СПРАВКА: Борис Иванович Ивлев - директор Новосибирского областного фонда поддержки науки и высшего образования при Администрации Новосибирской области. Более десяти лет Б.И. Ивлев возглавлял крупнейшую закрытую отраслевую лабораторию в Новосибирском государственном техническом университете. С его именем связана разработка пакета документов и реализация идеи создания технопарка "Новосибирск" на территории Новосибирской области в 1996 году. Борис Иванович- автор множества публикаций, 23 изобретений и большого количества внедрений.
Борис Иванович, какие вопросы приходится решать администрации Новосибирской области в плане развития инновационной деятельности?
Администрация Новосибирской области занимается инновационной деятельностью более десяти лет. В марте 1995 года был принят региональный закон "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области". В то время ни в одном регионе не было подобного нормативного акта, федеральный закон № 127 появился лишь два года спустя. Обстоятельства вынудили нас пойти на этот шаг. Лишившись поддержки со стороны государства, мы остались один на один с проблемами научно-образовательного комплекса. Бюджетные деньги во все времена "переползали" через Уральские горы в очень ограниченном количестве, поэтому мы всегда рассчитываем лишь на собственные силы. Главная цель - сохранить мощный научно-образовательный комплекс: институты трех Сибирских отделений Российских академий наук, Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", высшие учебные заведения с научно-исследовательским сектором и общей численностью штата около 25 тыс. человек - была выполнена. В рамках принятого закона разработана нормативная база, в том числе положения по проведению конкурсов, определены приоритетные направления. В 1998 году эти нормативы вышли в виде сборника, в настоящее время они уточнены и работают на территории Новосибирской области.
В соответствии с законом "О научной деятельности и научно-технической политике" действует статья, согласно которой на научно-прикладные разработки, инновационные проекты должно выделяться 1,5% от расходной части областного бюджета. К сожалению, за одиннадцать лет существования закона эта статья ни разу полностью не выполнялась, всегда действует остаточный принцип. Отрицательную роль сыграл 122-й закон, еще больше увеличивающий социальную направленность. Наша статья не уменьшилась по отношению к предыдущим годам, наоборот, она постепенно возрастает. Это первое.
Второе: в соответствии с этим законом у нас действует три приоритетных направления научной деятельности: "Жизненный цикл и качество жизни населения области", "Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса", "Новые материалы, технологии, приборы, оборудование, системы, медицинская техника". У каждого из этих направлений есть подразделы, в рамках которых мы ежегодно формируем план социально-экономического развития по статье "Наука, техника и технология". В прошлом году на эти цели было заложено 50 млн. рублей, в этом году - 60 млн., плюс не менее 25 млн. рублей на возвратной основе. И хотя результаты покажет будущее, по крайней мере, план этого полугодия уже выполнен на 95%. Помогает процессу личный контроль губернатора Виктора Толоконского.
Компактное расположение 50 институтов Сибирских отделений Российских академий наук способствует не только плодотворному общению, но и формированию интеграционных проектов. Специалисты разных направлений объединяют усилия для решения актуальных задач и выходят на новые результаты. Сегодня институты СО РАН зарабатывают примерно столько же, сколько дает им бюджетное финансирование. Более того, проведенный нами анализ показал, что примерно такую же сумму зарабатывают малые предприятия в научно-технической сфере в Академгородке.
Руководство департамента науки, инноваций, информатизации и связи при администрации Новосибирской области пошли по пути организации ассоциации малых предприятий в научно-технической сфере, например, ассоциации Сибакадемсофт, Сибакадеминновация, ряда других структурных подразделений, что позволяет решать многие проблемы комплексно. Так, Сибакадемсофт объединил примерно 1200 программистов. Раньше они работали, в основном, в оффшорной зоне, сегодня их деятельность легализована, они активно участвуют в решении социальных вопросов, бюджет области получил дополнительные налоги, проще стали решаться многие организационные вопросы, с подобными структурами сегодня нельзя не считаться.
