Н.И. Гендина
Кемеровский государственный институт
искусств и культуры, г. Кемерово
Острая потребность библиотек в автоматизации библиотечно-библиографических процессов, появление и развитие новых носителей информации, современных технических средств, заставили специалистов обратиться к сущности выполняемых технологических процессов и операций. Это, в свою очередь, обусловило широкое распространение идей технологического подхода к библиотечному делу и профессиональной подготовке кадров. Однако, как показал проведенный анализ, из широкого спектра идей технологического подхода в библиотечном деле наибольшее распространение получило отождествление библиотечной технологии либо с производственными процессами, либо с методикой. В тоже время современная концепция технологии значительно богаче. Тем не менее, получившее в последние годы развитие представлений о технологии как о социотехническом феномене, утверждение взглядов о единстве природы социальных и производственных технологий пока не нашли должного отражения в библиотековедческой литературе. Практически не освоенным в теории библиотековедения остается один из наиболее конструктивных и плодотворных принципов изучения и анализа библиотечной технологии - системный. Работы, посвященные анализу библиотечной технологии как системы носят, в основном, декларативный характер, не отражают состав элементов и характер отношений между ними, в связи с чем теряется смысл системного подхода к библиотечной технологии. Рассмотрение и анализ состава элементов, образующих библиотечную технологию как систему в их единстве и взаимосвязи без сомнения, смогут существенно продвинуть вперед теорию библиотечного дела и сыграют положительную роль в оптимизации библиотечного производства. В соответствии с современными системными представлениями библиотечная технология предполагает анализ не только процессов и операций, как это традиционно делается, но и исследование целого ряда подсистем: - интеллектуально-информационного обеспечения (совокупности научных знаний, профессиональных навыков); - подсистемы деятельности (приемов и методов труда); - подсистемы ресурсов (сырьевых, материальных, кадровых, технических и др.); - подсистемы нормативно-инструктивного обеспечения (правила и нормы деятельности производства); - подсистемы лингвистического обеспечения (совокупности лингвистических средств, обеспечивающих производство информационных продуктов и услуг; - подсистемы организационного управления (организация и контроль производства), а также продуктов и услуг, отвечающих заданным требованиям. Кроме этих системообразующих элементов весьма важным для развития и формирования теории библиотечной технологии является рассмотрение особого технологического менталитета работников библиотек. Внедрение идей технологического подхода в библиотеку без одновременного формирования технологического мировоззрения библиотекарей заведомо бесперспективное занятие, кроме того, оно предполагает в качестве обязательного условия анализ состояния информационной среды, в которой существует библиотека, и ситуации, характеризующей информационные ресурсы и средства лингвистического обеспечения, на базе которых реализуется библиотечная технология. Однако к настоящему времени проблемы формирования технологического менталитета работников библиотек, в части понятий "технологическая дисциплина", "технологический контроль", "технологическое обеспечение библиотечного производства", "технологическая оснастка рабочего места библиотекаря" изучены слабо. Формирование технологического менталитета (неразрывно связанное с дифференциацией профессиональных знаний, умений, навыков библиотекарей в зависимости от степени технологической сложности выполняемой ими работы) выдвигает новые требования к содержанию квалификационных характеристик для специалистов библиотечного профиля. Сопоставление понятий "новая технология" с понятием "новая библиотечная технология" также показывает их существенные отличия. Понятие "новая библиотечная технология", под которой понимается преимущественно применение средств вычислительной техники в библиотеке, пока не в полной мере отражает такие существенные свойства новых технологий, как применение немеханических технологических процессов, уникальность используемых материалов, гибкость, адаптивность к расширению областей применения, безотходность и ресурсоэффективность. Не нашла освещения в библиотековедческой литературе одна из принципиальных особенностей, присущих новым технологиям - связь с фундаментальными научными открытиями. Новые технологии принято связывать не с модернизацией, а с коренным, существенным преобразованием производства. Гибкость, быстрота технологического обновления, скорость освоения новой технологии также не характерны для библиотечного производства. Остаются неизученными проблемы надежности библиотечной технологии, неразрывно связанные с номенклатурой и качеством предоставляемых пользователю библиотечных продуктов и услуг. В целом, если исходить из целостного понимания новой библиотечной технологии, с учетом всех признаков и свойств, атрибутирующих это понятие, отнюдь не сводимое к средствам автоматизации библиотечной работы, то при должной организации новые информационные и библиотечные технологии наряду с другими новыми технологиями могут и должны выступать как опосредованный фактор экономического развития и поддержания конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке. Проведенный семантический анализ позволит выявить черты сходства и различия между понятиями "библиотечная" и "информационная" технология. Их единая природа проявляется не только в общности происхождения, но и в сходстве используемых принципов и методов построения. Родство информационной и библиотечной технологий, понимаемых как процесс промышленного производства, связанного с преобразованием информации в библиотеках и службах информации, проявилось в одинаковых подходах к изучению проблем нормирования труда, структурированию технологических процессов. Наиболее ярко единство природы информационной и библиотечной технологий демонстрирует единый предмет труда /предмет обработки/-документ. Именно необходимость преобразования структур данных, смысловой информации, содержащейся в документе при необходимости соблюдения требований адекватности, полноты и точности и определяет основную сложность реализации как библиотечной, так и информационной технологий. В свою очередь, качество такого преобразования исходной информации, содержащейся в документах, полностью зависит от качества используемых лингвистических средств, обеспечивающих проведение семантического анализа и формирование на этой основе комплекса продуктов и услуг, представляемых библиотекой или службой информации пользователю. Таким образом, к числу параметров, определяющих и библиотечную, и информационную технологию, следует отнести тип, вид, жанр документа, особенности его формальной и содержательной структуры, а также состав используемых для производств продуктов и услуг лингвистических средств. В то же время службы информации и библиотеки представляет собой разные социальные институты, обслуживающие различные потребности членов общества и производящие, в соответствии с этим, разные виды продуктов и услуг. Высокие технические возможности современных средств автоматизации не способны обеспечить решающий успех в развитии и библиотечной, и информационной технологий, если из рассмотрения будет исключен собственно технологический аспект и особенности предмета труда - документа. Становится очевидным, что совершенствование как библиотечной, так и информационной технологий должно начинаться не с технических средств и оборудования, а с изучения и анализа технологических процессов, исследования специфики исходного "сырья", средств и методов, с помощью которых из него производятся различные продукты и услуги, причем, эти процессы должны сопровождаться обучением и переподготовкой не только персонала библиотек, но и пользователей.