В.Б. Сверчкова
Институт автоматики и процессов
управления ДВО РАН, г. Владивосток
Abstract Under market relations development conditions the information requirements of the scientists and specialists from Russian Federation were essentially deformed. A large share of the scientists left in the Russian science primarily takes an interest in information making possible to create the conditions for their own imaginative work. Among information of this sort are information on the grant making conditions, and economic information giving a possibility to conduct the marketing investigations to estimate the market opening in the case of development success, to form the business-plan for the potential investors. An interest in economic information among researchers and especially among specialists-designers is explained by their "second" employment, i.e. by the additional work often performed in their work time. This raises the question of whether new approaches concerning information support organization can be used. Besides the work organization on the base of budget financing two mechanisms of economic behavior of the information service in the Institute are found under market relations development conditions. В условиях развития рыночных отношений информационные потребности ученых и специалистов Российской Федерации существенно деформировались. Если ранее, в доперестроечный период и даже в первые годы горбачевской перестройки, информационные нужды исследователей и разработчиков сосредоточивались, главным образом, на получении сведений о положении дел в их профессиональной области, данных о проведении и результатах аналогичных НИР и ОКР, особенно за рубежом; то в настоящее время при сохранении профессионального интереса к работе коллег большая часть из оставшихся в российской науке ученых интересуется прежде всего информацией, позволяющей создать условия для собственной творческой работы. К такого рода информации относятся сведения об условиях выделения грантов и экономическая информация, дающая возможности при систематическом её поступлении проводить маркетинговые исследования, оценивать открывающийся в случае успеха разработок рынок, формировать бизнес-планы для потенциальных инвесторов. Повсеместное смещение потребительских акцентов в сторону экономической информации, которая, например, для академических учреждений имела ранее второстепенное значение, отражает как бы действие внешних факторов, обусловливающее изменения информационных запросов ученых и разработчиков России под влиянием кризиса в экономике государства. Вместе с тем немалую роль в дрейфе информационных потребностей ученых и специалистов играют также и внутрисистемные факторы, связанные с процессами потребления информации. Компьютеризация научных исследований и разработок, подключение к автоматизированным системам хранения библиографических и фактографических данных, развитие глобальных телекоммуникационных сетей, новые технологии документирования результатов НИОКР и другие подобные процессы имманентно определяют изменения в характере обращения пользователей к информационным массивам, а опосредованно и их запросы. Около четверти сотрудников Института включили в профили своих информационных запросов экономическую проблематику, затребовав конъюнктурную информацию. Однако интервьюирование специалистов Института с целью выявления эффективности использования предоставляемой информации показало, что более половины опрашиваемых ориентированы на использование полученных данных в целях, слабо связанных с тематикой их исследований и разработок по плану работы ИАПУ. Обращение к коллегам из академических институтов научно-технического профиля, а также некоторых вузов, позволило установить, что данное явление распространено повсеместно. Интерес к экономической информации у многих научных сотрудников и особенно специалистов-разработчиков объясняется их "вторичной" занятостью, т.е. дополнительной работой, выполняемой часто в рабочее время. Встал вопрос, как относиться к этому явлению. Хотя исследователи и разработчики, организующие на базе Института либо вне его коммерческие организации, выполняют посторонние заказы, основываясь на созданном научно-техническом заделе, вкладывают "в дело" ноу-хау, сделанные, как правило, в Институте ими самими или сотрудниками, фактически они применяют информационные ресурсы Института не по назначению, что в правовом отношении некорректно. Вместе с тем заработная плата, получаемая на основной работе в Институте у этих специалистов, материальное обеспечение выполняемых исследований и разработок далеки от нормального уровня. Запрет вторичной занятости ученых и разработчиков привел бы к полной потере уникального кадрового состава Института, и так изрядно поредевшего. Поэтому встал вопрос об использовании новых подходов в организации информационного обеспечения. Помимо организации работ на основе выделяемого бюджетного финансирования найдено два механизма экономического поведения информационной службы Института в условиях развития рыночных отношений: во-первых, включение службы в качестве одного из звеньев в систему коммерческих организаций при Институте, во-вторых, собственная коммерческая деятельность в качестве информационного посредника и консалтинговой организации. Для реализации первого направления потребовалось создание подсистемы информационного обеспечения, приоритеты в которой определяются коммерческим успехом её потребителей. Информационное обслуживание в этой подсистеме производится на основе хозрасчетных договоров. Их разработка и согласование зиждутся на специальной нормативной базе по использованию информационных ресурсов, особенно полученных из глобальной сети Internet. Второе направление определяет действия информационной службы вне Института, как организации, участвующей в поиске клиентов для ряда коммерческих структур, выполняющей дилерские функции и осуществляющей консультационную деятельность по применению информации в анализе рынков товаров и услуг. Поскольку при этом используются материальные, трудовые и информационные ресурсы Института возникла необходимость в установлении особого статуса этих работ.