Copyright © СО РАН

СО РАН

 
     
 

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2003 год


Научные направления:

  • 7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ (период 2003-2006 гг.)

Описание научного результата:

Результатом проведенного исследования иммиграции иностранной рабочей силы стал социальный портрет иммигранта из ближнего (страны Средней Азии) и дальнего зарубежья (страны Юго-Восточной Азии). Показано, что эти трудовые иммигранты существенно различаются не только по своим качественным характеристикам, но и по способам адаптации на сибирском рынке труда. Следовательно, политика использования и адаптации мигрантов на российском рынке труда, исходя из интересов государства и социально-экономического развития регионов Сибири, должна четко различаться в зависимости от направленности потока иммиграции. Между тем пребывание иммигрантов и из ближнего, и из дальнего зарубежья на территории Сибири имеет одни и те же положитель ные и отрицательные последствия (схема 1).

Схема 1

Последствия иммиграции иностранной рабочей силы

Положительные: Отрицательные:

  • дополнительная рабочая сила на региональном рынке труда;

  • заполнение невостребованных россиянами низкодоходных ниш занятости;

  • омоложение демографической структуры трудоспособного населения;

  • создание дополнительных рабочих мест для россиян;

  • обмен культурными ценностями, национальными традициями, возможность передачи профессионального опыта;

  • расширение ассортимента дешевых товаров для низкодоходных групп населения;

  • пополнение регионального бюджета.

  • развитие теневых сегментов экономики и угнетающее воздействие на развитие легкой промышленности региона;

  • утечка капиталов;

  • демпинг на рынках труда, услуг и потребительских товаров;

  • усиление стихийности рынков труда, жилья и потребительских товаров;

  • слабая социокультурная интегрированность мигрантов в принимающее их общество, их отчужденность и замкнутость;

  • массовые экономические правонарушения (уход от уплаты налогов, контрабанда, система подставных лиц и фирм-однодневок для жульнических бартерных схем во внешнеторговых операциях, незаконные финансовые операции и т.д.);

  • усиление коррупции чиновников.



http://www.sbras.ru/win/sbras/rep/rep2003/tom1/gum/gum.html#11





[по направлениям] ||[по институтам] ||[по годам] ||[поиск] ||[содержание]

   
       

 

Разработано и поддерживается Институтом вычислительных технологий СО РАН