Российская академия наук

ОРДЕНА ЛЕНИНА СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМ


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04.03.2004 г. Новосибирск № 91

[О порядке разработки и утверждения
планов финансирования учреждений
Отделения и целевых программ
Сибирского отделения РАН]


Президиум Сибирского отделения Российской академии наук ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить представленный Планово-финансовым управлением СО РАН “Порядок разработки и утверждения планов финансирования научных учреждений, программ научных исследований и целевых расходов научных учреждений Сибирского отделения РАН” (приложение).

2. Установить, что внесение изменений и дополнений в настоящий Порядок осуществляется соответствующим постановлением Президиума СО РАН.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на главного ученого секретаря Отделения чл.-к. РАН В.М. Фомина.

Председатель Отделения
академик

Н.Л. Добрецов
Главный ученый секретарь
Отделения чл.-к. РАН

В.М. Фомин


Приложение
к постановлению
Президиума СО РАН
от "4" марта 2004 г.
№ 91

Порядок
разработки и утверждения планов финансирования
научных учреждений, программ научных исследований
и целевых расходов научных учреждений
Сибирского отделения РАН

Настоящий Порядок определяет содержание работы по формированию, утверждению и доведению до подведомственных организаций планов бюджетного финансирования, в том числе за счет средств дополнительного бюджетного финансирования от сдачи в аренду федеральной собственности и средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Порядок разработан в соответствии с требованиями Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации, бюджетной классификации РФ, других законодательных актов РФ, нормативных документов Правительства РФ и Министерства финансов РФ, уставных документов СО РАН, аналогичного Порядка, разработанного в Российской академии наук (постановление Президиума РАН от 20.01.2004 г. № 21 “О Порядке разработки и утверждения документов, регламентирующих вопросы финансирования организаций РАН”).

1. План финансирования организаций СО РАН.

1.1. Основным документом, регламентирующим вопросы финансирования организаций Сибирского отделения РАН из федерального бюджета, является план финансирования, утверждаемый постановлением Президиума СО РАН.

1.2. Проект плана финансирования разрабатывается Планово-финансовым управлением, исходя из объемов финансирования, утвержденных Законом о бюджете на соответствующий год, в разрезе разделов, целевых статей и видов расходов бюджетной классификации Российской Федерации. При этом Планово-финансовое управление Отделения руководствуется нормативными документами Правительства РФ, постановлениями, распоряжениями и отдельными решениями Президиума РАН и Отделения.

1.3. В недельный срок после утверждения Закона о федеральном бюджете РФ на предстоящий год Планово-финансовое управление представляет на рассмотрение Президиума Отделения проект постановления, содержащий показатели бюджетного финансирования в целом по СО РАН по всем разделам бюджетной классификации, - а также укрупненные параметры плана финансирования научных учреждений, программ научных исследований и целевых расходов Сибирского отделения, включающие в себя:

1.3.1. Суммарные плановые объемы финансирования научных учреждений, в том числе программ и проектов фундаментальных исследований, включая фонд заработной платы, коммунальные услуги и прочие расходы.

1.3.2. Финансирование программ целевых расходов Отделения.

1.3.3. Финансирование программы модернизации материально-технической базы научных учреждений, в том числе:

- капитальный ремонт;

- модернизация приборного парка учреждений СО РАН.

1.4. В сроки, определенные руководством Отделения, Планово-финансовое управление представляет для последующего утверждения Президиумом СО РАН показатели объемов бюджетного финансирования научных учреждений (включая программы и проекты) и программ целевых расходов Отделения, а также:

- плановые показатели бюджетного финансирования организаций Геофизической службы;

- план субсидий предприятиям жилищно-коммунального хозяйства;

- плановые показатели финансирования на текущее содержание Управления делами и Президиума СО РАН;

- план финансирования учреждений культуры;

- план финансирования учреждений здравоохранения;

- план финансирования образовательных учреждений;

- план финансирования госкапвложений (разрабатывается Управлением капитального строительства СО РАН в порядке, устанавливаемом Минэкономразвития РФ).

2. Финансирование научных исследований
в рамках “базы” научных учреждений

2.1. Суммарные плановые объемы финансирования научных исследований учреждений Отделения предусматривают гарантированный уровень оплаты труда его работников, исходя из необходимости выполнения утвержденных в установленном порядке программ и проектов, а также средств (с учетом прочих источников доходов учреждения) для обеспечения текущих расходов учреждения (коммунальные услуги, прочие расходы).

Плановые показатели утверждаются по каждому научному учреждению.

2.2. Расчетные объемы фонда заработной платы работников определяются Планово-финансовым управлением Отделения, исходя из общего объема средств, предусмотренных на эти цели Президиумом СО РАН, в соответствии с законодательно установленными социальными гарантиями по оплате труда работников бюджетной сферы. Расчет производится на основании утвержденной нормативной численности и качественной структуры научных кадров учреждений (на основании данных Управления кадров СО РАН).

2.3. Прочие расходы по учреждениям рассчитываются исходя из объемов средств на эти цели и приведенной нормативной численности. Роспись прочих статей по кодам экономической классификации представляется учреждениями в Планово-финансовое управление СО РАН в сроки, устанавливаемые постановлением. Средства определенные п.2.1. - 2.3. далее распределяются на конкурсной основе по проектам (см. п.4.1. - 4.3.).

