Предложено управление турбулентным течением с помощью устройств разрушения вихрей (УРВ), расположенных в турбулентном пограничном слое тела вращения фюзеляжеобразной формы. Обнаружено, что УРВ обеспечивают снижение коэффициента поверхностного трения на величину, максимальное значение которой в зависимости от высоты расположения УРВ в пограничном слое составляет 7,5—16% (рис.1). Установлено, что для двухэлементного УРВ (схема «тандем») (рис.2), начиная с расстояния около 10 толщин пограничного слоя от УРВ и далее вниз по течению, вплоть до 90—100 толщин пограничного слоя, наблюдается устойчивое снижение сопротивления, которое в среднем составляет около 10 %. Такие устройства разрушения вихрей могут найти практическое применение как для целого ряда существующих летательных аппаратов, так и для аппаратов подводного флота без принципиального изменения их конструкции.
Рис. 1. Изменение сопротивления для управляемого пограничного слоя (схема «тандем»). ΔX/δ0 — относительное расстояние от задней кромки второго элемента устройства разрушения вихрей, Δcp — изменение сопротивления тела.
Рис. 2. Фрагмент модели тела вращения.
|