов за прошлые кварталы; - работа с журналом прихода-расхода. НАЛОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ - ввод почтовых расходов; - просмотр расходов за текущий месяц; - просмотр расходов за текущий квартал; - просмотр расходов за прошлые месяцы; - просмотр расходов за прошлые кварталы. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ - справки по запросам за платные услуги; - письма должникам по платным услугам. СПРАВКИ - перечень сведений о платных услугах; - список абонентов, приславших аванс; - список должников и сумм за платные услуги; - список переходящих остатков и долгов; - печать журнала прихода-расхода. Первичными документами, из которых формируется журнал прихода-расхода, ведомости и списки, являются бланки-заказы, по которым выполняется копирование, реестры почтовых отправлений и платежные поручения абонентов. Если у абонента есть аванс, то можно получить сведения о его расходах по каждому виду копирования; по почтовой отправке; по пересылке оригиналов (книговыдача) за текущий период, за месяц, квартал. Сведения о наличии денег или долге на текущий момент выводятся на карточку абонента в задаче "АБОНЕНТ" в виде положительных или отрицательных сумм за копирование или книговыдачу. Данные о движении денежных средств, выведенные на карточке абонента, необходимы для принятия оперативного решения при поступлении заказов с целью приема и дальнейшего выполнения заказа или отказа, если у абонента денег нет или имеется долг. В комплексе "ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ" разработаны более 15 видов выходных форм. Наличие такого количества различных документов объясняется существующим разнообразием информации, необходимостью безошибочного учета и наглядного предоставления любых нужных сведений. Приобретенный опыт работы по платным услугам в автоматизированном режиме показал, что можно быстро и точно вести все денежные расчеты с абонентами и получать необходимые сведения финансового состояния отдельно взятой организации, абонирующейся в ГПНТБ СО РАН. С некоторыми изменениями этот комплекс может решать задачи платного обслуживания потребителей любого библиотечного подразделения.