2.4. Средства на оплату коммунальных услуг в пределах сумм, определенных Законом о бюджете, рассчитываются по учреждениям исходя из объемов потребления энергоресурсов за предыдущий период, тарифов на них и прогноза их изменения, а также с учетом состояния фактической оплаты за предыдущий год (дебиторская задолженность).

2.5. План финансирования Сибирского отделения РАН по виду расходов “Содержание управления делами и президиума академии (отделения)” разрабатывается Планово-финансовым управлением СО РАН совместно с Управлением делами СО РАН.

Проект плана финансирования разрабатывается с учетом средств, получаемых от сдачи в аренду федеральной собственности, находящейся на балансе СО РАН и других источников финансирования.

Смета расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности разрабатывается Управлением делами СО РАН и по представлению заместителя председателя СО РАН утверждается председателем Отделения.

3. Программы целевых расходов Отделения.

3.1. Программы целевых расходов Отделения направлены на обеспечение приоритетных для Отделения задач, финансирование которых требует дополнительных средств, не предусмотренных сметами текущих расходов учреждений.

Перечень таких программ, их руководителей, объемы финансирования на предстоящий год утверждаются Президиумом СО РАН с учетом ранее утвержденных приоритетов и постановлений Президиума СО РАН.

3.2. Распределение целевых средств по учреждениям - исполнителям проводится на конкурсной основе в соответствии с утвержденным Президиумом СО РАН по каждому приоритетному направлению положением.

3.3. Учреждения - исполнители программ целевых расходов Отделения не позднее 1 января года, следующего за отчетным, представляют руководителю программы отчет о выполнении работ по программе и расходовании выделенных на эти цели средств.

3.4. Руководители программ целевых расходов Отделения до 1 марта очередного года:

- отчитываются на Президиуме о выполнении программы и расходовании выделенных средств за предыдущий год;

- формируют программы на текущий год, определяют институты -участников программ, путем проведения конкурсов (экспедиции, стационары и т.д.) или заявок учреждений с элементами конкурсного отбора (издательская деятельность, подписка, заказы на Опытном заводе и т.д.);

- представляют программы для рассмотрения и утверждения на Президиуме (с расчетами и обоснованиями необходимого финансирования).

Учреждения СО РАН, включенные в состав исполнителей работ по программе целевых расходов Отделения, представляют руководителю программы сметы расходов по работам, предусмотренным программой. Одобренные руководителем программы сметы направляются в Планово-финансовое управление СО РАН для включения в сметы бюджетных расходов учреждения и соответствующего увеличения лимитов бюджетных обязательств этих учреждений.

3.5. Планово-финансовое управление СО РАН ежеквартально информирует руководство Президиума о выполнении плана финансирования программ целевых расходов Отделения.

4. Программы фундаментальных и прикладных
исследований Сибирского отделения РАН

4.1. В соответствии с установками Правительства Российской Федерации о поэтапной замене затратного метода планирования и исполнения бюджета более прогрессивным — бюджетированием, ориентированным на результат (БОР) (распоряжение Правительства РФ от 10.06.2001 г. № 510-р) Сибирское отделение РАН, как главный распорядитель средств федерального бюджета реализовало в 2003-2004 годах комплекс мероприятий по переходу институтов Отделения на программно-целевые методы планирования и осуществления научно-исследовательских работ (НИР). Постановлениями Президиума СО РАН от 6 марта 2003 г. № 80 “О мероприятиях по переходу на программно-целевые методы планирования НИР”, от 11 июня 2003 г. № 201 “О типовом положении по программно-целевым методам планирования НИР” и от 3 июля 2003 г. № 242 “О приоритетных направлениях и предварительном перечне программ СО РАН” для институтов Отделения были определены основные положения и порядок программно-целевого планирования, выполнения и отчетности по фундаментальным и прикладным исследованиям в 2004 г. и последующие годы.

Основными формами планирования НИР являются программы и проекты фундаментальных и прикладных исследований, реализуемые в рамках утвержденных приоритетных направлений.

4.2. Приоритетное направление - направление фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных исследований, соответствующее национальным приоритетам и мировым тенденциям, формулируемое объединенными учеными советами СО РАН по соответствующему направлению наук на основе:

а) “Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ”, утвержденных Президентом РФ В.В. Путиным 30 марта 2002 г. (№ Пр-577), и “Перечня приоритетных направлений фундаментальных исследований”, утвержденного Президиумом РАН 13 января 1998 г. (№ 7);

б) “Перечня критических технологий” (№ Пр-578 от 30 марта 2002 г.).

Приоритетные направления исследований отражают специфику исследовательской деятельности Сибирского отделения РАН, особенности научных школ Отделения и ориентированы на научные результаты мирового уровня.

4.3. Программы научных исследований и разработок разрабатываются с целью концентрации финансовых и материальных средств и кадрового потенциала СО РАН на приоритетных направлениях естественных, общественных и гуманитарных наук, по которым учреждения СО РАН имеют признанный мировой или отечественный авторитет, а их результаты могут оказать значительное влияние на развитие науки и темпы научно-технического прогресса России.

Программы представляют собой комплекс целенаправленных исследований, обеспечивающий достижение определенного результата в установленные сроки (как правило, 3-6 лет) с получением новых научных знаний о природе и обществе.

Перечень программ формируется объединенными учеными советами СО РАН по направлениям наук. Одновременно с формированием перечня программ, создается координационный совет по каждой из них, либо по решению ОУС может быть сформирован координационный (экспертный) совет по приоритетному направлению в целом (общий для всех программ в его рамках).

