С.А. Тарасова
Центральная городская библиотека, г.
Бердск
Создание на базе Центральной городской библиотеки Бердска нового структурного подразделения (отдела) - Центра деловой информации проводилось на основе маркетингового исследования рынка информационных потребностей населения города. Основная цель исследования: выявить информационные потребности (реальные и перспективные) различных категорий и групп населения города, определить роль и возможности Центра деловой информации по их качественному и своевременному удовлетворению, сформировать у населения образ библиотеки как организации, готовой и способной реализовать все имеющиеся у него информационные потребности. Задачи исследования: - составить адресно-реквизитную картотеку предприятий, организаций, фирм, расположенных в Бердске; - выделить из состава реальных читателей библиотеки профессиональные и социальные группы, проявляющих к информации повышенный интерес и требующих специального библиотечного обслуживания; - уточнить профессиональный, социально-демографический состав реальных читателей Центральной библиотечной системы; - определить уровень информационной обеспеченности различных профессиональных, социально-возрастных групп населения города на уровне юридических и физических лиц; - уточнить содержание информационных запросов потребителей на уровне города, области, межрегиональном и межгосударственном уровнях; - выявить существующие источники и желательные способы передачи/приема информации; - определить уровень технической оснащенности предприятий и организаций, потребности в пользовании технической базой Центра деловой информации; - выявить потребности населения в услугах Центра, которые могут быть предоставлены ему на момент опроса; - выявить готовность и возможности муниципальных служб города по участию в совместных с Центром деловой информации проектах по обеспечению социально-бытовой (сервисной) и деловой информацией различных групп населения (в первую очередь, социально не обеспеченных), уточнить направления возможного сотрудничества; - определить виды и формы услуг Центра как "информационного моста" между муниципальными властными структурами и населением города; - выявить нужды различных социально-демографических групп населения (в первую очередь, социально не защищенных) в социально-бытовой информации. Объекты исследования: предприятия и организация различной формы собственности (на основе адресно-реквизитной картотеки, включающей свыше 600 предприятий), муниципальные службы, читатели библиотеки (включая филиалы). Методы исследования: анализ вторичной информации (справочников, читательских формуляров, документов, статистических материалов), индивидуальное интервью, анкетирование, неструктурированное интервью (беседы).