Т.Г. Чигрик
Информационный центр "Модем", Центральная городская библиотека им. Н.В.Гоголя, г. Кемерово

"ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ИНФОРМАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ "МОДЕМ"

     Изменения, происходящие  в  нашей  жизни,  желание  сотрудников поднять
престиж  библиотеки  как   информационного   учреждения,   необходимость   в
привлечении  дополнительных  денежных  средств  обусловили появление на базе
информационно-библиографического отдела Центральной городской библиотеки им.
Гоголя г. Кемерово специализированного библиотечного офиса - информационного
центра "Модем".  Благоприятным условием для деятельности центра явилось  то,
что  библиотека  к  тому времени уже имела некоторую техническую базу в виде
компьютерной техники класса IBM PC/AT и средств копирования.
     Была проведена  предварительная  теоретическая  подготовка:  выявлены и
проработаны издания и публикации,  касающиеся информационного  маркетинга  и
менеджмента,  информационного обеспечения коммерческой деятельности, средств
обработки и поиска, электронного доступа к ресурсам и др.
     Анализ информационной  ситуации  в  городе,  потребительского рынка,  а
также анализ услуг, предоставляемых информационными структурами в крупнейших
городах,    позволил    выявить   потенциальные   группы   пользователей   и
первоначальный набор необходимых услуг.  Впоследствии, с учетом клиентурного
рынка,   перечень   услуг   расширился.   В   настоящее   время   прайс-лист
информационного  центра  включает  16  видов  услуг.  Отработаны   и   формы
предоставления услуг.
     Основные потребители информации центра или, как мы их называем, клиенты
- представители малого и среднего бизнеса (в том числе торговопосреднические
фирмы), производственно-торговые организации, магазины, рекламные агентства,
муниципальные и государственные службы и пр.
     Основные функции  центра  ориентированы  на  удовлетворение   следующих
запросов:  адресно-реквизитных, в частности, предприятий производителей и их
официальных представителей,  оптовых продавцов  и  покупателей;  сведения  о
фирмах-дилерах,  о поставщиках различного вида оборудования и комплектующих,
о товарах и конъюнктуре местного рынка и других городов.  Кроме  того  центр
оказывает помощь в сбыте продукции и организации рекламных кампаний, а также
выполняет справки по разнообразным  фактографическим,  тематическим  и  иным
запросам.
     Большая часть запросов выполняется с помощью электронных справочников и
баз  данных.  Среди  них  "WA-2  Регистр.  Производители  товаров  и услуг",
содержит 47.450 адресов предприятий по России и другим  государствам  СНГ  с
указанием   выпускаемой   продукции,  Информсистема  RESERV-DB  "Независимые
производители  товаров  и  услуг"  (18.724  адреса),  "Записная  книжка"   и
"Документы"   на   CD-ROM   диске,  полнотекстовая  БД  по  законодательству
"Консультант  Плюс".  Пополнение  последней  осуществляется   ежедневно   по
электронной почте.
     Часть информационных массивов формируется непосредственно в  центре.  В
частности,  информационно-поисковая  система  (ИПС)  "Рекламные объявления".
Ведется она по рекламным  объявлениям  10  газет,  выходящих  в  Кемерове  и
Новосибирске.  Здесь  же  размещаются коммерческие предложения,  прайс-листы
фирм,  поступающие непосредственно в центр.  Можно делать выборки по  группе
товаров   (например,  "Продукты"),  конкретному  товару,  виду  деятельности
("Покупка",  "Продажа" и пр.),  названию организации  и  другим  параметрам.
Пополняется   ИПС   ежедневно  и  с  периодичностью,  удобной  для  клиента,
информация предоставляется на бумажном носителе,  на дискете,  передается по
факсу,  модему. Абоненты сети RELCOМ имеют доступ к ней в режиме on-line или
по электронной почте.
     Функционирование центра    потребовало   дополнить   традиционную   для
библиотеки тематику комплектования фонда бизнес-прессой и  бизнес-изданиями,
включая    специализированные    оптовые    бюллетени,   адресно-реквизитные
справочники,  рекламные и ярмарочные  каталоги.  Дальнейшая  работа  центра,
характер  заявок  клиентов  позволили  определиться  в  наборе  такого  вида
изданий, выявить своего рода "ядро".