Приоритетные направления и предварительный перечень программ утверждаются Президиумом СО РАН по согласованию с РАН. Они могут обновляться каждые 3-6 лет с учетом приоритетных направлений фундаментальных исследований, принимаемых РАН, а также решений Совета по науке и новым технологиям при Президенте РФ, Госсовета, Правительства РФ.

4.4. Научный проект - согласованный по срокам (как правило, не более 3 лет), исполнителям и финансам план достижения определенной цели в рамках соответствующей программы фундаментальных или ориентированных фундаментальных (прикладных) исследований.

Инициаторами проектов могут выступать лаборатории, другие структурные подразделения институтов, временные творческие коллективы, образованные по согласованию с руководством института. Окончательный список проектов от институтов, представляемый в ОУС по направлениям наук (экспертную комиссию), формирует дирекция и Ученый совет института с учетом заранее объявляемых Президиумом СО РАН объемов бюджетного финансирования и возможностей поступления дополнительных средств из других источников.

Содержание программ и их перечень окончательно формируется на основе победителей специально проводимого конкурса проектов и утверждается Президиумом СО РАН. Исполнителями заданий по программам и проектам Отделения могут являться только сотрудники учреждений СО РАН, исполнители из других организаций могут привлекаться в исключительных случаях на специально оговоренных условиях.

Конкурс проектов по программам фундаментальных и ориентированных фундаментальных (прикладных) исследований проводится в два этапа.

Первый этап конкурса проектов в рамках определенных программ проводят ученые советы институтов в соответствии с утвержденным Президиумом СО РАН положением и принятыми в институтах дополнениями по конкурсу, учитывающие специфику каждого института.

Второй этап конкурса проводится объединенными учеными советами СО РАН по направлениям наук в соответствии с принятым ими порядком (через экспертные или координационные советы). В рамках второго этапа конкурса проводится независимая экспертиза представленных проектов на предмет соответствия целям намеченных программ, их научной значимости, адекватности заявки имеющимся кадровым и финансовым возможностям исполнителей, отсутствия дублирования.

Соответствующие решения ОУС доводятся до сведения дирекции и Ученого совета института. В случае, если проект не был принят, Ученый совет и руководство института поручают научному руководителю доработать заявку или представить другой проект, а при повторном отказе перераспределяет эти средства среди принятых проектов института.

По результатам очередного конкурса Ученым советом может проводиться внеочередная аттестация сотрудников и корректировка структуры института, вплоть до существенного укрупнения или ликвидации части структурных подразделений.

Координационные (экспертные) советы и ОУС могут дать предложения о подготовке дополнительных проектов по приоритетным для СО РАН и (или) ОУС направлениям, соответствующим тематике программ.

4.5. Конкурсному распределению подлежат бюджетные средства, определенные институтам, исходя из размеров финансирования очередного года. К ним могут добавляться средства, получаемые по другим конкурсам, проводимым Президиумом СО РАН и ОУС. В переходный период из конкурсного распределения исключается финансирование, направляемое институтами на содержание инфраструктуры (здания, сооружения, АУП и МОП), а также на инициативные исследования, в частности, молодежные проекты институтов. Направления использования не конкурсных средств определяют Ученый совет и дирекция института.

Принятые по конкурсу проекты включаются в годовые планы научно-исследовательских работ институтов, представляемые в Президиум СО РАН и специализированные отделения РАН, осуществляющие научно-методическое руководство данным учреждением. Часть проектов по усмотрению бюро специализированных отделений может быть направлена на дополнительную экспертизу, проводимую бюро отделений. В случае расхождения оценок и (или) обнаружения дублирующих проектов совместным решением бюро Отделения и Президиума СО РАН назначается согласительная комиссия, решение которой является окончательным.

4.6. Дирекция института, после утверждения проектов, в установленном порядке представляет в Планово-финансовое управление СО РАН сводную заявку на год по статьям бюджетной классификации. Финансирование

реализации проектов осуществляется дирекцией института при поступлении средств. Изменение статей бюджетной классификации допускается в первом полугодии финансового года, но не позднее, чем за 1,5 месяца до окончания квартала.

4.7. Промежуточные итоги работ по проекту подводятся один раз в год, окончательный отчет - в соответствии со сроками проекта.

Научный руководитель представляет сводный отчет по проекту Ученому совету института. После одобрения результатов Ученым советом, отчеты по проектам представляются в координационные советы программ (в экспертный совет ОУС), а сводный отчет института представляется в Президиум Отделения в установленном порядке.

Бюро ОУС ежегодно на основании экспертизы отчетов дают рекомендации по продолжению (развитию) проектов или досрочному прекращению работ. Последнее решение специально рассматривается на заседании ОУС, на котором руководитель проекта имеет право изложить свою точку зрения.

В случае досрочного прекращения работ средства по данному проекту поступают в распоряжение дирекции соответствующего института для усиления продолжающихся проектов, либо открытия новых, которые утверждаются в установленном порядке.

Конкурс по проектам в рамках программ фундаментальных (прикладных) исследований по приоритетным направлениям наук проводится не чаще, чем один раз в три года, с учетом периодичности утверждения списка приоритетов и критических технологий Президиумом РАН, Президентом РФ и (или) Правительством РФ.

5. Интеграционные проекты фундаментальных
исследований Сибирского отделения РАН.