Какие механизмы развития науки и трансфера технологий действуют на территории Новосибирской области?
В настоящее время создаются правовые экономические управленческие механизмы. На первом месте стоит стимулирование роста научно-производственных кластеров, формирование инфраструктуры, подготовка, переподготовка и закрепление научно-инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса. Особое значение приобретают вопросы социальной сферы. Для решения этих задача приняты законы "О научной деятельности и научно-технической политике", "О мерах государственной поддержки товаропроизводителя Новосибирской области", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности Новосибирской области" и закон "О молодежной политике", где прописана поддержка творческой молодежи.
У нас сложилась структура научно-экспертного совета с тремя сопредседателями, представляющими исполнительную власть, законодательную и Президиум СО РАН. Поднимаемы на нем вопросы инновационной деятельности предварительно обсуждаются и выносятся на рассмотрение Научного совета администрации области для принятия решения губернатором.
Распределение финансов проводится через конкурсные отборы. У нас есть свои базы данных по проектам и по независимым экспертам. По каждому из приоритетных направлений научной деятельности конкурсные комиссии предварительно рассматривают инновационные проекты и научно-прикладные разработки. Решение выносит научно-экспертный совет: рекомендовать к финансированию или направить на независимую экспертизу. Предлагаемые проекты касаются тех направлений, которые успешно развиваются в Новосибирской области. Самые крупные из них - "Силовая электроника", "Индустрия программных продуктов информационных систем", "Биотехнологии", "Энергосбережение" и другие. Первые три, а также "Приборостороение" - включены как приоритетные в план создания технопарка высоких технологий в Академгородке.
Инновационные проекты могут поддерживаться за счет дополнительных источников, но на формирование инфраструктуры инновационной деятельности вряд ли можно найти инвестора - это удел государства. Как решаются такие вопросы?
Мы формируем соответствующую мотивацию. Например, за четыре года жизни в новом статусе жители наукограда Кольцово ощутили реальную поддержку в социальном плане. Переоборудованы школы, детские дошкольные учреждения, повысилось качество услуг системы здравоохранения. Поселок стал более ухоженным, ведется строительство коммерческого жилья. Наукоградные деньги поддерживают и творческую молодежь. Плюс 50% средств, возвращаемых субъектом РФ и федеральными органами власти, идут на науку: НИОКР и инновационные проекты.
Глава администрации наукограда Кольцово Николай Красников за период с 2003 по 2006 гг. сумел увеличить бюджет с 14,7 млн. рублей до 220 млн. Эта прибавка - хороший аргумент тем, кто сомневался, нужен ли наукоград. Многое в таких вопросах зависит от личности лидера, в нашем случае произошло хорошее сочетание того и другого. Мэр Н. Красников болеет за развитие наукограда, не случайно именно там реализуется проект по бизнес-инкубатору. Надеемся, что до конца года здание будет построено. Главное, чтобы он был заселен перспективными творческими людьми, но для этого нужно произвести отбор, сверстать соответствующие программы подготовки кадров, провести выбор перспективных, высокой степени готовности проектов.
На сегодняшний день Новосибирская область располагает разветвленной сетью инновационных центров: технопарк "Новосибирск", инновационный центр Кольцово, Инновационно-технологический центр (ИТЦ) Академгородок, ИТЦ Шлюз, ИТЦ Север, ИТЦ при вузах. В Новосибирском Академгородке действует Центр трансфера технологий - структура в составе СО РАН, предназначенная для коммерциализации научных разработок.
Деятельность инновационных центров преследует три цели: создание благоприятных условий для формирования малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере, создание рабочих мест и пополнение бюджета. Часть средств они зарабатывают за счет оказания услуг, а часть - это заказные работы, в том числе и от администрации области.
Что, на ваш взгляд, сдерживает развитие инновационной деятельности?
