Е.Л. Кудрина
Кемеровский государственный институт искусств и культуры, г. Кемерово

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

     Происходящие в   России   глубокие  социально-экономические  изменения,
резкий рост объемов научной информации,  общий кризис  традиционной  системы
образования  обусловили  необходимость разработки новой концепции содержания
высшего образования и принятия конкретных практических мер,  направленных на
его обновление. Одним из важных направлений, характеризующих новые тенденции
в развитии  высшего  профессионального  образования  в  области  культуры  и
искусства, является диверсификация. Смысловой доминантой этого многозначного
понятия  является   разнообразие   образовательных   программ,   расширение,
модернизация   и  обновление  номенклатуры  специальностей  и  специализаций
подготовки специалистов в сфере культуры, сочетание гибкости и вариативности
содержания обучения с учетом потребностей как государства,  так и личности в
образовательных услугах.
     Диверсификация образования    неразрывно   связана   с   осуществлением
структурно-содержательной реформы высшей профессиональной школы  культуры  и
искусства,     предоставлением     вузам    самостоятельности    в    выборе
образовательно-профессиональных программ,  введением  новых  государственных
стандартов,  охватывающих  основные  направления  и специальности подготовки
кадров.  Все это требует создания надежного информационного  базиса  высшего
образования,    выработки   эффективных   механизмов   его   информационного
обеспечения,  широкого внедрения  в  учебный  процесс  новых  информационных
технологий,   базирующихся   на   использовании   современных   технических,
программных и информационных средств и систем.
     Попытка решения  этих задач нашла отражение в "Концепции информатизации
высшего образования РФ на 1993-95 гг.",  в рамках которой были выделены  два
основных приоритета:
     1) создание и развитие информационной  среды  вузов;
     2) разработка    и   внедрение   информационных   технологий   учебного
назначения.  Однако вузы культуры и искусства оказались, в силу ряда причин,
вне  ее  реализации.  Среди нерешенных проблем особо следует выделить такие,
как отсутствие  в  отраслевой  программе  информатизации  ГИВЦ  Министерства
культуры России специализированной программы информатизации вузов культуры и
искусства,  вследствие чего приоритеты отданы  информатизации  учреждений  и
организаций  отрасли  (библиотек,  клубов,  музеев  и  т.п.).  Из смет вузов
исключена строка на приобретение оборудования,  что не позволяет  обеспечить
учебный   процесс   техническими  средствами  (персональными  ЭВМ,  рабочими
станциями,  сетевым оборудованием локальных и распределенных  вычислительных
систем учебного назначения и др.), программными и информационными средствами
и системами (компьютерными учебниками,  компьютерными обучающими средствами,
экспертными системами учебного назначения,  банками данных,  мультисредовыми
системами  и  др.  Совершенно  очевидно,  информатизация  вузов  культуры  и
искусства  невозможна без укрепления материально-технической базы.  Проблема
приобретает особую остроту в связи с тем,  что именно вузы культуры  готовят
специалистов  в области автоматизации информационно-библиотечной технологии,
следовательно, именно в вузах этого профиля учебный процесс должен строиться
на  перспективных информационных технологиях,  позволяя будущим специалистам
овладевать новейшими техническими средствами.
     Реализация процессов диверсификации  образования  в  вузах  искусств  и
культуры предполагает также качественное изменение в системе информационного
обеспечения.  В "идеальном" варианте система информационного  обеспечения  в
высших   учебных  заведениях  культуры  должна  состоять  из  трех  основных
подсистем информации:  текущей, обзорно-аналитической и прогностической. Она
должна    быть   рассчитана   на   административно-управленческий   аппарат,
профессорско-преподавательский состав,  научный персонал (научные  кадры)  и
студентов.  При  этом  информационные  ресурсы  вуза  должны  включать,  как
минимум,     научную,     учебную,     нормативно-правовую,      справочную,
общественно-политическую  информацию.  Обязательным  условием  эффективности
информационного  обеспечения  в  вузе  является  постоянное   обновление   и
актуализация  информационных  ресурсов.  На  деле же имеющийся в библиотеках
фонд,  особенно учебной литературы,  в связи со значительным изменением  или
появлением    совершенно    новых    учебных   программ   по   гуманитарным,
социально-экономическим наукам и специальным дисциплинам во многом устарел и
непригоден  для  использования  или  вообще  отсутствует.  Из-за  отсутствия
финансовых средств высшие учебные заведения культуры практически сократили в
десятки   раз,   а  в  1995  году  почти  полностью  прекратили  приобретать
литературу.
     Необходимо срочно   решать   проблемы  финансирования  межвузовского  и
вузовского книгоиздания,  так как выпуск дополнительных учебных  пособий,  а
также  обеспечение  литературой  специальной  подготовки  переходит  на этот
уровень.  Практически   прекращен   опыт   депонирования   работ   вузовских
преподавателей, отсутствуют финансовые средства на подписку. Только принятие
на уровне Министерства культуры  норматива  финансирования  подведомственных
высших  учебных  заведений  в  объеме,  необходимом для приобретения в фонды
вузовских библиотек 8-10 учебных книг (от  10  до  20  печатных  листов)  на
каждого  студента,  позволит,  по  нашим  расчетам,  до 2000 года в основном
удовлетворить потребность в них высшей школы отрасли.
     На наш взгляд, имеющийся в настоящее время и появляющийся в перспективе
информационный ресурс  в  рамках  диверсификации  высшего  профессионального
образования должен использоваться в двух основных направлениях:
     1) при автоматизированном поиске и предоставлении информации по разовым
запросам или в режиме телекоммуникационного доступа к базам данных;
     2) для  информационного  обслуживания  с  использованием   традиционных
бумажных носителей информации.
     Развитие первого направления зависит от интенсивности внедрения средств
вычислительной  техники,  средств связи и программных средств.  Сохранение и
развитие второго направления обеспечивается предпочтением бумажных носителей
для  отдельных потребителей,  недостаточной технической оснащенностью вузов,
языковым барьером.  Профессиональное использование информационного  ресурса,
рациональная  организация  информационного  обеспечения будут способствовать
успешной реализации процесса  диверсификации  высшего  образования  в  сфере
культуры и искусства.