     Не последнюю роль при выполнении запроса клиента играет сеть личностных
коммуникаций  сотрудников  центра,  что  является   эффективным   источником
информации в дополнение к имеющимся БД.
     Значительное место  в  деятельности  "Модема"   отведено   компьютерным
телекоммуникационным технологиям. Они используются для получения необходимой
центру информации, при доведении до клиента конечного результата, размещении
заявок клиентов в компьютерных сетях.
     Поработав с  телекоммуникационными  компьютерными  сетями,  такими  как
СИТЕК,  РИКО, RELCOM, проанализировав циркулирующую в них информацию, оценив
их сервисные  возможности  и  финансовую  сторону,  "Модем"  остановился  на
последней.   Наиболее   приемлемыми   для  деятельности  "Модема"  оказались
электронная почта,  телеконференции, доступ к базам данных (с использованием
режима off-line).
     Деятельность "Модема" требует рекламы,  и сотрудники постоянно работают
над этим.  Это публикации в прессе,  рекламных каталогах,  реклама на радио,
участие в выставках и ярмарках, конференциях и пр.
     Основной упор в своей работе мы делаем на комплексность обслуживания, и
техническое оснащение центра способствует этому. Посетив центр, клиент может
разместить   информацию   о   своем   товаре  в  специализированном  издании
оптово-розничной торговли или базах данных, получить компьютерную распечатку
о  покупателях,  сделать  ксерокопию сертификата или другого документа,  при
необходимости  отправить  факс.   Используя   пакеты   программ   настольных
издательских  систем,  можем  создать  фирменный бланк или рекламный листок,
оформить  договор  или  другую  деловую  бумагу.  Для  оперативного   обмена
сообщениями предлагаем электронную почту.  При выполнении определенного типа
запросов обращаемся в  Торгово-промышленную  палату,  Кемеровский  областной
комитет статистики, отделы выдачи лицензий, отделы регистрации предприятий и
другие службы администрации города и  области.  Устанавливаются  контакты  с
аналогичными информационными структурами в других городах Сибирского региона
(Томск,  Новокузнецк,  Новосибирск,   Барнаул).   Владение   межрегиональной
информацией  позволит  выйти  на новый уровень обслуживания клиентов центра.
Информационный   центр   "Модем"   -   активный   участник   компьютеризации
библиотечной    системы,   внедрения   телекоммуникационных   технологий   в
библиотечную практику.  В настоящее время он принимает  участие  в  создании
Муниципальной   автоматизированной  информационно-библиотечной  сети  города
(МАИБС). Решение этой серьезной задачи облегчается значительными наработками
информационного  центра  в  области  создания  и  использования  баз данных,
телекоммуникаций,  эксплуатации программных и технических средств.  Характер
работы в такой специализированной структуре,  как "Модем",  предъявляет свои
требования  к  работающим  здесь  людям.  Поскольку  сотрудники  центра   не
специалисты   -  "компьютерщики",  а  библиотекари  с  базовым  библиотечным
образованием,  то  постоянное  обучение  работе  с  компьютерной   техникой,
периферийными  устройствами,  программными  средствами,  новыми технологиями
стало неотъемлемой частью  их  работы.  Это  возможно  благодаря  участию  в
различных  семинарах,  специализированных  курсах  (включая спецподготовку в
Москве - при МГТУ им.  Баумана по электронным коммуникациям, курсы в ИПКИРе,
НВЦ  "Библиомаркет" и др.),  научно-практических конференциях.  Важна и роль
самоподготовки, а также консультации и участие профессиональных специалистов
ЭВМ.  Сотрудники  теперь  уже  сами проводят занятия по основам компьютерной
грамотности среди библиотекарей Централизованной библиотечной системы. Кроме
профессиональных  знаний  и  навыков  сотрудник  должен  обладать  и  такими
личностными качествами, как коммуникабельность, быстрота и точность реакции,
нестандартность   мышления,   обязательность.   Информационное  обслуживание
бизнесменов,  деловых людей в библиотеках - дело новое,  но  уже  получившее
широкое распространение.