Из доклада главного ученого секретаря Президиума РАН
академика Валерия КОСТЮКА

Главный ученый секретарь Президиума РАН академик Валерий КОСТЮКЗа прошедший период среди наиболее значимых для Академии политических событий в жизни российской науки следует в первую очередь выделить совместное заседание Совета Безопасности, Президиума Госсовета и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте по вопросу перспектив развития отечественной науки, состоявшееся 20 марта 2002 года. Большое значение имели также встречи членов Президиума РАН и ученых Академии с Президентом Российской Федерации.

Решения, принятые на совместном заседании Совета Безопасности, оказали самое серьезное влияние на содержание всей нашей научно-организационной работы в минувшем году. Активное участие РАН в выработке Основ государственной политики в области науки и технологий, принятых на этом заседании, позволило, в частности, расставить правильные, по нашему мнению, акценты в политике государства по отношению к месту и роли фундаментальной науки в жизни страны. Фундаментальная наука признана важнейшим стратегическим ресурсом развития государства, национальным приоритетом российской науки.

Чрезвычайно важным также, по нашему мнению, является то, что по рекомендации совместного заседания Президент России утвердил на период до 2010 года минимально необходимые ресурсы государственной поддержки науки из средств федерального бюджета. Значимость этого решения мы по достоинству смогли оценить уже в этом году при формировании проекта бюджета на 2004 год.

На Президиуме Академии были обсуждены все замечания и предложения, высказанные Президентом Российской Федерации и участниками этого заседания как в целом по проблемам развития российской науки, так и в адрес Российской академии наук. По итогам этих обсуждений был разработан и утвержден специальный план организационных мероприятий по реализации основных направлений деятельности Академии на ближайшую перспективу.

В 2002 году Академия приняла непосредственное участие в подготовке предложений в области законодательной деятельности по созданию в России системы прогнозирования приоритетных направлений развития науки и техники, разработке принципов и критериев оценки эффективности науки, созданию отраслевой системы оплаты труда работников науки и др. Учеными Академии разработаны поправки к “Патентному закону Российской Федерации”, к проекту части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (интеллектуальная собственность), к федеральным законам “О науке и государственной научно-технической политике”, “Об образовании” и другим. В поправках предусмотрены меры по повышению престижа научной, научно-технической и образовательной деятельности.

Президиум Академии стал занимать более активную позицию в вопросах формирования государственной научно-технической политики. Во многом этому способствовало создание Совета по науке и высоким технологиям при Президенте Российской Федерации. Академик Н.П.Лаверов принял самое активное участие в подготовке материалов к заседанию Совета по перспективам развития российской науки, академик Н.Л.Добрецов - к заседанию Совета по проблемам наукоградов. Под его руководством в настоящее время готовятся предложения по формированию российской инновационной системы.

Рабочая группа по новым материалам (руководитель академик Н.А.Платэ) разработала специальную Федеральную подпрограмму по созданию авиационно-космических материалов, которая с 2003 года финансируется из федерального бюджета в объеме 1,6 млрд руб. В работе по этой программе задействовано 26 академических институтов, а также вузы, отраслевые НИИ, промышленные предприятия.

С целью улучшения работы Президиума по координации деятельности отделений РАН, ее региональных отделений и научных центров в 2002 году при Президиуме были образованы Совет по взаимодействию с регионами и Совет по инновационной деятельности. Нам удалось существенно укрепить и расширить контакты Президиума РАН с рядом федеральных министерств и ведомств, региональных органов управления.

Практически полностью завершена работа по реструктуризации отделений РАН, инвентаризации научных организаций. Удалось почти в 1,5 раза увеличить бюджетное финансирование институтов, расширить связи институтов Академии и вузов, усилить инновационную деятельность и приступить к созданию ее современной инфраструктуры.

Реструктуризация

Учитывая новую структуру РАН, установленную Общим собранием Академии, Президиум РАН в мае 2002 года утвердил списочный состав отделений РАН и секций, входящих в их состав, а также утвердил Перечень научных организаций, входящих в состав отделений РАН. Новая организационная структура РАН стала более компактной, а практика работы подтверждает ее большую мобильность и управленческую эффективность.

Новая структура отделений, по нашему мнению, позволяет осуществлять более четкую координацию, а в необходимых случаях и объединение усилий, при проведении исследований в рамках одной области наук, усиливает управление научными программами. Отделения стали более самостоятельными.