С целью стимулирования фундаментальных исследований на стыках наук Президиум СО РАН раз в три года проводит специальные конкурсы интеграционных проектов.

Основная цель конкурсов - поддержка кратко- и среднесрочных проектов научных исследований, посвященных решению комплексных фундаментальных проблем, имеющих научный задел и требующих для их разработки участия специалистов разных областей знания.

5.1. Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия в составе председателей объединенных советов СО РАН по направлениям наук и утверждается Положение о конкурсе. Конкурс проводится за счет целевых бюджетных средств, планируемых Президиумом Отделения на очередной год в установленном порядке. Количество и размеры выделяемых грантов определяются конкурсной комиссией, исходя из поданных заявок и результатов конкурса.

На конкурс могут быть представлены комплексные проекты, реализуемые в рамках одного направления науки и междисциплинарные – для решения которых необходимо привлечение специалистов разных направлений наук.

По специальным решениям Президиума Отделения до 20 % средств, выделяемых по конкурсу, могут быть направлены на реализацию заказных проектов, имеющих целью развитие нестандартных методологических и инструментальных разработок, создающих новые возможности для фундаментальных исследований в разных направлениях наук.

Конкурсная комиссия через бюро объединенных ученых советов СО РАН по направлениям наук организует научную экспертизу заявок. При этом каждая заявка направляется на рассмотрение не менее чем двум независимым экспертам - специалистам из разных областей наук. Эксперты рассматривают содержание заявки по существу проблем и представляют заключение.

Решение по рекомендациям интеграционных междисциплинарных проектов к финансированию, количеству и размерам грантов принимается конкурсной комиссией с учетом мнения экспертов. Конкурс комплексных интеграционных проектов проводится бюро объединенных ученых советов СО РАН по направлениям наук в пределах установленных ОУС лимитов финансирования.

Президиум Отделения принимает решение о начале финансирования интеграционных проектов на сроки их реализации (не более 3-х лет).

Одновременно принимается решение о перечне и размерах финансирования интеграционных проектов, выполняемых по заказу Президиума СО РАН.

5.2. Порядок финансирования интеграционных проектов.

Финансирование интеграционных проектов, принятых по конкурсу к исполнению в соответствии с постановлением Президиума СО РАН осуществляется в объемах, предусмотренных этим постановлением, по мере поступления средств из федерального бюджета.

Распределение средств по исполнителям-институтам СО РАН осуществляется по предложению утвержденных научных координаторов соответствующих проектов. Научный координатор проекта представляет в Планово-финансовое управление СО РАН, в рамках определенных на год объемов финансирования, поквартальный план распределения средств по институтам-исполнителям и статьям экономической классификации. В случае если по интеграционному проекту утверждены несколько научных координаторов, заявка на финансирование представляется ими совместно.

В случае особой необходимости, привлечения к выполнению проекта специалистов, не работающих в системе Отделения, научный координатор проекта или руководитель раздела, по согласованию с научным координатором, вправе привлекать соисполнителей по трудовым соглашениям (контрактам), заключаемым руководством института по месту работы научного координатора (руководителя раздела).

5.3. Подведение итогов работ по интеграционным проектам осуществляется ежегодно.

Промежуточные отчеты по комплексным интеграционным проектам направляются на рассмотрение объединенных ученых советов по направлениям наук, которые дают заключение о целесообразности продолжения работ.

Окончательные отчеты в обязательном порядке предварительно направляются на рецензирование сторонним специалистам (не работающим в институтах-исполнителях проекта).

Промежуточные результаты работ по междисциплинарным интеграционным проектам рассматриваются на заседаниях конкурсной комиссии Президиума Отделения, которая дает рекомендации по целесообразности их дальнейшей реализации. В случае необходимости, комиссия рекомендует итоги работ по междисциплинарным проектам к заслушиванию на заседаниях Президиума Отделения.

В случае если ОУС или конкурсная комиссия Президиума СО РАН по каким-то причинам дает рекомендации по досрочному прекращению работ, это решение в обязательном порядке утверждается на заседании Президиума Отделения.

В случае досрочного прекращения работ по интеграционному проекту, средства, запланированные на их проведение, по решению конкурсной комиссии перераспределяются среди действующих проектов.

Окончательные отчеты по междисциплинарным интеграционным проектам в обязательном порядке направляются конкурсной комиссией Президиума Отделения на рецензирование, а итоги работ по истечении 3-х лет рассматриваются на научных сессиях Президиума Отделения.

К сводным промежуточным и окончательным отчетам прилагаются ежегодные или окончательные справки о реальном расходовании финансовых средств на реализацию всего проекта, расшифрованные по источникам, исполнителям и статьям экономической классификации.

6. Лаврентьевские конкурсы молодежных проектов
Сибирского отделения РАН.

Основная цель Лаврентьевского конкурса молодежных проектов -выявление и поддержка в СО РАН молодых ученых - лидеров, способных получить научные результаты мирового класса, а также возглавить деятельность молодежных коллективов по выполнению проектов в области фундаментальных исследований. Конкурс проводится один раз в два года за счет целевых бюджетных средств, размер которых определяется Президиумом СО РАН в установленном порядке.

6.1. Проведение Лаврентьевского конкурса молодежных проектов возлагается на расширенные бюро объединенных ученых советов СО РАН по направлениям наук с участием президиумов научных центров и советов молодых ученых. Выделенные на конкурс средства делятся по направлениям наук пропорционально численности молодых ученых, работающих в институтах, курируемых объединенными учеными советами, по состоянию на 1 января текущего года. Количество и размер грантов определяет бюро объединенного ученого совета, исходя из выделенных финансовых лимитов поданных заявок и результатов конкурса.

