Н.И. Гендина
Кемеровский государственный институт искусств и культуры, г. Кемерово

ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

     Острая потребность          библиотек          в          автоматизации
библиотечно-библиографических   процессов,   появление   и   развитие  новых
носителей   информации,   современных   технических    средств,    заставили
специалистов  обратиться  к сущности выполняемых технологических процессов и
операций.  Это,  в свою очередь,  обусловило  широкое  распространение  идей
технологического  подхода к библиотечному делу и профессиональной подготовке
кадров.
     Однако, как  показал  проведенный  анализ,  из  широкого  спектра  идей
технологического подхода  в  библиотечном  деле  наибольшее  распространение
получило  отождествление  библиотечной  технологии  либо с производственными
процессами,  либо с методикой. В тоже время современная концепция технологии
значительно  богаче.  Тем  не  менее,  получившее  в последние годы развитие
представлений о технологии  как  о  социотехническом  феномене,  утверждение
взглядов о единстве природы социальных и производственных технологий пока не
нашли должного отражения в библиотековедческой  литературе.  Практически  не
освоенным   в   теории   библиотековедения   остается   один   из   наиболее
конструктивных и плодотворных  принципов  изучения  и  анализа  библиотечной
технологии - системный.  Работы, посвященные анализу библиотечной технологии
как системы носят,  в основном,  декларативный характер,  не отражают состав
элементов  и  характер  отношений  между ними,  в связи с чем теряется смысл
системного подхода к библиотечной технологии.  Рассмотрение и анализ состава
элементов,  образующих  библиотечную  технологию как систему в их единстве и
взаимосвязи  без  сомнения,  смогут  существенно  продвинуть  вперед  теорию
библиотечного  дела и сыграют положительную роль в оптимизации библиотечного
производства.
     В соответствии  с  современными системными представлениями библиотечная
технология предполагает анализ не  только  процессов  и  операций,  как  это
традиционно делается, но и исследование целого ряда подсистем:
     - интеллектуально-информационного  обеспечения  (совокупности   научных
знаний, профессиональных навыков);
     - подсистемы деятельности  (приемов  и  методов  труда);
     - подсистемы ресурсов (сырьевых,  материальных, кадровых, технических и
др.);
     - подсистемы  нормативно-инструктивного  обеспечения  (правила  и нормы
деятельности производства);
     - подсистемы лингвистического обеспечения (совокупности лингвистических
средств, обеспечивающих производство информационных продуктов и услуг;
     - подсистемы   организационного   управления  (организация  и  контроль
производства), а также продуктов и услуг, отвечающих заданным требованиям.
     Кроме этих системообразующих элементов весьма  важным  для  развития  и
формирования  теории  библиотечной  технологии является рассмотрение особого
технологического   менталитета   работников   библиотек.   Внедрение    идей
технологического   подхода  в  библиотеку  без  одновременного  формирования
технологического  мировоззрения  библиотекарей   заведомо   бесперспективное
занятие,  кроме  того,  оно  предполагает  в  качестве обязательного условия
анализ состояния информационной среды,  в которой существует  библиотека,  и
ситуации, характеризующей информационные ресурсы и средства лингвистического
обеспечения, на базе которых реализуется библиотечная технология.
     Однако к  настоящему  времени  проблемы  формирования  технологического
менталитета  работников  библиотек,   в   части   понятий   "технологическая
дисциплина",   "технологический   контроль",   "технологическое  обеспечение
библиотечного  производства",  "технологическая  оснастка   рабочего   места
библиотекаря"   изучены  слабо.  Формирование  технологического  менталитета
(неразрывно связанное с  дифференциацией  профессиональных  знаний,  умений,
навыков  библиотекарей  в  зависимости  от степени технологической сложности
выполняемой  ими   работы)   выдвигает   новые   требования   к   содержанию
квалификационных характеристик для специалистов библиотечного профиля.