К сожалению, у нас еще сохранилась тяга к жесткому контролю, не научились видеть перспективу. Например, когда рассматривался вопрос об управляющей компании по бизнес-инкубатору в наукограде Кольцово, пришлось доказывать, что это должна быть некоммерческая организация. Бизнесом не надо управлять, не надо вмешиваться в его деятельность, фирмы сами знают, что и как делать. Координировать их работу можно через соучредительство и систему отношений, выстроенную на взаимной заинтересованности.
В ряде случаев сохранились старые подходы при проведении НИР. Вместо того, чтобы начать с маркетинговых исследований, изучить рынок, разработчики по-прежнему находят деньги, а затем стараются пристроить полученный результат. Итогом становится невостребованность продукта. Там, где вкладываются частные деньги, нет права на ошибку, в этом случае работают совершенно другие подходы.
Поэтому на этапе фундаментальных исследований, НИР заказчиком должно быть государство. К опытно-конструкторским разработкам подключаются спонсоры и бизнес-ангелы. Когда мы выходим на создание опытного образца и установочной партии, ориентируемся на внедрение, наступает время действия венчурных фондов. Наконец, к серийному производству должны подключаться банки. Эта непрерывная цепочка у нас пока не выстроена из-за отсутствия структуры сквозного финансирования.
Говоря о сдерживающих факторах развития инновационной деятельности, хочется отметить отсутствие системности и государственной поддержки. Сегодня мы делаем первые шаги по организации коучинг-центров, по созданию венчурных фондов, по поиску инвесторов. До тех пор, пока мы не отработаем эту систему, невозможно рассчитывать на стабильный успех, поскольку разработка и вывод ее результатов на рынок связаны с высокими рисками.
Первое, что сдерживает, отсутствие соответствующего законодательства. Второе - нет финансовой поддержки со стороны государства. Третье - кадры. Возможно, последнее нужно поставить на первое место. Лозунг "Кадры решают все" актуален в любой стране и в любую эпоху. Поэтому у нас сегодня реализуется целый ряд программ, таких как, целевая контрактная подготовка. За счет бюджета мы финансируем подготовку 1800 специалистов, в основном, для села. В программе задействованы Медицинский, Педагогический и Аграрный университеты. В итоге выделяется 63 млн. рублей на подготовку специалистов, плюс дополнительная сумма - на стипендии. Действует Президентская программа по подготовке управленческих кадров совместно с Минэкономразвития России. На сегодняшний день подготовлено около 700 человек, и если мы будем и дальше такими темпами готовить инновационных менеджеров, которых набирают только третий год по 20 человек в группу, в ближайшие годы мы не решим проблему по укреплению кадровой политики в сфере инновационной деятельности.
Не хватает общей грамотности населения. Мы за 10 лет научились произносить термины в части инновационной деятельности, но я точно могу сказать, что для большинства специалистов "научно-технологический парк", "инновационный центр", "бизнес-инкубатор", "коучинг-центр", "венчурный фонд" - почти ругательные слова, не редко каждый "слышит" эти слова по-своему, закладывая в них собственный глубинный смысл.
Чтобы закрепить молодые кадры, мы поддерживаем социальные программы. В том числе, проекты СО РАН и наукограда Кольцово по строительству жилья для молодых ученых. Принят ряд постановлений губернатора области, согласно которым Сибакадембанк выдает кредит на жилье, 75% ставки гасит администрация области, президиум СО РАН или наукоград Кольцово. Тем самым мы сделали доступными для молодежи кредитные ресурсы: они платят не 18-20%, а всего 3%. Такую поддержку уже получили 120 молодых семей.