В декабре 2002 года Президиум РАН рассмотрел вопрос об организации и проведении фундаментальных и прикладных исследований, а также координации работ, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития юга России. Президиум просил Общее собрание РАН принять решение о создании регионального Южного научного центра (ЮНЦ) РАН в Ростове-на-Дону с правом юридического лица. Принято решение привлечь к деятельности ЮНЦ членов РАН, организации Академии, ученых и специалистов, работающих в научных учреждениях и вузах республик Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей.

Ключевым звеном в организации фундаментальных исследований, развитии и функционировании Российской академии наук являются научно-исследовательские институты. В 2002 году завершена их инвентаризация, по итогам которой они внесены в реестр научных организаций Российской Федерации.

Мы полагаем, что непосредственная связь Президиума РАН и ее отделений с институтами должна быть существенно укреплена. Этому, по нашему мнению, должен способствовать созданный и уже активно работающий Совет директоров институтов РАН, а также наша Комиссия по совершенствованию структуры РАН. В настоящее время комиссия продолжает рассматривать предложения отделений о совершенствовании структуры и оптимизации научных организаций, входящих в их состав.

Эту работу нам необходимо ускорить, поскольку Правительство Российской Федерации в свою очередь дало поручение провести инвентаризацию научных организаций, их основных фондов, экспериментальной и лабораторной базы, финансово-экономического и имущественного состояния, достигнутых научных результатов. Академическое сообщество, на наш взгляд, должно провести эту работу самостоятельно, без вмешательства со стороны.

Кадры

Общая численность работающих в научных организациях РАН составляла на 1 января 2003 года 116479 человек. Численность членов Академии составляла 1144 человека, в том числе 458 действительных членов Академии и 686 членов-корреспондентов РАН. Из этого числа 108 академиков и 238 членов-корреспондентов работают вне системы научных организаций РАН. Среди научных сотрудников было 9,5 тысячи докторов наук и около 26 тысяч кандидатов наук.

Динамика кадров РАН за минувший год следующая. Общая численность работающих возросла на 2784 человека, а научных кадров - лишь на 275 человек. На 106 докторов наук и 431 кандидата наук уменьшилась численность научных кадров, имеющих ученые степени, но этот дефицит компенсирован за счет подготовки кандидатов и докторов наук в самой Академии. Отрадно отметить, что в 2002 году на работу в академические учреждения было принято 930 выпускников вузов.

Вместе с тем проблема старения кадров Академии по-прежнему остается одной из наиболее острых для многих институтов. Об этом свидетельствует анализ статистики возрастного состава сотрудников РАН. Средний возраст научных сотрудников РАН почти на пять лет превышает средний возраст научных кадров страны. Мы не смогли всерьез преломить эту опасную тенденцию. Процесс удалось лишь затормозить.

По нашему мнению, в работе с молодежью мы еще недостаточно используем возможности аспирантуры РАН и института соискательства. К научному руководству аспирантами в 2002 году было привлечено лишь 3,5 тысячи докторов наук (35 процентов) и 1,5 тысячи кандидатов. Видно, что даже с учетом соискателей (2089) почти половина докторов наук институтов РАН не участвует в подготовке кадров. При восьми тысячах обучающихся в аспирантуре у нас всего лишь две тысячи соискателей ученой степени кандидата наук. На 20 человек в минувшем году сократилась численность поступивших в докторантуру.

Учитывая острый дефицит кадров, Академия уделяла особое внимание сотрудничеству с Минобразования России. В апреле прошлого года РАН и Минобразования России заключили новое Соглашение о сотрудничестве, в котором определили основные направления взаимодействия в проведении совместных научных исследований, создании условий для воспроизводства научных школ, поддержке молодых ученых.

Продолжается работа по реализации Федеральной целевой программы “Интеграция науки и высшего образования России”. Академия наук выделила 60 млн рублей на дополнительную поддержку студентов, аспирантов и кафедр, выполняющих научные исследования по планам Академии. В настоящее время РАН поддерживает около 360 базовых кафедр, на которых обучается свыше 12 тысяч студентов 3-5 курсов. На кафедрах работают 2600 сотрудников академических институтов - членов Академии, докторов и кандидатов наук, что позволяет обеспечить высокий уровень подготовки молодых специалистов. В рамках ФЦП “Интеграция” в ведущих вузах и академических институтах действуют 154 учебно-научных центра. Принято Постановление Президиума РАН “О создании Академического физико-технологического университета Российской академии наук”, директором-организатором которого стал академик Ж.И.Алферов.

