5. Аэрогазодинамика и тепломассообмен перспективных летательных аппаратов и двигателей
Программа 5.1. Управление до-, сверх- и гиперзвуковыми внешними и
внутренними течениями путем силового и энергетического воздействия
(Координатор чл.-корр. РАН В.М. Фомин)
Теоретически решена задача устойчивости пограничного слоя на
стреловидном крыловом профиле самолета при до- и сверхзвуковом обтекании (рис. 1). Результаты
расчетов хорошо согласуются с экспериментом (рис. 2).
Экспериментально обнаружено новое физическое явление
образование продольных структур в областях локального отрыва на модели крыла
при акустическом воздействии. Показано, что указанный эффект наблюдается при частотах
воздействия, соответствующих диапазону неустойчивых колебаний течения в сдвиговом слое.
Методами жидкокристаллической визуализации показано, что при этом происходит перераспределение
тепловых потоков на поверхности крыла. При малых углах атаки крыла, в отличие
от больших углов атаки, возможно самопроизвольное возбуждение продольных структур,
при этом, меняя частоту акустического воздействия, можно управлять их размером.