Кроме этого, мы проводим специальные конкурсы на получение стипендий аспирантами и докторантами, на получение грантов молодыми учеными. Победители получают по 70 тыс. рублей каждый. Ежегодно проводится конкурс по результатам фундаментальных и прикладных исследований. Из 11 номинаций, одна - инновационные проекты. По каждой присуждаются две премии: 45 и 30 тысяч рублей. Этот конкурс последнее время становится все более популярным. Спасибо, что губернатор В.Толоконский поддерживает нас во всех этих начинаниях. Он лично присутствует на торжественных церемониях вручения премий.
Еще одна причина, от которой также страдает инновационная деятельность - отсутствие информационного обмена. С этой целью на базе Кольцовского инноцентра мы создали региональный Центр трансфера технологий. Продолжением этого стала реализация проекта виртуального бизнес-инкубатора. Когда рассматривался вопрос создания особой экономической зоны в Новосибирске, резко вырос приток представительств различных зарубежных центров и фирм. Часть из них расположилась, в основном, в Академгородке, часть - в самом Новосибирске. Мы планируем совместно с Президиумом СО РАН разместить их на втором этаже строящегося технико-внедренческого центра, чтобы они, общаясь между собой, имели прямую связь с академическими институтами
В Новосибирске действует филиал Роспатента. Как удалось наладить подготовку собственных специалистов - патентоведов?
В Новосибирске и раньше действовал филиал Роспатента, он готовил специалистов, тогда недостатка в кадрах не было. В начале 90-х годов наступил провал. Патентные отделы в большинстве организаций закрылись, а там, где они остались, штат составил 1-2 человека. Поскольку Москва далеко, мы решили обратиться в Роспатент с предложением организовать филиал Федерального института промышленной собственности (ФИПС) в нашем городе. Было заключено соглашение о проведении совместных семинаров на основе равного участия в финансировании мероприятий: 50% - платим мы, и 50% - Роспатент.
Сегодня мы, как первый шаг в достижении этой цели, создали образовательную структуру "Сибирский институт интеллектуальной собственности". Пока учебная программа включает 190 часов. В будущем мы планируем создать настоящий филиал ФИПСа и увеличить программу до 500 часов.
Борис Иванович, в Новосибирске есть еще один успешный опыт, связанный с инновационной экономикой. Вы стояли у истоков создания технопарка на территории области. Как возникла такая идея?
В 1990 году я предложил концепцию создания технопарка Новосибирского электротехнического института, но тогда она не получила поддержки. Только в1995 году по распоряжению администрация области я начал разрабатывать комплект документов: концепцию и устав в составе рабочей группы по созданию технопарка распределенного типа "Новосибирск". Основными идеями были создание управляющей компании (6-8 человек) в виде исполнительной дирекции, государственная поддержка. Следующее - добровольное объединение юридических лиц и интеграция ресурсов на взаимовыгодных условиях и выход на территориально - распределенную модель. С самого начала закладывается программно-целевой принцип в организации деятельности технопарка при конкурсном отборе проектов, многоканальное финансирование, приведение научной идеи к коммерческому успеху. Эти подходы, заложенные в концепции и уставе, и сегодня не потеряли своей актуальности.
В 1996 господдержка была возможна лишь в виде передачи корпуса в оперативное управление, безвозмездную передачу законодательство не разрешало. Так мы получили здание площадью в 16 тыс.кв. метров на территории Научно-производственного объединения "Север". Сегодня технопарк "Новосибирск" не получает поддержку от государства, все средства от аренды идут в федеральный бюджет. Нас серьезно поддержал Иван Михайлович Бортник, огромное ему за это спасибо. Корпус десятиэтажного здания приведен в порядок, сделан евроремонт, на первом этаже разместился депозитарий Новосибирского отделения Внешторгбанка. Созданы условия для нормальной работы более чем 50 фирм. На площадях корпуса разместилось около десятка провайдеров, накоплен положительный опыт по бизнес-инкубированию фирм. Несмотря на проблемы, есть много положительного именно в этом технопарке. Получилась необычная модель, впервые предложенная и реализованная в Новосибирске. С нашим уникальным опытом приезжают познакомится российские и зарубежные специалисты.