     Сопоставление понятий "новая технология" с понятием "новая библиотечная
технология"   также  показывает  их  существенные  отличия.  Понятие  "новая
библиотечная технология",  под которой понимается преимущественно применение
средств вычислительной техники в библиотеке,  пока не в полной мере отражает
такие существенные свойства новых технологий,  как применение немеханических
технологических процессов,  уникальность используемых материалов,  гибкость,
адаптивность   к   расширению   областей   применения,    безотходность    и
ресурсоэффективность.
     Не нашла   освещения   в   библиотековедческой   литературе   одна   из
принципиальных   особенностей,   присущих   новым   технологиям  -  связь  с
фундаментальными научными открытиями.  Новые технологии принято связывать не
с  модернизацией,  а с коренным,  существенным преобразованием производства.
Гибкость,  быстрота технологического  обновления,  скорость  освоения  новой
технологии  также  не  характерны  для библиотечного производства.  Остаются
неизученными  проблемы  надежности   библиотечной   технологии,   неразрывно
связанные   с   номенклатурой   и   качеством  предоставляемых  пользователю
библиотечных продуктов и услуг.
     В целом,  если  исходить  из  целостного  понимания  новой библиотечной
технологии,  с учетом всех признаков и свойств,  атрибутирующих это понятие,
отнюдь  не  сводимое  к средствам автоматизации библиотечной работы,  то при
должной организации новые информационные и библиотечные технологии наряду  с
другими  новыми  технологиями  могут  и  должны выступать как опосредованный
фактор   экономического   развития   и   поддержания   конкурентоспособности
отечественных предприятий на мировом рынке.
     Проведенный семантический анализ  позволит  выявить  черты  сходства  и
различия  между  понятиями "библиотечная" и "информационная" технология.  Их
единая природа проявляется не  только  в  общности  происхождения,  но  и  в
сходстве используемых принципов и методов построения.
     Родство информационной  и  библиотечной  технологий,   понимаемых   как
процесс промышленного производства,  связанного с преобразованием информации
в библиотеках и службах  информации,  проявилось  в  одинаковых  подходах  к
изучению   проблем   нормирования  труда,  структурированию  технологических
процессов.  Наиболее ярко единство  природы  информационной  и  библиотечной
технологий  демонстрирует единый предмет труда /предмет обработки/-документ.
Именно необходимость преобразования структур данных,  смысловой  информации,
содержащейся   в   документе   при   необходимости   соблюдения   требований
адекватности,  полноты и точности и определяет основную сложность реализации
как библиотечной,  так и информационной технологий. В свою очередь, качество
такого  преобразования  исходной  информации,  содержащейся  в   документах,
полностью   зависит   от   качества  используемых  лингвистических  средств,
обеспечивающих проведение семантического  анализа  и  формирование  на  этой
основе  комплекса продуктов и услуг,  представляемых библиотекой или службой
информации пользователю.  Таким образом,  к числу параметров, определяющих и
библиотечную,  и информационную технологию,  следует отнести тип,  вид, жанр
документа,  особенности его формальной и содержательной структуры,  а  также
состав  используемых  для  производств  продуктов  и  услуг  лингвистических
средств.  В то же время службы информации и  библиотеки  представляет  собой
разные  социальные  институты,  обслуживающие  различные  потребности членов
общества и производящие,  в соответствии с этим,  разные  виды  продуктов  и
услуг.
     Высокие технические возможности современных  средств  автоматизации  не
способны   обеспечить   решающий   успех   в   развитии  и  библиотечной,  и
информационной технологий,  если из рассмотрения будет  исключен  собственно
технологический аспект и особенности предмета труда - документа.  Становится
очевидным,  что совершенствование как  библиотечной,  так  и  информационной
технологий  должно  начинаться не с технических средств и оборудования,  а с
изучения  и  анализа  технологических  процессов,   исследования   специфики
исходного "сырья", средств и методов, с помощью которых из него производятся
различные продукты и услуги,  причем,  эти  процессы  должны  сопровождаться
обучением   и   переподготовкой   не   только   персонала  библиотек,  но  и
пользователей.