В.Б. Сверчкова
Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, г. Владивосток

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ НИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

                            Abstract

     Under market   relations   development   conditions   the   information
requirements of the scientists and specialists from Russian Federation  were
essentially  deformed.  A  large share of the scientists left in the Russian
science primarily takes an interest in information making possible to create
the  conditions  for  their own imaginative work.  Among information of this
sort  are  information  on  the  grant  making  conditions,   and   economic
information  giving a possibility to conduct the marketing investigations to
estimate the market opening in the case of development success,  to form the
business-plan for the potential investors.
     An interest in economic information among  researchers  and  especially
among specialists-designers is explained by their "second" employment,  i.e.
by the additional work often performed in their work time.  This raises  the
question   of   whether   new   approaches  concerning  information  support
organization can be used.  Besides the work  organization  on  the  base  of
budget  financing  two  mechanisms  of  economic behavior of the information
service in the  Institute  are  found  under  market  relations  development
conditions.

     В условиях   развития  рыночных  отношений  информационные  потребности
ученых и специалистов Российской Федерации существенно деформировались. Если
ранее,   в   доперестроечный  период  и  даже  в  первые  годы  горбачевской
перестройки,   информационные   нужды   исследователей    и    разработчиков
сосредоточивались,  главным образом, на получении сведений о положении дел в
их профессиональной области,  данных о проведении и результатах  аналогичных
НИР  и  ОКР,  особенно  за  рубежом;  то  в  настоящее  время при сохранении
профессионального интереса к работе коллег большая  часть  из  оставшихся  в
российской  науке ученых интересуется прежде всего информацией,  позволяющей
создать условия для собственной творческой работы.  К такого рода информации
относятся сведения об условиях выделения грантов и экономическая информация,
дающая   возможности   при   систематическом   её   поступлении    проводить
маркетинговые   исследования,   оценивать   открывающийся  в  случае  успеха
разработок рынок, формировать бизнес-планы для потенциальных инвесторов.
     Повсеместное смещение  потребительских акцентов в сторону экономической
информации,  которая,  например,  для академических учреждений  имела  ранее
второстепенное   значение,   отражает  как  бы  действие  внешних  факторов,
обусловливающее изменения информационных  запросов  ученых  и  разработчиков
России под влиянием кризиса в экономике государства.
     Вместе с тем немалую роль в дрейфе информационных потребностей ученых и
специалистов играют также и внутрисистемные факторы,  связанные с процессами
потребления информации.  Компьютеризация научных исследований и  разработок,
подключение  к  автоматизированным  системам  хранения  библиографических  и
фактографических данных,  развитие  глобальных  телекоммуникационных  сетей,
новые  технологии  документирования  результатов  НИОКР  и  другие  подобные
процессы имманентно определяют изменения в характере обращения пользователей
к информационным массивам, а опосредованно и их запросы.
     Около четверти  сотрудников  Института   включили   в   профили   своих
информационных запросов экономическую проблематику, затребовав конъюнктурную
информацию. Однако интервьюирование специалистов Института с целью выявления
эффективности  использования предоставляемой информации показало,  что более
половины опрашиваемых ориентированы на  использование  полученных  данных  в
целях,  слабо  связанных  с  тематикой их исследований и разработок по плану
работы ИАПУ.
     Обращение к  коллегам  из  академических институтов научно-технического
профиля,  а также некоторых вузов,  позволило установить, что данное явление
распространено повсеместно.
     Интерес к экономической  информации  у  многих  научных  сотрудников  и
особенно  специалистов-разработчиков  объясняется их "вторичной" занятостью,
т.е.  дополнительной работой,  выполняемой  часто  в  рабочее  время.  Встал
вопрос,  как относиться к этому явлению.  Хотя исследователи и разработчики,
организующие на  базе  Института  либо  вне  его  коммерческие  организации,
выполняют  посторонние  заказы,  основываясь на созданном научно-техническом
заделе, вкладывают "в дело" ноу-хау, сделанные, как правило, в Институте ими
самими  или  сотрудниками,  фактически  они применяют информационные ресурсы
Института не по назначению,  что в правовом отношении некорректно.  Вместе с
тем  заработная  плата,  получаемая  на  основной  работе в Институте у этих
специалистов, материальное обеспечение выполняемых исследований и разработок
далеки   от   нормального   уровня.  Запрет  вторичной  занятости  ученых  и
разработчиков привел  бы  к  полной  потере  уникального  кадрового  состава
Института, и так изрядно поредевшего.
     Поэтому встал вопрос об  использовании  новых  подходов  в  организации
информационного обеспечения.  Помимо организации работ на основе выделяемого
бюджетного финансирования найдено  два  механизма  экономического  поведения
информационной  службы  Института  в  условиях  развития рыночных отношений:
во-первых,  включение  службы  в  качестве  одного  из  звеньев  в   систему
коммерческих организаций при Институте,  во-вторых, собственная коммерческая
деятельность  в  качестве  информационного   посредника   и   консалтинговой
организации.
     Для реализации первого направления  потребовалось  создание  подсистемы
информационного обеспечения,  приоритеты в которой определяются коммерческим
успехом её  потребителей.  Информационное  обслуживание  в  этой  подсистеме
производится на основе хозрасчетных договоров.  Их разработка и согласование
зиждутся на специальной нормативной  базе  по  использованию  информационных
ресурсов, особенно полученных из глобальной сети Internet.
     Второе направление  определяет  действия  информационной   службы   вне
Института,   как   организации,  участвующей  в  поиске  клиентов  для  ряда
коммерческих  структур,  выполняющей  дилерские  функции  и   осуществляющей
консультационную  деятельность  по  применению  информации  в анализе рынков
товаров и услуг.  Поскольку при этом используются материальные,  трудовые  и
информационные  ресурсы  Института  возникла  необходимость  в  установлении
особого статуса этих работ.