К участию в конкурсе допускаются молодые ученые в возрасте, не превышающем 35 лет на момент подачи заявки.

6.2. Лаврентьевский конкурс молодежных проектов проводится в 2 этапа.

На первом этапе осуществляется экспертиза уровня научной квалификации молодых ученых, подавших заявки на участие в конкурсе. Оценивается научный уровень опубликованных работ претендентов и их научная активность (по степени участия в качестве докладчика на научных конференциях, симпозиумах и т.п. в России и за рубежом).

На втором этапе содержательно оцениваются проекты, представленные претендентами, отобранными в первом туре, и на этой основе определяются победители и размеры грантов.

Финансирование проектов проводится через научные учреждения СО РАН, в которых работают исполнители или научные руководители проектов.

6.3. По истечении года представляется краткий отчет о выполненной работе с приложением списка публикаций по гранту и финансовой справки о расходовании средств.

Итоговый отчет оформляется в виде авторской статьи и сопровождается списком опубликованных и сданных в печать работ, перечнем докладов на конференциях и других материалов, отражающих достижения молодых ученых (защита диссертации, награды и т.п.). К отчету прилагается выписка из решения Ученого совета института (институтов) о рассмотрении результатов работы по проекту.

По результатам работы по грантам Советом молодых ученых СО РАН проводятся итоговые “Лаврентьевские чтения” - отчетные молодежные конференции в одном или нескольких научных центрах Отделения. Выступления на них исполнителей (руководителей научных коллективов) является обязательной составной частью отчета по гранту.

7. Программы фундаментальных исследований
Российской академии наук.

Научные учреждения Сибирского отделения РАН участвуют в программах фундаментальных исследований РАН на равных основаниях с учреждениями центральной части РАН.

Их участие определяется положениями и порядком, утверждаемым постановлениями Президиума РАН. Исследования институтов Отделения по программам Президиума и специализированных отделений РАН финансируются как непосредственно за счет централизованных средств, выделяемых по решению Президиума СО РАН из бюджета Отделения, так и в пределах установленной Президиумом РАН квоты финансирования Отделения через головные организации РАН по государственным контрактам.

После утверждения перечня программ, координаторов и объемов финансирования Президиумом РАН, институты СО РАН готовят проекты по участию и направляют их в адрес координаторов программ РАН.

Суммы (квоты), предусмотренные для участия институтов Отделения в программах Президиума и специализированных отделений РАН делятся между объединенными учеными советами СО РАН по направлениям наук примерно пропорционально суммам, определенным для программ Президиумом РАН и степени участия институтов СО РАН в этих программах.

После получения официальных писем координаторов программ Президиума и специализированных отделений РАН о включении институтов СО РАН в качестве соисполнителей этих программ, заинтересованные институты СО РАН направляют в объединенные ученые советы СО РАН по направлениям наук копии своих проектов, на основании оценки которых и, исходя из выделенных ранее Президиумом СО РАН лимитов, расширенное бюро ОУС определяют объемы финансирования институтов СО РАН по проектам. При их рассмотрении ОУС по направлениям наук вправе принимать решения о нецелесообразности финансирования некоторых проектов, либо предлагать для включения в программы Президиума РАН дополнительные проекты.

Объемы финансирования конкретных проектов и институтов СО РАН в рамках программ фундаментальных исследований Президиума и специализированных отделений РАН согласовываются с Президиумом СО РАН.

В случае несовпадения точек зрения на целесообразность реализации тех или иных проектов, Президиумом СО РАН и координационным советом по программе Президиума РАН (или специализированным отделением РАН) создается на паритетных началах согласительная комиссия, решение которой является окончательным.

Решения по финансированию из бюджета СО РАН конкретных проектов институтов СО РАН в рамках программ фундаментальных исследований РАН утверждаются Президиумом СО РАН отдельным постановлением. Отчеты по работе в рамках программ специализированных отделений и Президиума РАН направляются координатору программы и параллельно докладываются (защищаются) на заседаниях ОУС СО РАН по направлениям наук.

8. Программа модернизации материально-технической базы
учреждений СО РАН (программа ММТБ)

Программа ММТБ разрабатывается в целях обеспечения исследовательской деятельности учреждений СО РАН необходимыми для выполнения работ помещениями, оборудованием, приборами, инженерно-технической инфраструктурой.

Программа рассчитана на приведение в среднесрочной перспективе (7-10 лет) материально- технической базы ведущих научных учреждений СО РАН в соответствие с современными требованиями и мировыми стандартами в данной области.

Программа ММБТ включает в себя:

8.1. План капитального ремонта зданий, сооружений и передаточных устройств научных учреждений СО РАН, предусматривающий, как правило, финансирование безотлагательных работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в предаварийном состоянии, или в состоянии, делающим невозможным или опасным их дальнейшую эксплуатацию по целевому назначению в соответствии с требованиями надзорных служб и т.п.

8.1.1. Проект плана капитального ремонта формируется на основе заявок научных учреждений СО РАН, являющихся получателями бюджетных средств, на балансе которых находятся подлежащие ремонту здания, сооружения, передаточные устройства. Заявки направляются в Службу главного инженера СО РАН (далее СГИ) до 1 сентября года, предшествующего планируемому периоду.

