О.Л. Лаврик, В.Г. Свирюкова, Т.В. Ремизова, Т.А. Калюжная, Ф.Б. Гершунов
ГПНТБ СО РАН, г. Новосибирск

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ELECTRONIC PUBLICATIONS: PROBLEMS OF ACCESS, USE AND DISTRIBUTION

     В предметном  указателе РЖ "Информатика" к электронным изданиям относят
практически всю продукцию на  CD-ROM  и  дискетах  и  доступную  через  сеть
(первичную  и  вторичную информацию):  каталоги библиотек,  БД,  электронные
журналы, гиперкниги, каталоги изданий и т.д.
     Широкое распространение  изданий  на  CD-ROM в первую очередь связано с
тем,  что они могут  содержать  не  только  текст,  эквивалентный  печатному
варианту:  в информацию на диске могут быть внесены гиперсвязи,  значительно
повышающие  эффект  использования.  Поскольку  емкость  дисков  никогда   не
используется   полностью,   возникает   возможность  добавления  необходимой
пользователю информации, а издателю - своей рекламы. CD-ROM могут обеспечить
оперативность получения информации,  ее компановки по желанию пользователя и
обновление.  Это - для пользователей.  Для  издателей  продукция  на  CD-ROM
исключительно  выгодна  при  необходимости  частого  переиздания обновленных
вариантов (например,  учебников),  когда они могут существенно сэкономить на
внесении исправлений. Такая продукция проще и дешевле.
     Сейчас в мире  на  CD-ROM  выходят  энциклопедии,  справочные  издания,
собрания   сочинений,   появились  многочисленные  журналы,  имеющие  только
электронную форму.  По прогнозам,  на смену любым формам книги придут только
электронные издания.
     Первую электронную продукцию ГПНТБ СО РАН получила в 1993 г.  Это  были
CD-ROM и дискеты с БД SCI и Current Content.  Далее последовали справочники,
энциклопедии,  электронный журнал, дискеты, приложенные к печатным изданиям,
книги.  Сейчас  в  фонде библиотеки чуть более 20 БД,  около 10 наименований
журналов (Вестник РАН,  PC-Review,  Мир компьютеров,  Компьютер-пресс и др.)
около 10 книг (в основном справочники и энциклопедии).
     В свою очередь ГПНТБ СО РАН с 1992  г.  получила  возможность  готовить
свои   электронные   издания,   в   частности  серию  аналитических  обзоров
"Экология".  В  1996  г.  был  подготовлен  CD-ROM   электронного   каталога
библиотеки (1992 - 1995 гг.).
     Уже прошел достаточный срок для того,  чтобы посмотреть, какие проблемы
возникают при работе с электронными продуктами: I) при получении (доступе) -
организации использования - хранении;  II) подготовке -  распространении.  В
данной   публикации   речь   пойдет   только  о  полнотекстовой  (первичной)
электронной продукции.
     I. Согласно  Положению  ГПНТБ  СО  РАН,  полученные электронные издания
поступают:  1) в СБО - справочники,  энциклопедии;  2)  ЗНП  -  журналы;  3)
отраслевые залы - книги, печатные книги с электронными приложениями. То, что
издания имеют  электронную  форму,  по  правилам  должно  отразиться  в  СПА
библиотеки.
     И это,  пожалуй,  в  основном  все,  что  можно   сейчас   сказать   об
"использовании" полнотекстовых электронных изданий. Они пока не освоены даже
специалистами  библиотеки,   поскольку   каждое   имеет   свое   программное
обеспечение,  свой  интерфейс.  Это  порождает психологический барьер для их
восприятия.  Таким образом,  каждое подобное издание  нужно  сейчас  изучать
отдельно.
     Отсутствие централизованного   хранения   (распределение    электронных
изданий   по   различным   залам)  приводит  к  тому,  что  нет  возможности
предоставить технические средства  для  их  использования,  нет  посредника,
который  помог  бы  разобраться с программным обеспечением,  поскольку общая
информационная культура читателей еще очень низкая.
     Таким образом, эти издания не выполняют свою основную - коммуникативную
- функцию, не говоря уже об обучающей, культурологической и др.
     Изучение специальной    литературы,   проспектов   издательств,   рынка
предлагаемой литературы в целом показывает,  что поток различной электронной
продукции на CD-ROM и через Internet, WWW очень быстро нарастает.
     Неготовность библиотеки   /   информационного    центра    организовать
использование  и  хранение  электронной  продукции может вывести ее / его из
современного информационного пространства.
     Одним из  организационных вариантов решения этого вопроса может явиться
создание в библиотеке Центра цифровой  информации  (ЦЦИ),  как  например,  в
Библиотеке   Конгресса   США.   Сердцевиной   этого  ЦЦИ  явится  специально
организованный и хранимый  фонд  всей  электронной  продукции  на  CD-ROM  и
дискетах/полнотекстовые   БД   в  памяти  мощного  компьютера  и  минимально
необходимая техническая база для использования электронной продукции.