Большую роль в поддержке инновационной деятельности играет Новосибирский областной фонд поддержки науки и образования. Как говорят в Новосибирске, Фонд Ивлева по популярности и востребованности сравним с Фондом Бортника. Как вы оцениваете его деятельность?
Новосибирский областной фонд поддержки науки и высшего образования (Фонд), который я возглавляю, в этом году отмечает свое десятилетие. Он был создан в 1996 году при Комитете по региональной научно-технической политике и научно-образовательному комплексу администрации области. Его цель - содействие проведению региональной научно-технической политики и поддержка научно-прикладных разработок и инновационных проектов, выполняемых в интересах области. Единственным учредителем Фонда является администрация Новосибирской области.
За время своего существования Новосибирский областной фонд поддержки науки и высшего образования заработал высокий имидж и знаком многим по практическим делам. Через него идет финансирование научно-прикладных разработок и инновационных проектов области, прошедших конкурсный отбор. Сегодня Фонд действует при департаменте науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, участвуя в деятельности его подразделений. Это долевое финансирование проекта бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово, организация совместных семинаров, конференций, создание регионального центра сети трансфера технологий на базе инновационного центра Кольцово, реализация проекта по виртуальному бизнес - инкубатору, участие в создании совместно с СО РАН технико-внедренческого центра и другое. Осуществляется поддержка молодых ученых через гранты, стипендии и премии. Реализованы сотни различных проектов, есть малые, и есть достаточно серьезные.
За период деятельности Фонда приобретен опыт взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями, оказана помощь сотням проектов, созданы механизмы финансовой поддержки инновационной деятельности на территории области.
Фонд совместно с РАВИ участвуете в реализации конкурса федеральных проектов. Над чем вы сейчас работаете?
В прошлом году мы выиграли конкурс по созданию коучинг-центра в Сибирском федеральном округе. Пока мы не определились относительно юридического лица центра. Создать инфраструктурное подразделение не сложно, главный вопрос - за счет чего содержать. Возможно, на каком-то этапе это будет структурное подразделение при Новосибирском областном фонде поддержки науки высшего образования. Коучинг-центр будет заниматься подготовкой фирм и проектов для представления на венчурные ярмарки и подбором информации для Российской сети трансфера технологий. Главная идея заключается в том, что венчурные инвесторы вкладывают средства не в проект, а в конкретных людей. Более того, на определенном этапе они могут консультировать бесплатно, провести стажировку, при необходимости предложить замену менеджмента фирмы. Мы делаем первые шаги по проекту. На базе российской сети трансфера технологий создана коучинг-сеть. За основу взят формат Европейского Союза, работа строится на основе системы: спрос-предложение. Программное обеспечение разработано совместно с Обнинском. Информация выставляется на двух языках (русском и английском) и реализуется в реальных условиях. Рядом разработок сибирских ученых уже заинтересовались зарубежные партнеры, есть выход на Францию, Италию, решается вопрос сотрудничества с Великобританией. С участием РАВИ мы провели два коучинг-семинара в Новосибирске и в Иркутске. В 2007 году планируем провести Сибирскую венчурную ярмарку инновационно-инвестиционных проектов, приурочив ее к 50-летию Сибирского отделения РАН. Есть соответствующий опыт, мы проводили тренинги для фирм и проектов, принявших участие в нескольких венчурных ярмарках. В настоящее время план проведения мероприятий в Академгородке в мае 2007 г. согласовывается с губернатором области и с РАВИ. Мы собираемся пригласить к участию заинтересованные крупные фирмы, в том числе, ассоциации из различных городов России и представителей ряда министерств и ведомств. В дальнейших планах - участие в создании технопарка высоких технологий и венчурного фонда. Это будут элементы системы национальной технико-внедренческой зоны в Новосибирске. |