Заявки на капитальный ремонт от учреждений, входящих в состав научных центров (Бурятский, Красноярский, Иркутский, Томский, Омский, Тюменский, Кемеровский, Якутский) принимаются к рассмотрению совокупно за подписью (согласованию) руководства президиума соответствующего научного центра СО РАН с приложением материалов от учреждений.

Служба главного инженера рассматривает заявки учреждений и научных центров СО РАН исходя из объемов средств, выделяемых на реализацию Программы “Капитальный ремонт” решением Президиума СО РАН.

При этом учитываются:

объективное состояние объекта, необходимость и целесообразность осуществления этих работ;

общая стоимость основных фондов учреждения;

наличие у учреждений других источников финансирования капитального ремонта, в первую очередь - средств, получаемых от сдачи в аренду зданий и помещений;

объемы бюджетных ассигнований, ранее выделявшихся учреждению на эти цели, и эффективность их использования.

При рассмотрении заявки учреждений СО РАН СГИ производится оценка обоснованности объема запрашиваемых средств, как правило, выборочно с выездом в учреждения. В необходимых случаях СГИ может запросить у учреждения СО РАН дополнительную информацию и документацию, подтверждающую объем запрашиваемых средств.

8.1.2. По результатам рассмотрения заявок учреждений и научных центров СО РАН СГИ до 1 декабря предшествующего планируемому году формирует проект Плана капитального ремонта основных фондов учреждений СО РАН и представляет его на утверждение председателю СО РАН.

После утверждения председателем СО РАН Плана капитального ремонта на очередной год, в пределах утвержденной Министерством финансов РФ росписи расходов, Планово-финансовое управление СО РАН готовит распоряжение об увеличении лимитов и объемов финансирования учреждений Отделения по программе целевых расходов “Капитальный ремонт”. В случае, когда план капитального ремонта предполагает приобретение специального оборудования, пусконаладочные работы и другие расходы, не относящиеся к предметной статье 240 300, учреждения СО РАН должны уточнить роспись предполагаемых расходов по статьям экономической классификации при представлении смет в пределах доведенных лимитов.

8.1.3. После получения от Планово-финансового управления СО РАН уведомления о лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования,

учреждения-балансодержатели утверждают проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта в соответствии с требованиями нормативных документов по этому вопросу, с учетом средств из других источников (не менее 25% от утвержденного бюджетного финансирования), привлекаемых для осуществления ремонтных работ.

При отсутствии проектно-сметной документации, учреждения-балансодержатели, в пределах плана бюджетного финансирования и имеющихся у них средств на эти цели из других источников, заключают договора на ее разработку со специализированными организациями, определяемыми на основе тендеров, проводимых учреждениями СО РАН, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

8.1.4. Работы по капитальному ремонту зданий, сооружений и передаточных устройств СО РАН выполняются специализированными подрядными организациями, определяемыми на конкурсной основе, в соответствии с РСО № 15000-47 от 27.01.2004 г. “О конкурсной комиссии СО РАН” (для ННЦ СО РАН) и № 15000-51 от 29.01.2004 г. “Об организации закупок товаров (работ, услуг) для нужд учреждений, организаций СО РАН на конкурсной основе”.

Учреждение СО РАН заключает с подрядной организацией, определенной по результатам конкурса, договор на проведение работ, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Сумма обязательств учреждения по договору не может превышать объема доведенного ему целевого лимита бюджетного финансирования и имеющихся у него средств на эти цели из других источников.

Один экземпляр договора на проведение капитального ремонта представляется для учета и контроля в Службу главного инженера.

8.1.5. Финансирование работ по капитальному ремонту осуществляется помесячно в рамках общего финансирования расходов учреждений СО РАН в соответствии с их сметами, утвержденными распорядителем бюджетных средств.

Изменения графиков финансирования работ по капитальному ремонту могут, в необходимых случаях, осуществляться Планово-финансовым управлением, по представлению Службы главного инженера, в пределах общего объема финансирования, утвержденного учреждению СО РАН на соответствующий квартал в порядке и сроки, установленные для уточнения смет расходов учреждений СО РАН.

8.1.6. Ежеквартально, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, учреждения представляют в Службу главного инженера отчет о выполнении работ по капитальному ремонту и освоению выделяемых средств по утвержденной форме.

Служба главного инженера контролирует ход выполнения планов капитального ремонта основных фондов учреждений на основе отчетов учреждений, квартальной бухгалтерской отчетности, а в необходимых случаях — анализа первичной документации по проведению работ с выездом на объекты.

По результатам контроля вносит руководству СО РАН предложения по корректировке утвержденных планов.

8.1.7. После утверждения планов капитального ремонта СГИ в исключительных случаях принимает к рассмотрению заявки на проведение ремонтных работ, связанных с ликвидацией последствий аварийных ситуаций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, которые не могли быть учтены при формировании плана.

Размер средств, выделяемых для проведения таких работ, определяется руководством СО РАН по предложению Службы главного инженера.

8.2. Программа модернизации приборного парка учреждений СО РАН включает в себя план закупок приборов и оборудования для обновления научного парка и в целях обеспечения выполнения плановых работ научных учреждений СО РАН. План формируется Приборной Комиссией СО РАН на основе заявок учреждений, поддержанных Объединенными учеными советами и региональными научными центрами СО РАН, и утверждается Президиумом СО РАН.

