Н.Е. Каленов
БЕН РАН, г. Москва
Библиотека по естественным наукам (БЕН) Российской академии наук возглавляет одну из наиболее развитых в стране централизованных библиотечных систем (ЦБС), объединяющую около 250 библиотек научно-исследовательских учреждений РАН. В основе концепции функционирования ЦБС БЕН РАН лежит принцип централизации технологических процессов (комплектования, обработки литературы, первичной обработки информационных массивов), выполняемых в Центральной библиотеке (ЦБ), в сочетании с децентрализацией обслуживания ученых - основные функции по непосредственному доведению информации до потребителя выполняют библиотеки институтов РАН. Автоматизированная система БЕН РАН (АС НАУКА) развивается, начиная с 1980 года, "step by step" как интегральный информационно-библиотечный комплекс, в который постепенно включаются (в зависимости от технических возможностей) новые технологические процессы. При разработке АС БЕН РАН реализуется прагматический подход, в максимальной степени обеспечивающий сокращение трудозатрат библиотечных специалистов и повышение комфортности работы пользователей с системой. Исходя из этого принципа, определяется очередность автоматизации тех или иных процессов; разрабатывается собственное программное обеспечение (сначала на ЕС ЭВМ, а затем на ПК типа IBM PC), учитывающее все особенности условий, в которых работает ЦБС; видоизменяется принятая традиционная технология и организационная структура. АС НАУКА представляет собой двухуровневую систему. Первый уровень (субсистема НАУКА-Ц) обеспечивает автоматизацию технологии ЦБ, второй (субсистема НАУКА-С) - автоматизацию библиотек институтов РАН, входящих в ЦБС. Поскольку функции ЦБ и "низовых" библиотек различаются, субсистемы также обеспечивают решение различных задач. Связаны они между собой на уровне форматов представления данных, а также специальными программными средствами. Субсистема АС НАУКА-Ц в настоящее время обеспечивает автоматизацию всех технологических процессов ЦБ за исключением обслуживания читателей. В ее состав входят следующие комплексы: 1. Комплектование, включающее - предварительный заказ литературы (в т.ч. подписку на периодические издания); - регистрацию и распределение поступлений; - подготовку бухгалтерских, учетных и сопроводительных документов (приходные и расходные акты, инвентарные листы, списки поступлений и т.п.). 2. Обработка изданий, включающая - каталогизацию; - систематизацию; - шифровку; - формирование файлов для передачи в систему сводных каталогов ГПНТБ. 3. Информационно-библиотечное обслуживание, включающее - поиск информации в сводных электронных каталогах, формируемых в процессе обработки поступлений; - поиск информации в БД, приобретаемых Библиотекой на CD-ROM и дискетах, а также доступных через INTERNET; - предоставление оглавлений журналов с автоматизированной обработкой заказов на копии статей из них; - выпуск печатного еженедельного указателя новых поступлений литературы в библиотеки системы БЕН РАН; - обработку заказов, поступающих и направляемых по МБА. 4. Управление, включающее - контроль поступлений заказанных изданий; - контроль сроков выполнения отдельных технологических процессов; - анализ использования литературы по всем каналам обслуживания; - получение различных справок по разовым запросам; - кадровый учет; - бухгалтерский учет. Субсистема НАУКА-С обеспечивает в автоматизированном режиме решение всех технологических задач, стоящих перед библиотеками НИИ РАН. В состав субсистемы НАУКА-С входят следующие комплексы: 1. Комплекс формирования и поддержки электронных каталогов, обеспечивающий - введение информации, поступающей через ЦБ, в пакетном режиме и информации, поступающей децентрализованно - в диалогом режиме с автоматическим формированием файлов, загружаемых в сводный каталог субсистемы НАУКА-Ц; - развитый поиск данных в электронных каталогах с возможностью заказа требуемого издания непосредственно из режима просмотра; - формирование списков новых поступлений в библиотеку. 2. Система обслуживания читателей, обеспечивающая - формирование и поддержку базы данных читателей библиотеки; - формирование и поддержку базы данных заказов на абонементе, связанной с базой данных читателей, с автоматической обработкой заказов, сформированных в результате работы с электронным каталогом; - формирование и поддержку базы данных заказов по МБА, связанной с базой данных читателей, с возможностью распечатки бланков-заказов или формирования файлов-заказов, передаваемых в субсистему НАУКА-Ц или направляемых по электронной почте в другие библиотеки; - получение необходимых статистических и справочных данных, касающихся состава читателей, спроса на издания, сроков пользования литературой и т.п. 3. Система создания и поддержки библиографических баз данных, ориентированная на реализацию избирательного распространения информации и ведение баз данных трудов сотрудников. Все программные средства АС НАУКА разработаны специалистами БЕН РАН с учетом потребностей работающих с ними библиотечных специалистов. Многолетняя промышленная эксплуатация системы показала достаточно высокую ее эффективность с точки зрения повышения уровня сервиса пользователей, экономии временных затрат библиотечных специалистов, принципиально новых возможностей управления ЦБС. Перспективы развития АС БЕН РАН связаны с ее переводом на технологию открытых систем и организацией интерактивного взаимодействия ЦБ с библиотеками. Одновременно ведется подготовка к широкому использованию электронных публикаций. С февраля 1996 г Библиотека имеет выход в INTERNET в качестве пользователя. За это время выявлено значительное количество материалов, представляющих интерес для пользователей. В ближайшее время в БЕН РАН будет установлен достаточно мощный современный сервер, на который наряду с электронными каталогами предполагается загружать информационные материалы (библиографическую информацию и полнотекстовые мультимедийные документы) в области естественных наук, централизованно отбираемые по сети INTERNET.