Copyright © СО РАН

СО РАН

 
     
 

Институт теоретической и прикладной механики им. С.А.Христиановича СО РАН, 2005 год


Научные направления:

  • 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (период 2003-2006 гг.)
  • 2.2 Механика

Описание научного результата:

5. Аэрогазодинамика и тепломассообмен перспективных летательных аппаратов и двигателей

Программа 5.1. Управление до-, сверх- и гиперзвуковыми внешними и внутренними течениями путем силового и энергетического воздействия
(Координатор чл.-корр. РАН В.М. Фомин)

Теоретически решена задача устойчивости пограничного слоя на стреловидном крыловом профиле самолета при до- и сверхзвуковом обтекании (рис. 1). Результаты расчетов хорошо согласуются с экспериментом (рис. 2).

Экспериментально обнаружено новое физическое явление — образование продольных структур в областях локального отрыва на модели крыла при акустическом воздействии. Показано, что указанный эффект наблюдается при частотах воздействия, соответствующих диапазону неустойчивых колебаний течения в сдвиговом слое. Методами жидкокристаллической визуализации показано, что при этом происходит перераспределение тепловых потоков на поверхности крыла. При малых углах атаки крыла, в отличие от больших углов атаки, возможно самопроизвольное возбуждение продольных структур, при этом, меняя частоту акустического воздействия, можно управлять их размером.

Рис. 1. Обтекание крылового профиля.





Рис. 2. Инкременты пространственного нарастания –αi неустойчивых мод при дозвуковом обтекании профиля в зависимости от трансверсального волнового числа β. Сплошные линии — теория, символы — эксперимент.









[по направлениям] ||[по институтам] ||[по годам] ||[поиск] ||[содержание]

   
       

 

Разработано и поддерживается Институтом вычислительных технологий СО РАН