Состав Приборной Комиссии СО РАН утверждает Президиум Отделения.

План закупок приборов и оборудования состоит из нескольких основных направлений.

8.2.1. Приобретение крупного научного оборудования.

Закупки крупного научного оборудования для нужд СО РАН осуществляются по заявкам институтов Отделения по результатам конкурса, который проводит Приборная Комиссия СО РАН. При этом приоритетом пользуются заявки центров коллективного пользования СО РАН (ЦКП), заявки на приборы и оборудование для выполнения интеграционных проектов СО РАН, с учетом интересов региональных научных центров Отделения. Результаты конкурса рассматриваются Объединенными учеными советами Отделения. Утверждение списка закупаемого крупного оборудования производится Бюро Президиума СО РАН.

8.2.2. Поддержка производства и закупок уникальных приборов и оборудования по разработкам институтов СО РАН (импортозамещающее оборудование).

Основная цель этой деятельности - укрепление приборной базы институтов Отделения, с одновременной поддержкой производителя научного оборудования - учреждений СО РАН. Заявки по импортозамещающему оборудованию поступают в Приборную Комиссию СО РАН, которая при необходимости проводит конкурс заявок. Результаты конкурса утверждаются Бюро Президиума Отделения.

8.2.3. Производство и оснащение институтов Отделения научным оборудованием в рамках Соглашения СО РАН - Фонд содействия развитию малых форм предприятий.

Комиссия, созданная в рамках этого Соглашения, решает все вопросы по данному направлению. Финансирование направления осуществляется на паритетной основе Сибирским отделением РАН, научными учреждениями — заказчиками оборудования и Фондом содействия развитию малых форм предприятий.

8.2.4.Приобретение мелкого оборудования.

Средства на приобретение мелкого лабораторного оборудования распределяются объединенными учеными советами. Приобретение данного оборудования осуществляется Приборной Комиссией СО РАН совместно с УМТС СО РАН.

8.2.5. Приобретение как крупного так и мелкого научного оборудования для институтов СО РАН осуществляется на основе конкурсных торгов (тендеров) в соответствии с действующим законодательством.

9. План субсидий предприятиям
жилищно-коммунального хозяйства
Сибирского отделения РАН.

Президиум СО РАН утверждает объемы субсидий из федерального бюджета государственным унитарным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в научных центрах Отделения в соответствии с показателями, предусмотренными Сибирскому отделению на эти цели Законом о федеральном бюджета на соответствующий год, реестром бюджетополучателей, согласованным с Министерством финансов РФ, перечнем получателей субсидий.

Предложения о распределении объемов субсидий по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства СО РАН разрабатываются Планово-финансовым управлением СО РАН исходя из требований обеспечения качественного и бесперебойного жилищно-коммунального обслуживания граждан, проживающих в домах этих предприятий и согласовываются с заместителем председателя Отделения по экономическим и финансовым вопросам.

При этом учитываются финансово-экономические показатели деятельности предприятий, состояние их основных фондов, объем потребляемых топливо-энергетических ресурсов, средства, получаемые от населения за предоставленные услуги, и др.

Субсидии предприятиям жилищно-коммунального хозяйства СО РАН выделяются в соответствии с Правилами, утвержденными Президиумом СО РАН на предстоящий год, по согласованию с Министерством финансов РФ.

10. План финансирования организаций
Геофизической службы СО РАН.

План финансирования организаций Геофизической службы СО РАН разрабатывается Планово-финансовым управлением в соответствии с объемом финансирования, утвержденным Законом о бюджете на соответствующий год по данной целевой статье и по видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

Объем финансирования геологоразведочных организаций планируется с учетом анализа выполнения плановых показателей предшествующего года и . представленного в Планово-финансовое управление Геофизической службой СО РАН проекта выполнения геологоразведочных работ, направленных на проведение непрерывных сейсмологических, геофизических, гидрогеологических и геохимических наблюдений в сейсмоактивных зонах Сибири, а также проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области сейсмологии.

При этом учитывается материально-техническая база Геофизической службы, средства необходимые на ее содержание и развитие, а также объем внебюджетных средств.

11. План финансирования учреждений здравоохранения,
образования и культуры СО РАН.

11.1. План финансирования учреждений здравоохранения СО РАН разрабатывается Планово-финансовым управлением СО РАН в соответствии с росписью бюджетных расходов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации и представляется для согласования заместителю председателя Отделения по экономическим и финансовым вопросам.

План финансирования учреждений здравоохранения СО РАН разрабатывается исходя из нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

При этом учитывается и анализируется выполнение плановых показателей по предоставлению медицинских услуг населению (в первую очередь сотрудникам учреждений и организаций СО РАН); объем внебюджетных средств, в том числе средств Фонда обязательного медицинского страхования, получаемых учреждениями, физический износ и техническое состояние основных фондов.

11.2. План финансирования государственных дошкольных образовательных учреждений СО РАН готовится Управлением координации деятельности учреждений образовательной сферы СО РАН совместно с Планово-финансовым управлением СО РАН с учетом числа детей в этих учреждениях (в первую очередь - детей сотрудников учреждений и организаций СО РАН) и установленных постановлениями Правительства Российской Федерации нормативов оплаты труда сотрудников этих учреждений и нормативов поступления средств от родителей на оплату питания детей.

При формировании планов финансирования учреждений образования учитывается размер средств, поступающих от родителей, а также физический износ и техническое состояние основных фондов.