     Далее рассмотрим данный гипотетический ЦЦИ как информационную систему с
традиционными подсистемами.
     1. Техническое и программное обеспечение.  По этапам это:  а) локальная
сеть с рабочими станциями в читальных залах и выделенный сервер. Этот сервер
должен  содержать  специализированную  базу,  сформированную  из электронных
изданий,  полученных на дискетах,  т.е.  уже  обработанную  информацию,  что
безусловно облегчит пользование.  Необходимо определить технический минимум,
с которого вообще стоит начинать все дело;  б) выход на глобальные сети  для
поиска  в  полнотекстовых  БД  и предложение научному сообществу собственной
электронной продукции.
     2. Информационное   обеспечение.   При  получении  электронных  изданий
необходимо обеспечить систему сохранности этого фонда:  иметь по возможности
резервные    копии    наиболее    ценной    информации,   защитить   ее   от
несанкционированного  вмешательства  (правда,  в  случае  создания  ЦЦИ  эта
проблема  перестанет  быть  актуальной,  т.к.  электронное издание "на руки"
выдаваться не будет).  В ЦЦИ должен быть свой (электронный) каталог  изданий
на CD-ROM как фрагмент общего каталога.
     3. Лингвистическое обеспечение.  Оно будет определяться ПО  электронной
продукции, СУБД.
     4. Кадровое  обеспечение.  Важно,  чтобы  на  этом   участке   работали
опытнейшие  программисты,  способные  разобраться  с  ПО  каждого  издания и
сформировать  необходимые  БД.   Для   обслуживания   читателей   необходимы
библиотекари, имеющие высокую электронную информационную культуру.
     5. Технология обслуживания.  Читатель обращается в ЦЦИ,  либо  посылает
запрос  через  локальную  сеть  из  читального  зала.  Дежурный библиотекарь
организует доступ к требуемой информации.
     Но уже  сегодня  необходимо  начинать  осваивать  имеющиеся электронные
издания:  изучать программы,  активно предлагать  эту  продукцию  читателям,
понять,   как  должны  соблюдаться  авторские  права  в  случае  копирования
фрагментов из полнотекстовых БД;  обдумать экономические  проблемы,  которые
сразу же возникнут: будет ли обслуживание электронными изданиями платным? За
что брать плату: за информацию, машинное время, труд консультанта/посредника
и т.п.
     II. Вторая сторона проблемы - это  подготовка  собственной  электронной
продукции  и  ее  распространение.  Эта  возможность  появилась  с освоением
настольного  редакционно-издательского  комплекса,   редакторских   программ
Lexicon  и  Word  и  программы  для  макетирования  и  верстки  Ventura  при
подготовке выпусков серии аналитических обзоров "Экология" (объем:  80 - 200
страниц    каждый).    Сразу   же   после   появления   первых   электронных
оригиналов-макетов началась реклама и электронной версии печатной продукции.
Предлагался обзор целиком, отдельными фрагментами (списки литературы, главы,
разделы,  таблицы).  Интерес к электронной  версии  появился,  однако  стали
возникать следующие проблемы:
     окончательный вариант (верстка) готовился в программе Ventura,  которая
есть  далеко не у всех пользователей.  Можно было бы предлагать редакционный
вариант в WORD (широко распространенном редакторе),  но  тогда  пользователь
мог получить только текст или список литературы.  Таблицы, графики и рисунки
верстаются только в Ventura;
     юридически было  (и  сейчас) не ясно,  как должны соблюдаться авторские
права  при  передаче  оригинала-макета   на   дискете   другому   лицу   для
информационных целей; сколько стоит эта продукция.
     В настоящее время первая из упомянутых проблем практически решаема  при
переходе  на  верстку с помощью программы WORD for Windows.  Вторая проблема
остается в силе.
     Обсуждался и вопрос об изготовлении CD-ROM серии.  Однако это оказалось
экономически не  выгодно.  На  один  CD-ROM  можно  записать  до  600  Мбайт
информации. На один обзор среднего объема необходимо около 1,2 Мбайт. Сейчас
в серии издано всего лишь 39 книг.  Таким образом,  распространение  данного
электронного  продукта  возможно только на дискете в широко распространенном
редакторе, либо после формирования полнотекстовой БД - через сеть.
     Таким образом,  можно  сделать  вывод,  что  использование  электронных
изданий в нашей стране (публикаций по использованию  электронных  изданий  в
России практически нет) наталкивается на огромное количество проблем, прежде
всего программного  и  технического  характера.  Но  решать  их  необходимо,
поскольку, повторим, неготовность библиотеки / информационного центра и даже
страны организовать использование и  хранение  электронной  продукции  может
вывести ее / его из современного информационного пространства.