Основная проблема в этой области - финансы. Начиная с 2001 года, финансирование НИОКР в рамках программы “Интеграция” уменьшилось с 350 до 175 млн руб. Необходимо также совершенствовать нормативно-правовую базу интегрированных научно-образовательных структур РАН и федеральных министерств и ведомств. По нашему мнению, необходимо предоставить Академии право учреждать в своей структуре государственные высшие и средние учебные заведения.

Последовательная реализация стратегии сближения научной деятельности академических учреждений и высшей школы признана Президиумом РАН наиболее целесообразной и экономически оправданной в решении проблемы привлечения молодежи в науку.

Финансирование

За прошедший год финансовое положение учреждений Российской академии наук заметно стабилизировалось и укрепилось. Из федерального бюджета на 2002 год было выделено 11,74 млрд рублей, в 1,46 раза больше, чем в 2001 году. При этом по подразделу “Фундаментальные исследования” Академия получила 10 млрд рублей.

В минувшем году мы не только выполнили планы базового финансирования институтов, несколько улучшили ситуацию с заработной платой сотрудников, но и направили определенную долю средств (370 млн руб.) непосредственно на финансирование программ исследований по приоритетным направлениям развития фундаментальной науки, перечень которых был утвержден Президиумом PАН.

Руководство РАН активно участвовало в формировании проекта государственного бюджета на 2003 год. В результате бюджетное финансирование Академии в 2003 году было увеличено на 28 процентов по отношению к 2002 году.

За последнее время удалось решить вопросы повышения оплаты труда членам Академии, докторам и кандидатам наук. С 1 октября текущего года всем работникам бюджетных учреждений РАН будут значительно увеличены должностные оклады.

Несмотря на последовательное увеличение за последние годы финансирования РАН, эта проблема по-прежнему остается весьма значимой. Ежегодно в процессе формирования проектов федерального бюджета Академии приходится прилагать немало усилий для отстаивания своих позиций. Даже в условиях, когда в Минпромнауке России фундаментальную науку курирует член Президиума РАН, его молодые и энергичные коллеги исключили из федерального бюджета целевую поддержку работ по интеграции фундаментальной науки и высшей школы, а также финансирование работ по созданию суперкомпьютера и развитию вычислительных сетей.

Не стал исключением и текущий год. Особое напряжение нам пришлось испытать в этом году в ходе работы Комиссии Правительства по так называемой оптимизации бюджетных расходов. Пришлось вновь доказывать, что Устав РАН соответствует действующему законодательству, отбиваться от навязываемых приоритетов в работе Академии, противостоять попыткам подвергнуть ревизии решения Президента России в части вопросов, связанных с финансированием науки. Дело дошло до того, что группа академиков - членов Совета по науке при Президенте России, была вынуждена обратиться к нему по этому поводу.

Позиция РАН в вопросе оптимизации бюджетных расходов была официально заявлена в письме Президента РАН на имя Председателя Правительства Российской Федерации. Эта позиция заключается в безусловном выполнении решений Президента России по бюджетному финансированию науки, самостоятельности РАН в распределении выделяемых ей бюджетных ассигнований, сохранении в Академии высвобождаемых средств и концентрации дополнительных ассигнований на программах фундаментальных исследований. Нам ни в коем случае нельзя допустить, чтобы Академия и ее региональные отделения лишились статуса главных бюджетополучателей. В этом случае все финансирование Академии будет определяться не законом о бюджете, а министерством.

Как уже отмечалось, нам удалось получить поддержку в этих вопросах у Председателя Правительства. Понимание интересов РАН и активную позицию с первых дней своей работы занял заместитель Председателя Правительства Б.С.Алешин, который провел специальное совещание по этому вопросу с участием представителей Минфина, Минэкономразвития и Минпромнауки России. Остается надеяться, что в предстоящем году финансирование РАН из федерального бюджета будет увеличено в соответствии с принятыми ранее решениями.



|События в СО РАН| |Постановления Президиума и нормативные документы| |Конференции и совещания| |Конкурсы и гранты| |Новости на сервере| |Новости в сети СО РАН| |Новости| |Разное| |Новости Электронной библиотеки СО РАН| |Частные объявления|
|Доска объявлений| |Поиск|


Ваши коментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]
[СО РАН]

© 1996-2024, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 1996-2024, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Дата последней модификации: 06-Jul-2003 (20:20:58)