11.3. Планы финансирования домов ученых Отделения определяются с учетом объема и качества научных, просветительских, образовательных, культурных, оздоровительных и других мероприятий, проводимых учреждением, численности работников учреждений СО РАН в числе членов дома ученых, объема платных услуг, предоставляемых домом ученых населению и размеров членских взносов.

При этом учитывается также состояние материально-технической базы домов ученых, средства необходимые на его содержание и развитие.

12. Исполнение плана финансирования организаций СО РАН.

12.1. Исходя из показателей, утвержденных Президиумом СО РАН в соответствии с п.п. 2., 3., 4., 5., 6., 7., 8., 9., 10., 11. настоящего Порядка, Планово-финансовое управление СО РАН доводит до каждого учреждения СО РАН установленные им объемы финансирования, с указанием целевого назначения выделенных средств и утверждает лимиты бюджетных обязательств на предстоящий год по формам, установленным Министерством финансов РФ.

12.2. Учреждения — получатели бюджетных средств, исходя из лимитов бюджетных обязательств, доведенных им Планово-финансовым управлением СО РАН, разрабатывают и представляют на утверждение в Планово-финансовое управление СО РАН сметы бюджетных расходов учреждения с разбивкой по кварталам.

Утвержденные уведомления о лимитах бюджетных обязательств и сметы представляются учреждением в территориальный орган Федерального казначейства.

Объем договоров на закупку продукции, работ и услуг за счет средств федерального бюджета, заключаемых учреждением, не может превышать установленных учреждению лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

12.3. Финансирование учреждений, предусмотренное утвержденными сметами, осуществляется Планово-финансовым управлением СО РАН ежемесячно, в порядке, определенном Министерством финансов РФ, по предметным статьям экономической классификации в пределах расходов, утвержденных на квартал.

12.4. Корректировка годовых лимитов бюджетных обязательств и смет бюджетных расходов производится Планово-финансовым управлением СО РАН по обоснованным просьбам учреждений, представленным не позднее 23 июля т.г.

В отдельных случаях, при наличии возможности перераспределения лимитов бюджетных обязательств между учреждениями СО РАН, корректировка лимитов может производиться до 15 ноября т.г.

При корректировке лимитов бюджетных обязательств руководство учреждения несет ответственность за недопущение кредиторской задолженности по предметным статьям, корректируемым в сторону уменьшения.

13. Дополнительное бюджетное финансирование
за счет средств, получаемых учреждениями
от сдачи в аренду закрепленной за ними федеральной собственности.

Сметы доходов и расходов дополнительного бюджетного финансирования на предстоящий год с поквартальной разбивкой разрабатываются учреждениями СО РАН исходя из доходов, предусмотренных заключенными договорами.

Расходы, предусматриваемые сметами дополнительного бюджетного финансирования, направляются исключительно на содержание, и развитие материально-технической базы учреждения - арендодателя в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 24 июня 1999 г. № 689.

Сметы доходов и расходов дополнительного бюджетного финансирования утверждаются руководителем учреждения.

Финансирование расходов, предусмотренных сметами дополнительного бюджетного финансирования, осуществляется в порядке, установленном Главным управлением Федерального казначейства Минфина России.

14. Сметы доходов и расходов за счет средств,
полученных от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности
(сметы доходов и расходов внебюджетных средств).

Смета доходов и расходов внебюджетных средств разрабатывается учреждением в соответствии с “Порядком составления и утверждения сметы доходов и расходов по средствам, полученным бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности”, утвержденным распоряжением Президиума СО РАН, исходя из заключенных договоров на предоставление работ и услуг сторонним организациям, в том числе иностранным, изготовления и реализации продукции, целевого финансирования Минпромнауки России, грантов Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда и других видов деятельности и целевых поступлений, предусмотренных уставом учреждения и разрешением на открытие лицевого счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выданным учреждению в установленном порядке.

В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодов экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации на выполнение договоров, изготовление продукции, предоставление услуг, исследований по грантам и т.п.

Смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности утверждается руководителем учреждения.

15. Сводные сметы доходов и расходов учреждений СО РАН.

Сводные сметы доходов и расходов учреждений СО РАН формируются в соответствии с п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и отражают все доходы учреждения, перечисленные в п.п. 9, 10 и 11 настоящего Порядка.

При формировании сводной сметы доходов и расходов учреждения, его расходы по соответствующим предметным статьям экономической классификации могут объединяться для обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий в интересах выполнения заданий, предусмотренных планами учреждения по отдельным источникам финансирования.

Сводная смета доходов и расходов учреждения утверждается руководителем учреждения.

Корректировка сметы производится ежеквартально, с учетом изменения бюджетных смет и смет доходов и расходов по другим источникам финансирования.

16. Внесение изменений и дополнений в настоящий Порядок осуществляется соответствующим постановлением Президиума Отделения.

Главный ученый секретарь
Отделения чл.-к. РАН

В.М. Фомин


|События в СО РАН| |Постановления Президиума и нормативные документы| |Конференции и совещания| |Конкурсы и гранты| |Новости на сервере| |Новости в сети СО РАН| |Новости| |Разное| |Новости Электронной библиотеки СО РАН| |Частные объявления|
|Доска объявлений| |Поиск|


Ваши коментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]
[СО РАН]

© 1996-2018, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 1996-2018, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Дата последней модификации: 25-Mar-2004 (15:52:48)